Устройство для управления четырехфазным двигателем переменного тока

 

ОПИСАHИЕ(8861

Союз Советскмк Социалистические

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИ ТЮЛЬСТВУ (6I ) Дополнительное к авт. свмд-еу (22) Заявлено 24.03.80 (21) 2898463/24-07 с прмсоеднненмеет заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 30. 11.81. Бюллетень,лв 44 (5l)M. Кл.

Н 02 P 7/62

Вкударетеенный квинтет

СССР (53) УДК621.313. . 13- 1.33.3-52 5 (088. 8) ао делам иаебретеинй н открытий

Дата опубликования описания 01. 12.8 1

1 (72) Авторы изобретения

М. Н. Глазов и Э. С. Никулин (7I) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕТЫРЕХФАЗНЫМ

ДВИГАТЕЛЕМ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Изобретение относится к электротехнике, а именно к управлению четырехфазным двигателем переменного тока, например шаговым, от входного напряжения пропорционального частоте, и может быть использовано в следящих системах с шаS гсвыми двигателями.

Иеаестно устройство для управления шаговыми двигателями, которые наряду с усилителями мощности, регуляторами напряжения и распределителями импульсов содерто жат в качестве самостоятельных узлов усилители рассогласования и генераторы управ ляемой частоты, позволяющие регулировать скорость вращения двигателя в зависимости or управляющего напряжения tl) .

$S

Недостаток устройства - сложность, обусловленная использованием большого числа аналоговых элементов для реали.зации усилителэй рассогласования и управляемых генераторов.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство, для управлэния четырехфазным пвигателэм переменного тока, содержащее усилители мощности, двухвхоцовой интегратор с переключателэм на инвертирующем входе, снабженным цепями управления, релейный элемент, усилитель с изменением .знака коэффициента передачи, операционный усилитель с диодным ключом и входную шину Е22

Недостаток этого устройства состоит в относительной сложности его аналоговой части, включающей наряду с масштабным усилителэм, релэйным элэментом и другими узлами три операционных усили теля и восемь точных резисторов, определяющих зависимость частоты от входного напряжения и влияющих на стабильность частоты, что снижает надежность, точность и увеличивает энергопотребление.

Кроме того, на частоту и скважность выходных импульсов, кроме других факто, ров, оказывают дестабитвтзирующее влияние изменения коэффициента передачи масштабного усилителя, обусловленные

1тестабильностью сопротивлений соответI

3 886 ствующих резисторов, н дрейф нуля операционного усилителя, что приводит к увеличению погрешности устройства.

Цель изобретения - упрощение схемы и повышение точности.

Указанная цель достигается за счет .того, что устройство для управления четырехфазным двигателем переменного то ка содержит дополнительный транзисторный ключ, соединяющий входную шину с входом переключателя, и инвертор, соединен-. ный входом с выходом режйного элемента, а выходом - с одной из цепей управления переключателя, причем выход операционного усилителя соединен с входом транзисторного ключа, а цепь обратной связи включает в себя два последова ,тельно соединенных с диодом резистора, общая точка соединения которых подключена к неинвертирующему . входу интегратора.

На фиг. 1 представлена схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 - временные диаграммы его работы.

Устройство содержит четыре усилителя мощности 1-4, подключенные соот ветственно к 1 - 1У обмоткам управжния (фазам) шагового двигателя (ШД),,инверторы 5 и 6, регулятор 7 напряжения с задающим входом (входом уставки 8) и входом обратной связи 9, двухвходовой интегрирующий усилитель lp с с конденсатором ll в обратной связи и резистором 12 на инвертирующем входе, переключатеж, 13 на МОП-транзисторах

14 и 15 с каналами одной проводимости, релейный элемент 16, усилитель 17 с изменением знака коэффициента передачи, выполненный на операционном усилителе

18, резисторах 19 - 22, диодах 23 и

24 и транзисторе 25, и диодный ключ ее

26 на операционном усилитеж 27 с входным резистором 28, подключенным к источнику входного;напряжения (входной

nil) Uj, и цепью основной обратной связи, состоящей из последовательно соединенных резисторов 29 и 30 и диода 31.

Усилитель 27 охвачен также цепью нелинейной отрицательной обратной связи через посждовательно включенные стабилггрон 32 и диод 33; Выход двухвходового интегратора 10 подключен к входам режйного,эжмента 16 и усилители 17, выходы которых соединены непосредственно с усилителями мощности 1 и 3 и через инверторы 5 и 6 с усилителями мощ- ности 2 и 4.

Выход операционного усилителя 27 подклочен к базе транзистора 25, выполня

182 4 ющего функции ключа изменения знака коэффициента передачи усилителя 17. Выход цвухвходового ийтегратора 10 соецннен с входами операционного усилителя 18 через диодный ограничитель, выполненный на резисторе 19 и диодах 23 и 24.

Инвертнрующий вход интегратора 10 через резистор 12 соединен с выхоцом переключателя 13, один вход которого (транзистор 15) соединен с общей шиной, а ,другой вход (транзистор 14) — с выходом диодного ключа (точкой соединения диода 31 и резистора 30 в цепи отрицатежной обратной связи операционного усилителя 27) и с.задающим входом 8 регулятора напряжения 7.

Кроме того, в устройство введены транзисторный ключ 34, выполненный на

МОП-транзисторе и соединяющий источ

-ник входного . сигнала Ойдо с входом переключателя, 13, и инвертор 35 на МОПтранзисторе 36, управляющий электроц (затвор) которого соединен с выходом релейного элемента «6, а два, другие эжктрода (исток и сток) подключены к входу и соответствующей цепи управжния перключателя 13 (затвору транзистора 14). Цепь управления транзисторного ключа 34 соединена с выходом операционного усилителя 27, а неинвертирующий вход интегратора «О подключен к точке соединения резисторов 29 .и 30 и диодного ключа 26.

Направление включения диодов 31 и 33 и стабилитрона 32 в диодном ключе 26 соответствует использованию в переключателе 13, инверторе 35 и транзисторном ключе 34 МОП-транзисторов с каналом р-типа, При этом режйный эжмент 16 имеет прямую статическую характеристику (без инверсии). Для МОП гранзис торов с каналом П типа направжние вклю-, чения указанных диодов и стабилитрона необходимо изменить на противоположное, а режйный элемент 10 должен обладать инверсной статической характеристикой.

Устпойство работает. следующим обра-зом.

В исходном состоянии при Ug =О напряжение О на выходе диодного ключа

26 практически равно нулю (Ug< =О) и определяется смещением нуля операционного усилителя 27. Действительно, если смещение нуля, приведенное к выходу усилителя. 27, положительно, то .происходит .открывание диода 31, и усилитель 27 охватывается обратной связью через диод

3l и последовательно включенные резис886 182 где Я вЂ” ЭДС смещения и входной ток операционного усилителя 27;

" и "И,g> - сопротивления резисто-1Ф ров 28 — 30.

Если.же смещение нуля на выходе усилителя 27 отрицательно, то диод 31 закрыт, и усигагтель 27 охватывается нелинейной обратной связью через диод 33 и стаби!

5 литроп 32, в результате чего на выходе усилителя устанавливается отрицатеиное, напряжение, примерно равное опорному напряжению -0 стабилитрона 32 (Uj> U>

Это напряжение не попадает на выход ди» одного ключа, поскольку диод 31 смеща20 ется напряжением Ug> в непроводящем направлении. В то же время ключ на

МОП-транзистре 34 под действием отрицательного напряжения ОО7 замыкает25 ся, подключая источник входного сигнала 0 к входу переключателя 13 так, что Ц1 = Ugy = О.

Таким образом, . независимо от смещения нуля операционного усилителя 27

30 и состояний диодного и транзисторного ключей 26 и 34 напряжение на входе переключателя 13 при отсутствии входного сигнала равно.нулю. На регулятор

7 напряжения поступает нулевая установка, а потому напряжение питания об моток управления двигателя устанавливается в соответствии с некоторым минимальным значением, BBQBBaeMbIM смещением 0с и обеспечивающим создание требуемого фиксирующего момента на валу двигателя. В частном случае напряжение0 может быть равно нулю.

В зависимости от состояния релейного элемента 16 перключатель 13 подключает инвертнрующий вход интегратора 10 либо к выходу диодного ключа 26, либо к общей шине. Вследствие смещения нуля, присущего операционному усилите-

mo, интегратор 10 переходит в состоя.Ние положительного или отрицательного насыщения, причем это состояние не изменяется при переключении релейного элемента 16. Соответственно усилитель 17 также находится в насьпцении. где Q

При постоянном входном напряжении, когда Ug =-09Х-Сопев, ток 13 также постоянен и напряжение U> уменьшается по линейному закону. В момент времени t выходное напряжение интегратора достигает отрицательного порога переключенйя

01 релейного элемента 16, и он переходит в состояние отрицательного насыще»

55 ния. При этом происходит открывание транзисторов 15 и 36 и закрывается .транзистор 14 (на затвор транзистора 14

5 торы 29 и 30. При этом выходное напряжение диодного ключа. 29 ЗО

" ь= 1 "в Р в"" )"

18 /

В исходном состоянии устройство управления находится в устойчивом (затор.моженном) состоянии, при котором две из етырех фаз двигагеля подключены к ис4 точнику регулируемого напряжения 0О, в то время как две другие фазы отключены от источника. В этом состоянии шаговый двигатель неподвижен.

