Устройство для моделирования колебаний гусеничных машин

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()959097

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву № 842865 (22) Заявлено 24.10.80 (21) 3229459/18-24 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 15.09.82. Бюллетень №34

Дата опубликования описания 25.09.82 (51) М.К .

G 06 G 7/00

Гееударстеенные кемнтет

СССР (53) УДК 681.3 (088.8) пе делан нэееретеннй н еткрмтнй (72) Авторы изобретения

А. А. Бельке и В. В. Макаров (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕ,ЛИРОВАНИЯ КО.ЛЕБАНИЙ

ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН

Изобретение относится к области аналоговой вычислительной техники и может быть использовано в тренажерах для обучения водителей гусеничных машин и в исследовательских стендах.

Устройство для моделирования колебаний гусеничных машин по авт. св. № 842865 содержит датчик угла наклона местности, выход которого через формирователь заднего фронта сигнала подключен к первому входу интегратора, блок задания линейной скорости, исполнительный механизм, инерционное звено, блок умножения и блок моделирования подвески гусеничной машины, выход которого соединен с исполнительным механизмом, а вход блока моделирования подвески гусеничной машины связан с первым входом инерционного звена и подключен к выходу интегратора, второй вход которого соединен с выходом блока умножения, входы которого соединены соответственно с выходами блока задания линейной скорости и инерционного звена, второй вход которого подключен к выходу датчика угла наклона местности. Блок моделирования подвески гусеничной машины содержит источник питания, инверторы, сумматоры и интеграторы, первый вход первого. сумматора является входом блока, выход первого сумматора через первый интегратор подключен к входам второго интегратора и первого инвертора, выход которого соединен с вторым входом первого сумматора, третий вход которого подключен к выходу второго интегратора, связанному с первым входом второго сумматора, второй вход которого соединен с выходом источника питания, выход второго сумматора подключен ко входу второго инвертора, .выход которого является выходом блока (1).

Недостатком этого устройства является то, что в нем не моделируются колебания гусеничной машины, вызванные силой инерции, возникающей при неравномерном движении, например при торможении или разгоне.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей за счет моделирования колебаний при изменяющейся скорости движения машины.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для моделирования колебаний гусеничной машины дополнительно содержит второе инерционное звено и суммирующе959097 инерционное звено, причем вход второго инерционного звена и первый вход суммирующе-инерционного звена соединены с выходом блока задания линейной скорости, второй вход суммируюше-инерционного звена подключен к выходу инерционного звена, а выход — к четвертому входу первого сумматора.

На чертеже изображена функциональная схема устройства.

Схема устройства содержит датчик 1 угла наклона местности, формирователь 2 заднего фронта сигнала, интегратор 3, первое инерционное звено 4, блок 5 умножения, второе инерционное звено 6, суммирующе-инерционное звено 7, блок 8 задания линейной скорости, блок 9 моделирования подвески гусеничной машины, сумматор 10, интеграторы 11, 12, сумматор 13, инверторы 14, !5, источник 16 постоянного напряжения, исполнительный механизм 17. го

Устройство работает следующим образом.

С выхода датчика 1 угла наклона местности снимается напряжение Ы» и подается на формирователь 2 заднего фронта и инер ционное звено 4. В исходном состоянии выходное напряжение V интегратора 3 с о25 раничиваемым уровнем, пропорциональное углу наклона неподрессоренной части машины, равно напряжению U<, т. е. в этом случае воспроизводится режим, когда машина движется по местности с постоянным углом наклона опорной поверхности гусе- зо ниц. в Поскольку U u U равны, но противоположны по знаку, то напряжение на выходе инерционного звена 4 в установившемся режиме и на первом входе блока умножения 5 равно нулю. На второй вход блока 5 подается напряжение U„, пропорциональное скорости прямолинейного движения с блока 8. При этом напряжение на выходе блока 5 равно нулю.

При моделировании увеличения угла 4о наклона местности на Ьа на выходе датчика 1 происходит увеличение напряжения на величину Ы.!.»,т. е. общее выходное напряжение становится равным !»» + Ы 4..

Последнее поступает на один из входов инерционного звена 4 и на вход формирователя 2, через который оно проходит без изменения, и поступает на вход интегратора 3, увеличивая уровень заряда интегратора 3 до величины Ы» + hU

В первый момент напряжение на выходе sg интегратора 3 Uq — 11,» и поступает на второй вход инерционного звена 4 с противоположным знаком. На выходе последнего появляется напряжение ЬЦ», которое умножается на напряжение U> . Произведение

Ы1„.11„подается на вход интегратора 3 и заряжает его до уровня ограничения U+ Ы 1,».

При возрастании выходного напряжения интегратора 3 уменьшается разность напряжений /! 1,»+ЛЦ и U .Для того, чтобы на входе блока 5 умножения величина напряжения Л V поддерживалась примерно постоянной, используется инерционное звено

4. Напряжение с выхода интегратора через блок 9 поступает на исполнительный механизм 17, который поднимает кабину на угол, соответствующий напряжению U . Таким образом моделируется изменение угла неподрессоренной части гусеничной машины на подъем.

При уменьшении угла наклона местности на величину Ь» на выходе датчика 1 происходит уменьшение напряжения на величину Л 1,„, т. е. общее выходное напряжение становится равным U — Ь4 1,»..

