Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от работы в аварийных режимах

 

(72) Аатор . язобретени я

В. Н. Даыкпов

Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства (7l ) Заявитель (54} УСТРОЙСТВО llJM ЗАШИТЫ ТРЕХФАЗНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

ОТ РАБОТЫ В АВАРИЙНЫХ РЕЖИМАХ

Изобретение относится к защите от аварийных режимов электродвигателей, рабстакяцих в промышленности и сепьоком хозяйстве.

Известны устройства дпя зыциты эпектродиигатепей от аварийных режимов перегрева, короткого замыкания, обрыва фазы, в которых используются термьсопрсти ления, трансформатор тока, конденсаторные нпи резисторные датчики à фазы или дпя обнаружения несимметричного рейма используется сред» няя точка электродвигателя, статор которого соединен в звезду. При этом сигнал or датчиков через усилитель постоянного тока воздеяствует на выходное коммутапионное устройство в аиде электромагнитного реле 1 .

Однако эти устройства имеют значи- тещ.ные габариты, повышенный расход электроэнергии, низкие стабильность вы» модных характеристик усаяитепя и acmeхозапащенность, а выходное электромагнитное репе этих устройств обпадает

2 низкой надежностью в успониях агрессив ной окружающей среды.

Известно устройство дпм запеты электт юдвнгателя, содержащее датчик аварийных режимов выполненныя в виде звезды из конденсаторов, выход котоэмиттерно-базовому переходу транзистора, выход которого подключен к испоп1о нитепьному элем яту (2) .

Наиболее бпизким по технической супаости и достигаемому резушгтату явпяется устройство дпя защиты трекфаэaavo электродвигателя, содержащее маг35 3% ный пускатепьв обмотка которого подктпочена к сети через поспедоватещ но соединенные сиьмстори кнопку управлиая, пороговый элемент в.пеаи управления сзмистора, подключенный к терма26 ддааттччинккаамм, установленным на обмотках л;р ди тя (a).

В известном устройстве управлешке симистором осуществляется постоянным током, что является менее экономичнык и жепатепьным с точки зрения нагрева управляющего перехода по сравнению с импульсным управлением, привод г к раз бросу выходных характеристик. Кроме того, устройство обладает низкой помеxoeBIIIIIIIIенностью.

Цель изобретения - уменьшение пот ребпяемой мощности и увспиченне помехозащкц енностн устройства.

Поставленная цель достигается тем, что устройство дпя защиты трехфазного электродвигателя от работы в аварийных режимах, содержащее магнитный пускатепь, катушка которого через кнопку

Стоп и кнопку Пуск зашунтирован- 5 ную симистором, подключена к двум фазам трехфазной сети, стабилизированный истсж к питания, позисторы, датчик несимметричного режима в виде звезды" конденсаторов, подключенной к пи- 20 таюшим проводам, причем выход датчпка через выпрямнтельный мост подключен к эмиттерно-базовому переходу транзистора в роки порогового элемента, выход

KOrOpOX Oð таКЖЕ KBX И ВЫХОД ПОЗИСТОровр 25 функционально cBHBBH с управляющим переходом симнстора, дополнительно снабжено блояпп-генератором с частотой импульсов, .по крайней мере, на два порядка выше частоты тпггающей сети, к входу которого через раздел71тельный диод подключена общая точка депителя, состоящего нз резистора и двух позисто= ров, псследоватекьно соедвненных между собой и псдктпсченных к выходу стабнкн= зщюванного источника питания, к которо = му также порпапочены эьа"ттер и коллектор транзистора в роли порогового элемента. HB чертеже показана схеме устройст-- @., ва., Устройство содержит кнопочьгую станцию с пусковой 1 и стоповой 2 кнопками, магнитный пускатепь с катушкой 3 m аятовыми контактами 4, симметричный тиристор 5 рпя коммутации катушки магнитного пускателя, блокинг-генератор, выполняющий функции генератора импульсов управления симметр нным тирнстором и выпалненный на основе транзистора 6, резисторов 7 - 10, конденсатора 11 и трансформатора 12, выходная обмотка кОтОрОго нагружена на резистор 1 3 р дйод 1 4 и управляюший переход симметричного тиристора 5, стабилизированный

55 источник постоянного тока на основе балдастного конденсатора 15, mIIIpmmтельного моста 16, балластного резистора 17, стабилитронов 18 и 19 и сгла-.

