Предохранительный клапан

 

ОП ИСАЙ ИЕ

< >93411

Союз Советск их

Социалистическим

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт..свид-ву .— (22) Заявлено 17.10.80 (21) 2992922/25-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M. Кл з

F 16 К 17/04

Гееудэретеееее кеаетет

CCCP пе Ееем «зебретеней н етермтий (53) УДК 621.646 (088.8 ) Опубликовано 07.06.82. Бюллетень № 21, Дата опубликования описания 07.06.82 (72) Автори изобретения

А. В. Качанов и.Л. К. Мельников (71) Заявитель (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для предохранения пневмогидросистем машин и механизмов от превышения давления рабочей среды выше допустимого.

Известен предохранительный клапан, в корпусе которого размещен контактирующий с седлом подпружиненный запорный орган (1).

Недостатком такого клапана является отсутствие демпфирования колебаний запорного органа, что отрицательно сказывается на технических характеристиках клапана.

Наиболее близким по технической сущности является предохранительный клапан, в корпусе которого размещены седло и подпружиненный полый запорный орган, снабженный дросселем, сообщающим полость запорного органа с входом клапана и демпфирующим элементом, выполненным в виде подпружиненного с обоих торцов инерционного тела (2).

Недостатком такого клапана является то, что в нем интенсивность демпфирования колебаний зависит от величины зазора между демпфирующим грузом и внутренними стенками полости запорного органа, поэтому при резком повышении давления клапан склонен к возникновению автоколебаний запорного органа с большой амплитудой, что приводит к быстрому износу посадочных поверхностей.

Цель изобретения — устранение недостатков клапана.

Цель достигается тем, что клапан снабжен дополнительными регулируемыми дросселями, установленными на торцах запорного органа и жестко связанными своими регулирующими органами с демпфирующим .. элементом, а седло его снабжено хвостовиком, выполненным в виде стакана, полость которого сообщена с полостью запорного органа через регулируемые дроссели.

Это позволяет повысить интенсивность демпфирования колебаний рабочей среды, что повышает надежность работы клапана.

На чертеже показан предохранительный клапан, разрез.

Предохранительный клапан содержит кор о пус 1 с входным штуцером 2, седло 3 с внутренними шлнцевыми каналами 4, входными 5 и дренажными 6 отверстиями и хвостовиком 7, выйолненным в виде стакана. Внутри клапана размещен поджатый пружиной 8

9341 клапан работает

50

1 3 полый запорный орган 9 с верхним 10 и нижним 11 торцами и внутренней полостью 12, в которой расположен с возможностью осевого перемещения поджатый пружинами 13 и 14 с обоих торцов цилиндрический демпфирующий элемент 15. Запорный орган 9 связан с седлом 3 с помощью рабочего сильфона 16, закрепленного одним венцом на седле 3 и другим — на нижнем торце 11 запорного органа 9. Запорный орган 9 связан с верхней крышкой 17 корпуса 1 с помощью вспомогательного сильфона 18, имеющего эффективную площадь меньше, чем у рабочего сильфона 16. Внутренняя полость 12 запорного органа 9 сообщается с, входной полостью 19 клапана через дроссельные отверстия 20 в запорном органе 9 и входные отверстия 5 в седле 3.

Между нижним торцом 11 запорного органа 9 и цилиндрическим хвостовиком 7 седла 3 образована замкнутая рабочая полость 21, заключенная внутри рабочего сильфона 16 и сообщающаяся с внутренней полостью 12 запорного органа 9 через регулируемый дроссель 22, установленный на нижнем торце 11. Кроме того, рабочая полость 21 сообщается с внутренней полостью 12 запорного.органа 9 через вспомогательный трубопровод 23 и регулируемый дроссель 24, установленный на верхнем торце 10 запорного органа 9. На обоих торцах демпфирующего элемента 15 закреплены регулирующие органы — две дросселирующие иглы 25 и 26 с коническими законцовками 27 и 28. Коническая законцовка 27 дросселирующей иглы 25 входит в коническое отверстие дросселя 22 нижнего торца 11 запорного органа 9. Коническая законцовка 28 дросселирующей иглы 26 входит в коническое отверстие дросселя 24 верхнего торца 10. Пружины 13 и 14 демпфирующего элемента 15 загерметизированы защитными сильфонами 29 и 30.

Предохранительный следующим образом.

При подаче рабочей среды под давлением во входной штуцер 2 заполняется входная полость 19 клапана и через входные отверстия 5 в седле 3 дроссельные отверстия 20 в запорном органе 9 среда поступает во внутреннюю полость 12 запорного органа 9. Далее через зазоры между внутренними стенками запорного органа 9 и демпфирующим элементом 15 рабочая среда растекается в двух противоположных направлениях. Часть рабочей среды поступает через дроссель, установленный на верхнем торце 10, вспомогательный сильфон 18 и вспомогательный трубогровод 23 в рабочую полость 21 рабочего сильфона 16. Вторая часть потока рабочей среды поступает из внутренней полости 12 запорного органа 9 через зазоры между внутренними стенками запорного органа 9 и демпфирующим элементом 15 и через коническое отверстие

5 о

25 зо

18

4 дросселя 22 непосредственно в рабочую полость 21 рабочего сильфона 16.