Это напряжение поступает на один вход инерционного звена 4, на другой вход которого поступает напряжение с выхода интегратора 3, на котором в первый момент имелось напряжение U U . В результате на выходе инерционного звена 4 появляется напряжение Uz„, причем знак его противоположен знаку напряжения Ы 1.с при моделировании подъема. Напряжение, равное (3;Б, с выхода блока 5 поступает на вход интегратора 3 и разряжает его до тех пор, пока его выходное напряжение не станет . равным U — Ц„„. В этом случае напряжение на выходах блоков 4 и 5 равно нулю. Напряжение Ug,пропорциональное скорости прямолинейного движения гусеничной машины, с выхода блока 8 поступает на один из входов блока 5 умножения. Чем меньше Uv, тем меньше произведение U„U .,è меньше изменяется напряжение V< на выходе интегратора 3, и наоборот. Это значит, что при увеличении скорости движения машины по местности с изменяющимся углом профиля увеличивается скорость изменения угла неподрессоренной части гусеничной машины в соответствии с этим профилем.

Колебания неподрессоренной части гусеничной машины через подвеску передаются на подрессоренную часть, где находится водитель.

Уравнение колебаний подрессоренной части машины запишется следующим образом.

Ч+ Рч+ К ч = А, где ч — угол наклона подрессоренной части;

Р— декремент затухания;

Ку — частота собственных колебаний подрессоренной части;

А — внешнее воздействие.

С помощью сумматора 10 производится сложение напряжений, пропорциональных

P, К, А. Внешним воздействием в данном случае является напряжение U ч пропорциональное углу наклона подрессоренной части. На выходе сумматора 10 формируется напряженке, пропорциональ959097 ное угловому ускорению подрессоренной части. Это напряжение интегрируется интегратором 11 и через инвертор 15 подается на вход сумматора 10. Напряжение с выхода интегратора 11, пропорциональное угловой скорости колебаний подрессореннойчасти, интегрируется с помощью интегратора 12 и на его выходе появляется напряжение, пропорциональное углу наклона подрессоренной части, которое также поступает на один из входов сумматора 10 и на вход сумматора 13, в котором суммируется с напряжением источника 16 питания, пропорциональным значению угла, соответствующего горизонтальному положению подрессоренной части. С выхода сумматора 13 через инвертор 14 напряжение подается на исполнительный механизм. Инвертор 14 служит для согласования знаков напряжений.

Если напряжение Uv с выхода блока 8, пропорциональное линейной скорости движения, в течение некоторого времени остается постоянным, то напряжение на выходе суммирующе-инерционного звена равно нулю так как коэффициент передачи инерционного звена 6 выбирается равным единице. Поэтому на входах звена.7 напряжения одинаковы по величине и противополож- 2 ны по знаку.

Если напряжение U< изменилось на величину Л14, что соответствует увеличению скорости машины, то напряжение на выходе инерционного звена 6 изменяется с некоторым запозданием. В результате это на- 3о пряжение вычитается из напряжения Uv т. е. результирующее напряжение на входе звена 7 резко изменяется. Для того, чтобы это изменение не было слишком резким и служит звено 7. Постоянная времени послед35 него выбирается из условия обеспечения реальности колебаний гусеничной машины.

С выхода звена 7 напряжение поступает на один из входов сумматора 10 и участвует в формировании напряжения, пропорционального углу наклона подрессоренной части.

Устройство позволяет воспроизводить колебания кабины тренажера при воздействии на обучаемого линейных ускорений.

Это позволяет повысить качество обучения на тренажере, сократив при этом время обучения на реальной машине. В результате экономятся моторесурс учебных машин, горюче-смазочные материалы и затраты на поддержание учебных трасс.

Формула изобретения

Устройство для моделирования колебаний гусеничной машины по авт. св. М 842865,. отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей за счет моделирования колебаний при изменяющейся скорости машины, оно дополнительно содержит второе инерционное звено и суммирующе-инерционное звено, причем вход второго инерционного звена и первый вход суммирующе-инерционного звена соединены с выходом блока задания линейной . скорости, второй вход суммирующе-инерционного звена подключен к выходу второго инерционного звена, а выход — к четвертому входу первого сумматора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Ме 842865, кл. G 06 G 7/70, 1979 (прототип) .

959097

Составитель В.Фукалов

Редактор О. Колесникова Техред А. Бойкас Корректор Е. Рошко

Заказ 6795 67 Тираж 731 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для моделирования колебаний гусеничных машин Устройство для моделирования колебаний гусеничных машин Устройство для моделирования колебаний гусеничных машин Устройство для моделирования колебаний гусеничных машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и аналоговой вычислительной технике и может быть использовано для построения функциональных узлов аналоговых вычислительных машин, средств автоматического регулирования и управления, аналоговых процессоров и др

Изобретение относится к системам ориентации и управления движением космических аппаратов при реализации программных разворотов

Изобретение относится к системам ориентации и управления движением космических аппаратов при реализации программных разворотов

Изобретение относится к аналоговой вычислительной технике может быть использовано при построении спецвычислителей, для вычисления значения SIN (P1/2 X) на выходе устройства при подаче значения Х на вход устройства в диапазоне от 0 до 1

Изобретение относится к области аналоговой вычислительной техники и автоматики и может быть использовано в устройствах допускового контроля, для ранговой обработки множества аналоговых сигналов, для групповой идентификации и селекции минимального и супраминимального или максимального с субмаксимального информационного сигнала и др

Изобретение относится к вычислительной технике и может найти применение в аналоговых, цифроаналоговых, специализированных устройствах и вычислительных машинах

Изобретение относится к средствам обработки сигналов и может быть использовано в системах связи

Изобретение относится к автоматике и аналоговой вычислительной технике

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике
Наверх