48 4 жнвающего конденсатора 20, позисторы

21 и 22, резистор 23, допспнительный запирающий диод 24, датчик аварийных режимов на основе конденсаторов 25, 26 и 27, сигнал со средней точки которых подается через выпрямитель 28 и резистор 29 на базу транзистора 30, включенного экиттером и коллектором параллельно стабилитронам IS и 19, электродвигатель 3 1.

Устройство для зашиты трехфазного электродвигателя от работы в аварийных режимах работает следующим обраЗОМ.

При нажатии HB cKQH к11Опку 1 блок питания обтекается током, блокинг генератор начинает генерировать и посылает отпирающне импульсы на управляющий электрод симметричного тиристора

5, последний открывается, шунтируя кнопку 3 . Одновременно магнитный пускатель срабатывает, включая электродвигатель 31 В работу.

При возникновеш и технологической перегрузки согротивление позисторов, вмонтированных в лобовые части обмотки двигателя, резко возрастает, диод

24 открывается, и генерация блокинггенератора срывается. Это приводит к закрытию симметричного тиристора 5, обесточиванию катушки 3 и отключению электродитателя 31 or сети.

При вознии овении нежммет жчного режюла при обрыве фасы происходит защитное Отключе ше электродвигателя вследствие появления потенциала на средней точке конденсаторов 25, 26 и

27, который поступает через выпрями-. тельный мост и ограничивающий резистор 29 IIB базу транзистора 30. Последний открывается, закорачивая стабилитроны и тем самым срывая генерацию блоглнг-генератора.

Отключение эпектроустановки при ее нормальной работе Осуществляется нажатием на кнопку 2.

В устройстве позпсторы, вмонтированные в лобовые части обмоток статс ра электродвигателя, отделены от усилителя с помощью дополнительного запирающего диода 24, который открывается только при перегреве электродвигателя за счет возрастания сопротивления познсторов, включенных с дополнительным резистором 23 по схеме депитепя напряжения. Это повышает помехозащищенность устройства. Применение усилителя переменного тока в виде бпокинггенератора позволяет также значитель9 Подписное .

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 Ì83 но повысить помехозшпишенность устройства и осуществить экономичное н надежное отпиры ие симметричного тяриотора мощными импульсами, на вели пшу которых не влияет никакой внапний параметре

Формуле изобретения

Устройство дпя зашиты ч рехфазного электродвигателя от работы в аварийных режимах, содержащее магнитный пускатель, катушка которого через кнопку

Стоп и кнопку Пуск, зашунтщюванную симистором, подключена к фазам сети, стабилизи1юванный источник питания, позисторы, наложенные на обмотку электродяп атетт датчик несимметричного режима в .яде звезды" конденса- 20 торов, подключенной к питающим прово- дам, причем выход датчика через выпрямительный мост подключен к эмнттернобазовому переходу транжстара в рсш порогового элемента, выход которого, 3N

48 d также как и выход позисторов, функпио» дом симпстора, отлич ающ ее ся тем, что, с пелью повышения помехозапашенносж и уменьшения потребляемой мощности, оно допсшнительно снабжено бнокинт генератором с частной импульсов, по крайней мере, на два порядка вьппе частоты штгаюшей сети, к входу которого через рюдепитепьный диод подключена общая точка делителя, состоящего из резистора и двух позисторов, последовательно соединенных между собой и подключенных к выходу стабюпшзированного источника питания, к zceoрому также подключены эми ггер и коплектор транзистора-поро свого элемента.

Источники информации, гр нятые во внимание щж экспертизе

1. Па еит Великобритании

% 1379550, кл. Н D2 7/08, 1972.

2. В помояь радиогпобитепо. Вьш. 19

ДОСААФ, М., 1964, с. 4980.

3. Авторское свидетельство СССР

% 559328, кл. Н 02 7/08, 1974.

Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от работы в аварийных режимах Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от работы в аварийных режимах Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от работы в аварийных режимах 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх