Тренажер водителя транспортного средства

 

т „ ъ

Il.Ï. Белов, В.И. Кузнецов, А.Ф. етюшев и A .Å. Чебышев I .

„ -г ... изобретения (71) Заявитель

Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (54) ТРЕНАЖЕР ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к техническим устройствам обучения водителя транспортного средства, в частности, к тренажерам.

Известен тренажер водителя транспортного средства, содержащий место обучаемого с органами управления, соединенными с датчиками, выходы которых подключены к одному иэ входов моделирующего блока, один из выходов

io которого соединен с входом блока коррекции, а второй - с блоком визуализации транспортной обстановки, к выходу которого подключен дешифратор, соединенный с другим входом модели15 рующего блока (1).

Известный тренажер не обеспечивает эффективного обучения из-за отелечения внимания обучаемого речевыми командами и недостаточного динамического соответствия имитируемых и

° реальных управляющих воздействий.

Цель изобретения - повышение эффективности обучения.

Для достижения поставленной цели тренажер, содержащий место обучаемого с органами управления, соединенными с датчиками, подключенными к соответствующим выходам моделирующего блока, один из выходов которого соединен с входом блока коррекции, а второй — с блоком визуализации транспортной обстановки, к выходу которого подключен дешифратор, соединенный с другим входом моделирующего, снабжен узлом задержки, а блок коррекции содержит имеющие источники света проекторы, один из которых снабжен приводом его вертикального и горизонтального перемещения, причем третий выход моделирующего блока непосредственно и через узел задержки соединен соответственно с приводом вертикального и горизонтального перемещения проектора и его источником света.

На чертеже представлена блок-схема тренажера.

93453

Устройство работает следующим образом. Обучаемый наблюдает за изменением дорожной обстановки, проектируемой проектором 6 на экран 7. Манипуляция 45 органами 2 управления преобразуется в электрические сигналы с помощью датчиков 3, поступающие на входы моделирующего устройства 4, где они сравниваются с эталонными сигналами, поступающими, с дешифратора 8. При правильных действиях обучаемого сигналы на входе моделирующего блока 4 равны нулю. При ошибочных действиях по любому каналу управления на выходе моделирующего блока 4 формируются сигналы,.пропорциональные этим ошибкам, которые. одновременно поступают на

Тренажер содержит рабочее место

1 обучаемого с органами 2 Управления, соединенными с двтчиками 3, выходы которых соединены с соответствующими входами моделирующего блока

4, выполненного на операционных усилителях. Блок 5 визуализации транспортной обстановки, включает кино или телепроектор 6, соединенный с выходом моделирующего блока 4, и экран

Дешифратор 8 связан входом с блоком 5 визуализации транспортной обстановки, а выходом - с моделирующим блоком 4, представляет собой кодирую . щий блок,, считывающий информацию, соответствующую эталонному управлению тренажером с кино- либо магнитной пленок. Блок 9 коррекции представляет собой источники света с проекционными системами, обеспечивающими ин- 26 дицирование неподвижной метки в центре экрана, а также перемещение по экрану подвижной метки в вертикальном . и горизонтальном направлениях с помощью привода по сигналам, поступающим с моделирующего блока 4, которое обеспечивает динамическое соответствие имитируемых на тренажере и реальных управляющих воздействий. Узел 10 задержки выполнен ..в виде электронного 30 реле времени, имеющего регулируемую длительность интервала. Блок 11 интегральной оценки представляет собой электронный прибор, выполненный на операционных усилителях и других стандартных элементах,с помощью которого считывается количество неправильных действий обучаемого тем, либо иным органом управления и оценивается их значимость. ñ

0 4 блок 11 интегральной оценки и на электрический привод блока 9 коррекции. Одновременно включаются источники света обоих проекторов блока 9 коррекции, которые с помощью оптической проекционной системы проецируются в виде двух световых меток на экран 7. Одна из меток - неподвижнаяпроецируется примерно в центр экрана, а другая - подвижная - перемещается по экрану в двух взаимно перпендикулярных направлениях в зависимости от ошибки, допущенной обучаемым. Задача обучаемого состоит в том, чтобы с помощью рулевого колеса (перемещение метки по горизонтали) и педалей акселератора и тормоза (перемещение по вертикали ) совместить световые метки. При "обнулении" меток ошибка исправлена и лампочки проекторов блока 9 коррекции гаснут. Для избежания "управления" обучаемым исключительно по световым меткам без учета имитируемой дорожной обстановки, сигнал на блок 9 коррекции поступает с временной задержкой, реализуемой в узле 10 задержки. 8еличина задержки выбирается в зависимости от уровня обученности в пределах 0,20,5 с. При ошибках, превышающих допус тимые значения, приводящие к возникновению неустранимых критических ситуаций, в моделирующем устройстве 4 вырабатывается сигнал, поступающий в блок 5 имитации транспортной обстановки, прекращающий данный цикл занятия. Информация, поступающая в блок

11 интегральной оценки, после соответствующего преобразования, представляется.в виде, удобном для считывания, например, в цифровой форме. Таким образом, корректирующие сигналы, воспроизводимые на экране одновременно с имитируемой дорожной обстановкой, не отвлекают обучаемого, Применение интегральной оценки каждого цикла занятий позволяет отказаться от осредненного, статистического подхода к процессу обучения, что дает возможность прекратить занятия при достижении обучаемым требуемого уровня. Это приводит к повышению эффективности процесса обучения в целом.

Предлагаемый тренажер позволяет обеспечить, во-первых, обратную связь по управлению с помощью подвижной метки, которая одновременно служит корректирующим сигналом для обучаеФормула изобретения

Составитель Г, Корнева

Редактор П. Иакаревич Техред К. Иыцьо Корректор И. Демчик

Тираж 472 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 3946/48

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

S 93" 5 мого; во-вторых, динамическое подобие имитируемого и реального изображений дорожной обстановки эа счет наличия моделирующего устройства, в-третьих, интегральную оценку дея" 5 тельности обучаемого.

Тренажер водителя транспортного. средства, содержащий место обучаемого с органами управления, соединенными с датчиками, выходы которых подключены к одному иэ входов моделирую- щего блока, один из выходов которого соединен с входом блока коррекции, а второй - с блоком визуализации транспортной обстановки, к выходу которого

30 6 подключен дешифратор, соединенный с другим входом моделирующего блока, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения, он снабжен узлом задержки, а блок коррекции содержит имеющие ис" точники света проекторы, один из ко" торых снабжен приводом его вертикаль1 ного и горизонтального перемещения, причем третий выход моделирующего блока непосредственно и через узел задержки соединен соответственно с приводом вертикального и горизонталь" ного перемещения проектора и его источником света.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

If 558293, Kï. с 09 в 9/04, 1975.

Тренажер водителя транспортного средства Тренажер водителя транспортного средства Тренажер водителя транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Тренажер // 890428

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх