Система управления теплофикационной турбиной

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик („)956820

:ф (61) Дополнительное к авт. свид-ау Р 734424 (22) Заявлено 250281 (21) 3252708/24-06;

)51)М Кл F 01 0 21/14. с присоединением заявки ¹

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет!

53)УДК 621.165"

-54 (088. 8) Опубликовано 0709.82. Бюллетень № 33

Дата опубликования описания 0709.82 (72) Авторы изобретения

М.Л.Шешеловский и В.И.Лезман (71) Заявитель

Харьковский филиал Центрального конструкт

Главэнергоремонта (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТЕПЛОФИКАЦИОННОЙ ДУРБИНОЙ

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при автоматизации управления теплофикационными турбинами.

По основному авт.св. Р 734424 известна система управления теплофикационной турбиной, содержащая регуляторы скорости и отбора пара, соединенные с сервомоторами частей высокого и низкого давления, предохранительный регулятор давления, соединенный с сервомотором стопорного клапана, и блокирующий элемент, включенный в линию между предохранительным регулятором давления и сервомотором части .высокого давления и связанный управлякщим входом с выходом сервомотора стопорного клапана l1).

Недостатками известной системы являются несколько пониженные экономичность и надежность.

Цель изобретения — повышение экономичности и надежности путем подачи защитного сигнала на сервомотор части среднего давления.

Для достижения поставленной цели в систему введены второй предохранительный регулятор- давления и второй. блокирукщий элемент„ включенный в линию соединения сервомотора стопорного клапана с первым предохранитель. ным регулятором давления и связанный своим управляющим входом с выходом сервомотора стопорного клапана, а сервомотор части среднего давления соединен со вторым предохранительным регулятором давления

На чертеже показана принципиальная схема системы.

Система содержит сервомотор 1 части высокого давления, сервомотор 2 части среднего давления, сервомотор 3 части низкого давления, регулятор 4 скорости, регулятор 5 отбора пара, сервомотор 6 стопорного клапана части высокого давления и сервомотор 7 стопорного клапана части среднего давления, автомат 8 безопасности и золотник 9 автомата безопасности, линию 10 воздействия на сервомотор 6 стопорного клапана по импульсу до давления в камере отбора. К линии 10 подключен первый предохранительный регулятор 11 давления, например, мемб.

25 ранно-ленточного типа, осуществляющий защиту по первому пределу давления в отборе. Звено 12, например гидравлический усилитель в виде вращакщеГося золотника, обеспечивает необхо30 димые уставки срабатывания, необхо956820 димую степень статизма связи (в частности, стати зм может быть и нулевой) и двухстороннее автоматическое воздействие предохранительного регулятора 11 íà сервомотпр б. Линия 13 связи обеспечивает воздействие на серво- $ мотор 2 по импульсу от давления в камере отбора. К линии 13 подключается второй предохранительный регулятор 14 давления, также мембранноленточный, осуществлякщий защиту по 1р второму пределу давления в отборе .

Звено 15, например гидравлический усилитель в виде вращающегося золотника, обеспечивает необходимые уставки срабатывания, необходимую степень статизма связи и двухстороннее автоматическое воздействие предохранительного регулятора 14 на сервомотор 2.

Звено 12, управляемое первым пре- -@ дохранительным регулятором 11, снабжено линией 16 соединения с сервомотором 1 части высокого давления. На этой линии установлен первый блоки-. рукщий элемент 17, управляющий вход 18 которого подключен к выходу 19 сервомотора б стопорного клапана части высокого давления. Элемент 17 включает связь предохранительного регулятора 11 с сервомотором 1 при открытом положении сервомотора 6 и отключает эту связь при закрытии сервомотора 6. Причем при отключении этой связи блокирующий элемент 17 закрывает сервомотор 1 части высокого давления. 35

На линии связи звена 12, управляемого первым предохранительным регулятором 11, с сервомотором б установлен второй блокирующий элемент 20, управлякщий вход 21 которого подклю- 4р чен к выходу 19 сервомотора б стопорного клапана.

Элемент 20 включает связь предохранительного регулятора 11 с серномотором 6 при его открытом положе- 45 нии и отключает эту связь при закрытик сервомотора. Деблокирование элемента 20 ключом восстанавливает связь между предохранительным регулятором 11 и сервомотором 6.

При повышении частоты вращения ротора турбина защищается, как обычно, двумя независимыми цепями: цепью регулирования скорости, состоящей

Фз.регулятора 4 скорости, воздействующего на сервомоторы 1-3, цепью защиты, состоящей иэ автомата 8 безопасности, воздействующего через золотник 9 автомата безопаснос- ти на сервомоторы б и 7 стопорных клапанов части высокого и среднего 69 давления.

При повышении давления в камере регулируемого отбора турбина защищается тремя независимыми цепяьщ: цепью регулирования, состоящей иэ регулятора 5 отбора, воздействующего на сервомоторы 1 и 3, и двумя цепями защиты по линии 10 через предохранительный регулятор 11, восприниманхций импульсы по давлению в отборе и воздействующий через звено 12 на сервомотор 6 и сервомотор 1, и по линии, 3 через предохранительный регулятор 14, воспринимающий импульсы по давлению в отборе и воздействующий через звено 15 на сервомотор 2.

Звено 15 обеспечивает уставку срабатывания защиты по нижнему пределу давления в отборе, а звено 12 обеспечивает уставку срабатывания защиты по верхнему пределу давления в отборе.

Система управления работает следующим образом.

При повышении давления в камере отбора турбины сверх допустимого предела в случае отказа контура регу-. лирования отбора, содержащего регулятор 5 отбора и сервомотора 1 и 3, и возникновения при этом аварийной ситуации, в работу вступает защитный кон= тур регулирования давления по первому пределу защиты. При этом предохранительный регулятор 14 давления воспринимает сигнал по давлению в отборе и воздействует на звено 15, которое по достижении давления определенной величины начинает закрывать сервомотор 2 части среднего давления, поддерживая давление нижнего предела защиты.

При этом расход свежего пара ереэ проточную часть высокого давления сохраняется таким, каким он и был к моменту отказа контура регулирования отбора. Прикрытие сервомотора 2 части среднего давления вызывает повышение давления пара эа проточной частью высокого давления и приводит к срабатыванию существующих на линиях горячего или холодного промперегрева предохранительных клапанов и выбросу части пара в атмосферу.

При давлении пара в камере, равном нижнему пределу защиты, на теплофикационном режиме через проточную часть среднего давления проходит количество пара, равное сумме расходов паров, поступающих тепловому потребителю и через постоянные сечения на охлаждение проточной части низкого давления.

Таким образом, при срабатывании контура защиты по первому пределу давления в отборе турбина только частично снижает электрическую нагрузку и полностьЮ сохраняет возможность снабжения теплового потребителя.

После ликвидации причин отказа контура регулирования отбора и открытии .сервомотора 3 давление в камере отбора начинает падать, в .резульгаТе чего предохранительный регуля956820 тор 14 через звено 15 открывает сервомотор 2 части среднего давления, т. е. турбина переводится в нормальный режим работы.

Второй контур защиты по верхнему пределу давления вступает в работу 5 только в случае отказа первого контура защиты, например заклинивание сер. вомотора 2.

При повышении давления в камере отбора до верхнего предела предохра- 10 нительный регулятор 11 давления вос» принимает сигнал по давлению в отборе, воздействует на звено 12 н начинает закрывать сервоматор 1 части высокого давления и сервомотор б стопорного клапана в соответствии с характеристиками этого звена, тем самым ограничивая рост давления в камере регулируемого отбора. При закрытии сервомотора б стопорного клапана по сигналу, характеризующему его закрытое положение, срабатывают бло;кирующие: элементы 17 и 20, отключакщие связь предохранительного регулятора 11 соответственно с сервомо.торами 1 и б и удерживакицие эти сервомоторы в закрытом состоянии.

Таким образом, хотя после закрытия сервомоторов 1 и б давление в камере отбора падает, однако сервомотор б остается закрытым до устранения причины аварии.

После устранения причины отказа контура регулирования отбора, деблокируя ключом элемент 20, восстанавливают связь предохранительного регуля- Зэ тора 11 с сервомотором б, в результате чего при снижении давления в камере отбора ниже верхнего предела защиты предохранительный регулятор 11 воздействует через звено 12 на сер- 40 вомотор б, открывая последний при закрытом сервомоторе 1, т.е. при малом перепаде давления иа стопорный кл алан.

По мере открытия сервомотора 6 по сигналу о его положении срабаты1 вает блокирующий элемент 17, включающий связь предохранительного регулятора 11 с сервомотором 1, открывая

его. Таким образом, деблокировка элемента 20 обеспечивает автоматизм обратного ввода защиты по повышению давления при малых перестановочных усилиях, развиваемых сервомотором стопорного клапана.

Технико-экономическая эффективность изобретения заключается в том, что при срабатывании защиты. по первому пределу давления сохраняется частичноэлектрическая нагрузка и полностью тепловая нагрузка, т.е. существенно сокращается недовыработка электроэнергии и недоотпуск тепла потребителю в течении аварийной ситуации.

Кроме того, повышается надежность работы за счет ликвидации периодических ударных паровых нагрузок на ро- . тор и упорный подшипйик турбины.

Формула изобретения

Система управления теплофикационной турбиной по авт.св. В 734424, отличающаяся тем, что, с целью повышения экономичности и надежности путем подачи защитного сигнала на сервомотор части среднего давления, в систему введены второй предохранительный регулятор давления и второй блокирукщий элемент, включенный в линию соединения сервомотора стопорного клапана с первым предохранительным регулятором давления и связанный своим управлякицим входом с выходом сервомотора стопорного клапана, а сервомотор части среднего давления соединен со вторым предохранительным регулятором давления.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 734424, кл. F 01 0 21/14, 1978.

956 820

Составитель A Калашников

Техред И. Гайду Коректор О. Билак

Редактор А.Шишкина

Заказ 6553/18 Тираж 539 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4

Система управления теплофикационной турбиной Система управления теплофикационной турбиной Система управления теплофикационной турбиной Система управления теплофикационной турбиной 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к проблемам эксплуатации паротурбинных установок электростанций и может быть использовано для защиты машинного зала электростанции при возникновении пожара, связанного с аварийным возгоранием использующихся в технологическом процессе горючих веществ

Изобретение относится к способам технической диагностики автоматических систем регулирования (АСР) паровых турбин (ПТ) и позволяет повысить надежность, безопастность и эффективность турбоагрегата путем обеспечения оперативного определения работоспособности АСР ПТ

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано для защиты турбин с регулируемым отбором пара от недопустимого повышения давления в камере отбора

Изобретение относится к энергомашиностроению, может быть использовано в системах регулирования паровых турбин и позволяет повысить быстродействие сервомотора при импульсных разгружениях турбины в фазе восстановления исходной мощности
Наверх