Способ изготовления элементов тормозных устройств из фрикционных материалов на основе железа

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскик

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву - . (22) Заявлено 15.1080 (21) 3216826/22-02 р111М К, з

В 22 F 7/04 с присоединением заявки ¹

Государственный комитет

СССР но делам иэобретеннй и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 230782. Бюллетень ¹ 27 (ЗЗ) УДК 621 ° 762 ° . 4. 04 3 (088. 8) Дата опубликования описания 230782

Ф.К. Германчук, В.Г. Докучаев, М.B. Малютин, =Т;Р>--4апронев=- —, и В.Ф. Скрипка а (72) Авторы изобретения

1 г

Киевский ордена Трудового Красного Знамен институт инженеров гражданской авиации (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТОРМОЗНЫХ

УСТРОЙСТВ ИЗ ФРИКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ

ЖЕЛЕЗА.

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к способам изготовления элементов тормозных устройств из фрикционных материалов на основе желе за .

Известен способ изготовления элементов тормозных устройств из фрикционных материалов на основе железа, включающий прессование исходных заготовок из порошк а, спекание и припекание элементов к стальной подложке (1) .

Недостатками данного способа являются низкая фрикционная способность элементов и их низкая износостойкость.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ изготовления элементов тормозных устройств из фрикционных материалов, включающий прес сование исходных заготовок из порошка, спекание, припекание элементов к стальной подложке и приработку их рабочей поверхности. При этом приработку осущвствляют в защитной среде при комнатной температуре (2).

Недостатком известного способа является низкая износостойкость фрик-.

В ционных элементов, обусловленная низкими значениями прочности и твердости материала на железной основе.

Целью изобретения является повышение износостойкости элементов.

Для достижения указанной .цели используют способ изготовления элементов тормозных устройств из .фрикционных материалов на основе железа, включающий прессование исходных заготовок из порошка, спекание, при" пекание полученных элементов к стальной подложке и приработку их рабочей поверхности, в котором согласно изобретеиию приработку .осуществляют. в среде аькиака при температуре поверхностного слоя 500-800 С в течение 20-. 45 иян.

Способ осуществляется следутещим образом.

Фрикционные элементы, изготовленные из серийных фрикционных материалов на основе железа (типа 4МНХ и ФИК-ll), после припекания к сталь" ной подложке подвергают приработке в среде аммиака при избыточном давлении (4,9-9,8) -104 Па. Приработка осуществляется на машине-.рения типа

4-47 при скорости скольжения 2ЗО 3 м/с и удельном давлении на элемен944787

Формула изобретения

Состав итель И. Киянс кий

Редактор В. Дан ка Техред М. Рейвес Корректор Г. Решетник

Заказ 5?)4/14 Ти раж 85 2 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобрете нй и и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Ф» . »н .»»» ППП Патент, г. ужгород, ул ° Проектная, 4 т»:. (9, 8-1 9, 6 ) ° 10 6 Па. При этом за с»ет протекания упруго-пластических деформаций температура поверхностного слоя достигает 500-800 С. Приработку пров.едят в течение 20-45 мин.

В процессе приработки на рабочих поверхностях элементов образуется иэносостойкий слой, являкщийся продуктом взаимодействия азота (появляется при диссоциации аьииака в указанном диапазоне температур) с 10 материалом элемента (железом) .

При этом осуществление приработки при температурах ниже 500 С не вызывает появления ожидаемого технического результата (повышения износостойкости) в связи с низкой степенью диссоциации аммиака и низкой эффективностью взаимодействия азота с железом. При температурах превыо

I шающих 800 С, наблюдается умень»»ение прочности обрабатываемого материала.

Продолжительности приработки выбираются из условия обеспечения оптимальной толщины износостойкого слоя (при продолжительности менее

20 мин эффект повышения износостойкости практически не наблюдается, е а при продолжительностях, превышающих 45 мин, износостойкость не возрастает по сравнению с оптимальной продолжительностью приработки) .

Применение предлагаемого способа позволяет значительно повысить износостойкость фрикционных элементов.

Для элементов из материала. ФМК-11, полученных по предлагаемому способу, износ при скорости скольжения 6 м/с составляет 2,24 мкм/см на 1000 м пути, а для элементов из этого же материала, полученных по известному 2 способу, износ составляет 247,1 мкм/см на 1000 м пути.

Таким образом, применение предлагаемого способа позволяет повысить износостойкость элементов и долговечность тормозных .устройств.

Способ изготовления элементов тормозных устройств иэ фрикционных материалов на основе железа, включающий прессование исходных заготовок из порошка, спекание, припекание полученных элементов к стальной подложке и приработку их рабочей поверхности, о т л и ч а ю щ и:й с я тем, что, с целью повышения износостойкости, приработку осуществляют . в среде аммиака при температуре поверхностного слоя 500- 800 С в течение 20-45 мин.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Игнатов Л.Н. и др. Производство фрикционных материалов на железной основе. М., Металлургия

1968, с. 19-65.

2. Костецкий Б.И. и др. Надежность и долговечность машин. Киев, Техника, 1975, с. 109-116 .

Способ изготовления элементов тормозных устройств из фрикционных материалов на основе железа Способ изготовления элементов тормозных устройств из фрикционных материалов на основе железа 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии нанесения твердосмазочных покрытий с применением ультразвука

Изобретение относится к области изготовления составных изделий методами порошковой металлургии и может быть использовано для изготовления биметаллических подшипников скольжения, фильтрующих трубчатых элементов с различными свойствами слоев и т.д

Изобретение относится к методам упрочнения трущихся поверхностей и может быть использовано при изготовлении и ремонте трущихся деталей

Изобретение относится к машиностроению и касается фрикционных изделий, используемых в качестве тормозных и передаточных узлов для силовых агрегатов транспортных средств, иных машин и механизмов

Изобретение относится к производству фрикционных изделий для тормозов и фрикционных узлов машин и механизмов, в частности к технологии изготовления накладки дискового тормоза автомобиля, колодки ленточного тормоза буровой установки, накладки барабанного тормоза автомобиля, накладки сцепления, сектора и других изделий, формуемых из армированного волокном порошкообразного (сыпучего) материала с полимерным связующим

Изобретение относится к порошковой металлургии (ПМ) и может быть использовано для изготовления конструкционных и износостойких деталей машиностроительной, добывающей, приборостроительной, перерабатывающей и других отраслей промышленности в тех случаях когда требуется создание сложнопрофильного изделия из относительно простых частей

Изобретение относится к способу изготовления композитного металлического изделия по меньшей мере из двух видов нержавеющей стали с возможностью получения декоративного узора, например ножевого лезвия, имеющего дамасский узор

Изобретение относится к композиционному материалу, содержащему износостойкий материал с высокоабразивными частицами и пластичный металл

Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано для изготовления триметаллических порошковых изделий типа "бронза - железо - бронза"
Изобретение относится к машиностроению, в частности к армированию металлических изделий твердосплавным слоем, например, штампового инструмента
Наверх