Реверсивный электропривод
В.Л . Пожидаев и В.В. Омельчен
l.
1:? 4 ,? ,? t .Я (72) Авторы изобретения (7l ) Заявитель (54) РЕВЕ РСИВНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
Изобретение относится к электротехнике. . Известны реверсивные электроприводы, содержащие электродвигатель постоянного тока независимого возбуждения с обмоткой якоря, включенной в диагональ моста, плечи которого образованы клю5 чами (контактными или бесконтактными) Г11.
Недостатком этих электроприводов является сложность из-эа большого числа ключей, входящих в схему устройства управления электродвигателем.
Наиболее близким техническим реше.нием к изобретению является реверсивный электропривод, содержащий электродвигатель постоянного тока с двумя обмотками возбуждения, одна из которых одтим выводом соединена с якорной о моткой электродвигателя, а другимс одним иэ неподвижных контактов двухполюсного переключателя, подвижный контакт которого подключен к зажиму источника питания, второй зажим источника питания соединен с якорной обмоткой электродвигателя (2 .
Недостатком привода являются ограниченные функциональные воэможности и, следовательно, ограниченные возможности применения в случаях, когда, напри мер в интересах повышения производнтельности от электродвигателя, требуют» ся существенно различные механические свойства при разном направлении вращении (например,в приводе продольно-строгальных станков).
Мель изобретения — повышение произ» водительности электропривода.
Поставленная цель достигается тем, что в него дополнительно введен диод, причем точка соединения якорной и первой обмоток возбуждения электродвигателя через указанный диод подключена к второму .неподвижному контакту двухполюсного переключателя и к одному из выводов второй обмотки возбуждения, другой вывод которой подключен к второму зажиму источника питания.
На чертеже приведена схема устройства.
038
Реверсивный электропривод, содержащий электродвигатель постоянного тока с двумя обмотками возбуждения, одна из которых одним выводом соединена с якорной обмоткой электродвигателя, а другим— с одним из неподвижных контактов двухполюсного переключателя, подвижный контакт которого подключен к зажиму источника питания, второй зажим источника питания соединен с якорной обмоткой электродвигателя, отлича ющийся тем, что, с цель повышения производительности, 30 в него введен дополнительно диод, причем точка соединения якорной и первой обмоток возбуждения электродвигателя через указанный диод подключена к второму неподвижному контакту двухполюсного ne3g реключателя и к одному из выводов второй обмотки возбуждения, другой вывод которой подключен к второму зажиму источника питания.
Источники информации, gp принятые во внимание при экспертизе
1. Кулебакин В,С., Нагорский В.Ll.
Электропривод самолетных агрегатов и механизмов. М., Оборонгиз, 1958, с. 233, фиг.8. 4.
2. Там же, с. 240, фиг.8. 16, 3 944
В устройстве одна обмотка возбуждения 1 включена последовательно с обмоткой якори 2, а другая обмотка возбуждения 3 — параллельно обмотке якоря
2 через диод 4. Через двухполюсный пе- 5 реключатель с контактами электродвигатель подключается к источнику питания.
Вывод обмотки возбуждения 1 подключен к неподвижному контакту 5, а вывод обмотки возбуждения 3 — к неподвижному контакту 6 двухполюсного переключателя, подвижный контакт 7 которого соединен с зажимом 8 источника питания, зажим 9 которого подключен к выводу обмотки якоря 2.
Устройство работает следукпцим обраэом.
Обмотки возбуждения 2 и 3 выполнены так, что при протекании тока по ним (от зажима 9 к зажиму 8) создаются магнитные потоки противоположного направления. При наличии напряжения на зажимах 8 и 9 и замыкании подвижного контакта переключателя 7 с контактом
5 к источнику питания подключается обмотка якоря 2 и последовательная обмотка возбуждения 1 электродвигателя.
Последний приходит во вращение, имея свойства электродвигателя с последовательным возбуждением. При перебросе подвижного контакта переключателя 7 в противоположное йоложение он замыкается с контактом 6, в результате чего последовательная обмотка возбуждения 1 отключается от источника питания, а обмотка возбуждения 3 подключаетси к нему. Обмотка якоря 2 остается подсоединенной к источнику через диод 4. Направление потока возбуждении меняется на противоположное и двигатель реверси;— рует, т.е. изменяет направление вращения.
На ряду с этим изменяются механические свойства электродвигателя, а именно. он приобретает свойства, присущие двигателю параллельного возбуждения.
Таким образом, при переключении подвижного контакта переключателя 7 иэ одного крайнего положения в другое не только происходит реверс двигателя, но и осуществляется изменение его механических свойств. !1анная особенность привода позволяет наилучше согласовать его свойства с требованиями, предъявленными со стороны приводимого механизма (рабочего органа) и таким образом обеопечить оптимальность параметров рабочего режима; при которых повышается производительность устройства.
Формула изобретния
ВНИИПИ Заказ 5147/72
Тираж 721 Подписное
Филиал ПП "Патент, г. Ужгород, ул. Проек тная, 4