Рассмотрим работу устройства при подаче. постоянного входного напряжения 0

Sx

Пусть напряжение0 „отрицательное, т.е.

U x < 0 (фиг. 2), тогда на выходе опера« ционного усилителя 27 устанавливается положительное напряжение, диод 31 открывается, замыкая цепь отрицательной обратной связи Операционного усилителя

27. При этом диодный ключ 26 работает в режиме инвертирования входного сигнала m при 19+"9О = а 2ь= U

При положительном напряжении 0, ко- торое превышает напряжение Ugg на вежечину падения напряжения на диоде .31, транзисторы 34 и 25 находятся в закры том состоянии. Поэтому на вход переключателя 13 поступает положительное напряжение Ugg с выхода диодного ключа

26. При равенстве сопротивлений резисторов 29 и 30 (keg-- R o ) напряжение на неинвертнрующем входе интегратора

10 равно по величине половине входного напряжения, т.е.; Ц = — =Uqx

° ° ° + 1

Пусть релейный элемент 16 находитсч в состоянии положительного насыщения °

Тогда транзистор 15 закрыт. В этом случае транзистор 36 также закрыт, поскольку выходное напряжение 0 режйного элемента 16 превышает напряжение U26 (во всем диапазоне изменения сигнала должно .ВыпОлнятьсЯ условие 0 3 Ugg) °

Следовательно, транзистор 14 открыт и. напряжение через резистор 12 доступе» ет на инвертнрующий вход интегратора

10. Через резистор 12 и конденсатор 11 течет ток заряда j g конденсатора, под действием которого выходное напряжение интегратора 0 уменьшается, Ток

1 о ь- о ь о ь

1 1 й

182 8 выключеarro+ зисторе 25 напряжение на верт ру щем входе операаионного усилителя 18 прева лирует над напряжением на неинвертиру юшем входе, поскольКу на неинвертирующем входе включен резистивный делитель напряжения 20 и 22.

Как..видно из временных диаграмм на фиг. 2, на выходе усилителя 17 формнру ется напряжение прямоугольной формы, совпадающео по частоте с выходным напряженнем интегратора и сдвинутое относительно выходного напряженна релейного элемента 16 на угол — (основание по фазе). В этом случае обмотки управления ШД переключаются в последовательности Z-ll,ll ill,!П- 1Ч,1Ч-.j,?- и, harp соответствует прямому вращению двигателя.

Работа схемы при положительном вхор ном напряжении О х-р О (фнг. 2, б) происходют аналогичным образом с той лишь разницей, что диодный ключ 26 разомкнут, а транзисторный ключ 25 замкнут.

При этом на вход перекшочателя 13 поступает полсюкительное входное напряжение

Ugy через замкнутый транзисторный ключ

34. Действительно, при ljg)() 0 операционный усилитель 27 охватывается нелиней ной отрицательной обратной связью через диод 33 и стабилнтрон 32, в результате чего на. выходе усилителя 27 возникает отрицательное напряжение, определяемое опорным напряжением U стабили грона 27 (Ug7 Uo). Это напряжение, как. отмечалось выше, закрывает диод 31, разрывая цепь отрицательной обратной связи через резисторы 29 и 30. В то . же время отрицательнм напряжение Ugy открывает транзистор 34 и входной сигнал UgX поступает на вход переключате«я 13 так, что Utr U <.

Кроме того, благодаря тому, что при . отрицательном напряжении V y транзис. тор 25 находится в. замкнутом положе нии, выходной сигнал интегратора 10 проходит только На неннвертирующий вход операционного усилителя 18. Поэтому усилитель 17 формирует прямоугольное напряжение, совпадающее по фазе с вы ходным напряжением интегратора V „и

° опережающее выходное напряжение релейного эжмента 16 на угол + . В результата абиаткп упраяюппя Шй паракаачаютсян последовательностиТ-)l,?- IV, Я-!Ц, ill-ll, ll-I (фиг ° 2), т.е. вращение двигателя изменяется на противоположное. . Таким образом, предлагаемое устрой ство обеспечивает изменение направления

886 через открытый транзистор 36 поступает положительное выходное напряжение диодного ключа 26).-В реэульrare переклю чатель 13 подсоединяет инвертирующнй вход интегратора 10 к обшей шине, отклю- 5 ,чая et î or выхода диодного ключа 26, Под действием положительного напряжения . 0 на неивертирующем входе выходное напряжение интегратора 10 начинает увеличиваться по линейному закону, поскольку 1р конденсатор li перезаряжается постоянным по величине током 3p . Ток перезаряда конденсагора с U+

% Щч !