Оба потока при этом воздействуют на демпфирующий элемент 15 одновременно с противоположно направленными равными усилиями, что сохраняет динамическое равновесие демпфирующего элемента 15 и исключает возникновение его колебаний. После заполнения рабочей средой вышеуказанных полостей предохранительный клапан начинает выполнять свою основную функцию— поддержание в контролируемой магистрали пневмогидросистемы определенного давления рабочей среды.

При достижении давления рабочей среды, равного давлению начала открытия, входная полость 19 клапана сообщается с шлицевыми внутренними каналами 4 седла 3, избыточное давление рабочей среды сбрасывается через дренажные отверстия 6 седла и 3 в атмосферу. При этом рабочая среда из рабочей полости 21 рабочего сильфона 16 двумя путями в обратном направлении через внутреннюю полость 12 запорного органа 9 тоже сбрасывается в атмосферу и не нарушает динамическое равновесие демпфирующего элемента 15. Отверстия дросселей 22 и 24, зазоры между внутренними стенками запорного органа 9 и демпфирующим элементом 15, а также дроссельные отверстия 20 обеспечивают плавное опускание запорного органа 9 после сброса избыточного давления рабочей среды и плавное поднятие его при нерезком новом повышении давления. При пульсациях давления в рабочей полости 21 и внутри вспомогательного сильфона 18 при закрытом положении клапана запорный орган 9 не колеблется, а демпфирующий элемент 15 сохраняет динамическое равновесие, так как волны колебаний давления рабочей среды воздействуют на него с одинаковыми и противоположно направленными усилиями, друг друга взаимно компенсируя. В положении, когда запорный орган 9 приподнимается над седлом 3, быстрый рост давления в рабочей полости 21 рабочего сильфона 16 и внутри вспомогательного сильфона 18 вызывает мгновенное дополнительное поднятие запорного органа 9 над седлом 3, но демпфирующий элемент 15 находится при этом в неподвижном состоянии относительно корпуса 1, дросселирующие иглы 25 и 26 своими коническими законцовками 27 и 28 уменьшают или полностью перекрывают отверстия дросселей 22 и 24. В результате этого уменьшается или полностью прекращается рост давления в рабочей полости 21 сильфона 16 и внутри вспомогательного сильфона 18 и снижается скорость нарастания давления в клапане из-за уменьшения проходных сечений отверстий дросселей 22 и 24. Кроме того, при перемещении запорного органа 9 относительно демпфирующего элемента 15 рабочая среда продавливается через зазоры между внутренними стенками запорного ор9341

5 гана 9 и демпфирующим элементом 15 и если проходные сечения в отверстиях дросселей 22 и 24 не перекрываются полностью, то рабочая среда также продавливается из рабочей полости 21 через вспомогательный трубопровод 23, вспомогательный сильфон

18 во внутреннюю полость 12 запорного органа 9, чем повышается эффективность демпфирования его колебаний. Если отверстия дросселей 22 и 24 перекрыты, то рабочая среда перетекает только во внутренней полости 12 запорного органа, обеспечивая при этом надежное затухание колебаний. В результате уменьшения или увеличения проходных отверстий дросселей 22 и 24 дросселирующими иглами 25 и 26 и продавливания рабочей среды через зазоры между внутрен15 ними стенками запорного органа 9 и демпфирующим элементом 15 происходит эффективное гашение колебаний запорного органа 9 и исключается его мгновенное резкое поднятие на большую высоту над седлом 3

При кратковременных повышениях давления рабочей среды, т.е. повышается интенсивность демпфирования колебаний.

Формула изобретения

Предохранительный клапан, в корпусе которого размещены седло и подпружиненный полый запорный орган, снабженный дросселем, сообщающим полость запорного органа с входом клапана, и демпфирующим элементом, выполненным в виде подпружиненного с обоих торцов инерционного тела, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы, он снабжен дополнительными регулируемыми дросселями, установленными на торцах запорного органа и жестко связанными .своими регулирующими органами с демпфирующим элементом, а седло снабжено хвостовиком, выполненным в виде стакана, полость которого сообщена с полостью запорного органа через регулируемые дроссели.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 500403, кл. F 16 К 17/02, 19?6.

2. Авторское свидетельство СССР № 569781, кл. F 16 К 17/12,: 1976.

934118

Составитель Л. фокин

Редактор А. Козориз Техред А. Бойкас Корректор М. Коста

Заказ 3894/27 Тираж 990 Поднисное

ВНИИПИ Государственного комитета .СССР но делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Предохранительный клапан Предохранительный клапан Предохранительный клапан Предохранительный клапан 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для предохранения от разрушения топливных магистралей и топливных емкостей с совмещенными днищами с агрессивными и пожаровзрывоопасными разноименными компонентами

Изобретение относится к гидравлическим устройствам для управления расходом и давлением рабочей жидкости и может найти применение в гидросистемах тракторов и других мобильных машин

Изобретение относится к напорной арматуре (1) с каналом течения (42), клапаном (5), элементом смещения (43) и захватным приспособлением (12)

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и может быть использовано для перекрытия шлейфа газовой скважины

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и может быть использовано для перекрытия шлейфа газовой скважины в случае ее прорыва

Изобретение относится к предохранительным устройствам, предназначенным для поддержания заданного давления, и может быть применено в сосудах, работающих под давлением

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для предотвращения потерь рабочей среды при разрыве трубопровода
Наверх