Так «ак токи заряда и разряда «онденсатора 1.1 равны по величине, то скорости. нарастания и уменьшения напряжения V н одинаковы. Нарастание напряжения V прон 2Р исходит до тех trop, пока оно не достигнет положитеа ного порога перекжочения U релейного элемента 16 (момент времен Ъ на временной диаграмме). После этого ре1 лейный элемент 16 скачком trepexorrrrr в состояние положительного насыщения, воэ

25 вращая переключатель 13 в положение, при котором инвертирующий вход интегратора 10 вновь подключается к выходу диод» ного ключа 26 и начинается очередной цикл заряда конденсатора 11.

Таким образом, под действием выход. ного напряжения 0 диодного каоча 26 в схеме. возникает периодический процесс,: в реэуи тате которого выходим напряже ние интегратора изменяется по пилообразному закону в пределах ширины петли гистерезиса д, релейного эжмента 16 (а= =lrg+IU

"Sx

Н„ где C - емкость конденсатора 11.

Сигнал с выхода релейного элемента

16 поступает на усилитеа мощности 1 непосредственно и на усилитель мощности 2 через ннвертор 5. Два другие уси« лителя мощности 3 и 4 получают сигнал с-yetrarrerrrr 17, который при 0«<0rr ра- Р эомкнутом ключе 25 работает в режиме усижтеля - ограничителя с инвертирова вием вы<одного напряжения интегратора

886 182

10 врашения двигателя при изменении знака

exoanor сигнала, причем скорость врашения регулируется прямо пропорционально входному напряжению. Г1о сравнению с известным устройство отличается более простой и в то же время более точной и технологичной схемой.

Формула изобретения

Устройство для управления четырехфазным двигателем переменного тока, содержащее усилители мошности, двухвхс довой интегратор с переключателем на инвертируюшем входе, снабженным цепями управления, релейный элемент, усилитель с изменением знака коэффициента передачи, операционный усилитель с диодным ключом и входную шину, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью упрошения схемы и повышения точности, введен дополнительный транзисторный ключ, соединяющий входную шину с входом переключателя, и инвертор, соединенный входом с выходом релейного элемента, а выходом — с одной из цепей управлния переключателя, причем выход операционного усилителя соединен с входом транзисторного ключа, а цепь обратной связи включает в себя два последоватеа :

)6 но соединенных с диодом резистора, обшая точка соединения которых подключена к неинвертируюшему входу интегратора.

1S Источники информ ации, принятые во внимание при экспертизе

1. Дискретный электропривод с шаговыми двигателями. Под ред. М, Г. Чиликина. М., Энергия, 1971, с. 213-244. ра 2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2702729 24-07 кл. Н 02 Р 7/62, 1978.

886 182 ) ъ 1 ъ ф

Составитель 3. Горник

Редактор С. Юско Техред И.Асталош Корректор M. Демчик

Э

Заказ 10555/74 Тираж 733 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам йзобретений и открытий

113035, Москва, Ж- 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", г, Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для управления четырехфазным двигателем переменного тока Устройство для управления четырехфазным двигателем переменного тока Устройство для управления четырехфазным двигателем переменного тока Устройство для управления четырехфазным двигателем переменного тока Устройство для управления четырехфазным двигателем переменного тока Устройство для управления четырехфазным двигателем переменного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к силовым преобразователям напряжения и частоты, используемым для управления работой двигателей переменного тока с короткозамкнутым ротором общего применения

Изобретение относится к электромагнитным вибраторам, используемым в различных областях, например, для создания вибрации, для транспортировки по трубам сыпучих веществ, при создании вибровоздействий на сыпучие вещества с целью их уплотнения и просеивания, для интенсификации технологических процессов в жидких средах и т.д

Изобретение относится к электротехнике, в частности к специальным электроприводам, где исполнительный орган совершает колебательные и возвратно-поступательные движения, и может быть использовано для механических испытаний кабельных изделий на многократный перегиб, в устройствах укладки длинномерных изделий при намотке их на катушки, бобины и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для стабилизации частоты вращения электродвигателей переменного тока (и в частности демпфирования ее колебаний) - синхронных, синхронно-гистерезисных или асинхронных, как общего применения, так и специального, выполненных без доступа к валу, например, гироскопических, или используемых в многодвигательных электроприводах синхронного вращения

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электроприводу переменного тока повышенной частоты с асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электроприводам переменного тока с асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах переменного тока на базе асинхронного двигателя с фазным ротором, преимущественно для крановых механизмов подъема и передвижения, требующих получения пониженных (ползучих) скоростей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых электродвигателях, в электрических машинах, предназначенных для работы в широком диапазоне изменения частоты вращения, в устройствах, в которых необходим большой пусковой момент

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим вибрационным двигателям (ЭВД)

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при разработке высокочастотных зарядных устройств и источников питания с гальванической развязкой выходного напряжения для тягового электропривода аккумуляторных электромобилей
Наверх