Упруго-центробежная муфта

 

(72) Авторы изобретеиия

А.-П.К.Каволелис, Б.П.Спруогис, В.Л.Турла и (71) Заявитель

Вильнюсский инженерно-строительный инсти (54 ) УПРУГО-ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА

Изобретение относится к -машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Известна упруго-центробежная муфта, содержащая две полумуфты, взаимодействующие через упругое кольцО с закрепленными на нем центробежными грузами (1 ). Недостатком ее является низкая надежность, так как крепление центробежных грузов ослабляет кольцо, о

Наиболее близкой к предлагаемой является упруго-центробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты с диаметрально расположенны15 ми хвостовиками и закрепленными на них параллельно оси вращения пальцами,. связанные между собой посредством соединительного узла в виде упругого кольца и инерционных грузов(21.

Недостатками этой муфты являются одностороннее вращение и низкий срок службы.

Цель изобретения - обеспечение реверсивного вращения и повышение срока службы.

Поставленная цель достигается тем, что упруго-центробежная муфта, содержащая две полумуфты с диаметрально расположенными хвостовиками и закрепленными на них параллельно оси вращения пальцами, связанные между собой посредством соединительного узла в виде упругого кольца и инерционных грузов, снабжена дополнительным упругим кольцом, расположенным параллельно основному кольцу и V-образными рычагами, шарнирно смонтированными на пальцах"ведущей полумуфты, а инерционные грузы закреплены на концах рычагов.

На фиг. 1 показана муфта, общий вид, разрез; на фи-. 2,- то же, общий вид с торца; на фиг. 3 - центробежный маятник V-образной формы с постоянными грузами; на фиг. 4 — упру966355

45 формула изобретения

3 гое кольцо; на фиг. 5 - центробежный маятник V-образной формы с меняемыми грузами.

Одна полумуфта состоит из ступицы 1 с диаметрально противоположно направленными хвостовиками 2 и 3 (фиг. 2). Вторая полумуфта идентична первой и состоит из ступицы 4 с диаметрально противоположно направленными .хвостовиками 5 и 6. Обе полумуфты связаны соединительным узлом

7 в виде упругого кольца 8, имею.щего четыре попарно диаметрально расположенные цилиндрические отверстия

-(фиг. 4),для соединения с полумуфтами, при помощи цилиндрических пальцев 9 круглого сечения, направленных параллельно оси вращения. На двух противоположных пальцах ведущей полумуфты шарнирно прикреплены рычаги

10 Ч-образной формы (ф г. 3), на концах которых закреплены инерционные грузы 11, автоматически переключающиеся при реверсе направления вращения муфты. Муфта снабжена дополнительным упругим, кольцом 12, расположенным параллельно кольцу 8 ° С целью поддержки упругих колец 8 и

12, а также- рычагов 10 цилиндричес кие пальцы 9 оканчиваются резьЬой и, завинчиваатся гайками с шайбами. .Муфта работает следующим образом.

В статическом положении (без вращения) общая ось хвостовиков 5 и 6 ведущей полумуфты с оЬщей осью хво" стовиков 2 и 3 ведомой полумуфты составляет уголь =90О. Центробежные маятники Ч-образной формы занимают произвольное положение внутри муфты, определяемое силой тяжести.

В .начале вращения в результате возникающих ускорений (тангенциального и нормального) рычаги 10 стремятся занять положение, указанное на фиг. 2. При этом параметры- рычагов и грузов определяют исходя из баланса моментов от сил инерции грузов

11 относительно осей вращения маятников, следующими зависимостями:

L=2R S1n — ) (1) 2

К- — 1 (Т V) (2)

7 при этом угол определяется из условия

Л-ЗЭ1 — О и Е <3a.csin- Р>

Ч 1

2 max Э где, - центральный угол расположения опирающегося центробежного груза маятника (фиг, 2. );

4 с - угол между осями рычагов;

L -!äëèíà рычагов, на которых расположен груз(фиг. 3)

При соблюдении условия (3) (когда

g z„>2arcsin «Э ) нарушается баланс моментов, возникающих от сил инерции грузов 11 относительно осей вращения маятников, и действие этих сил препятствует автоматическому переключению маятников.

В зависимости от получения желаемой жесткостной характеристики муфты угол Ч можно изменять в пределах

5 от 0 до Ущ,1„., при этом подсчитывая параметры рычагов и грузов. Массы центробежных грузов 11 равны между собой, влияют на жесткостную характеристику муфты, но не влияют на параметры маятников. С целью:изменения передаваемого крутящего момента массы грузов 11 можно менять (фиг. 5): увеличивая массы - увеличивать передаваемый крутящий момент, уменьшаяуменьшать.

При изменении направления вращения муфты в момент ее разгона маятник опирается в упругие коЛьца 8 и

12 другим центробежным грузом.

При передаче крутящего момента угол р увеличивается, и места опирания центробежных грузов приближаются к оси вращения. С увеличением частоты вращения возрастают центробежные силы, препятствующие этому приближению, уменьшая угол Ч, и тем самым обеспечивается эффективная самонастройка муфты.

Применение в предлагаемой муфте шарнирно прикрепляемых рычагов с цен40 . тробежными грузами позволяет обеспечить автоматическое переключение при реверсе направления вращения системы и увеличить эксплуатационный ре= сурс муфты.

Упруго-центробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты с диаметрально расположенными один относительно другого хвостовика и закрепленными на них параллельно оси вращения пальцами, связанные между собой посредством соединительного узла в виде упругого кольца, установленного на пальцах и инерционных грузов, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения реверсивно966355

S го вращения и повышения срока службы, она снабжена дополнительным упругим кольцом, расположенным параллельно основному кольцу, и Ч-образными рычагами, шарнирно смонтированными на пальцах ведущей полумуфты между кольцами, а инерционные грузы закреплены на концах рычагов.

Источники информации, .принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР 252773, кл. F 16 D 43/14, 1968.

2. Авторское свидетельство СССР

И 700717, кл. F 16 D 43/14, 1978. (прототип).

Фиг.1

966355 фиа9 срез.

Заказ

50 Тираж 990,Подписное

8НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, N-35, Раушская наб., д. й/5 лиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, Составитель И.Яцунов

Редактор Е.Лазуренко Техред М.Коштура Корректор 10.Макаренко

Упруго-центробежная муфта Упруго-центробежная муфта Упруго-центробежная муфта Упруго-центробежная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, а именно применяется для передачи вращающего момента между валами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в механизмах, где необходимо безударное включение ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения, создания транспортных средств, более конкретно к устройствам для передачи вращательного движения, и может быть использовано для передачи крутящего момента в машинах и механизмах, в частности в автомобилях и тракторах

Изобретение относится к машиностроению и касается создания центробежных бесступенчатых передач

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано как на различных видах транспорта, так в устройствах и механизмах, где необходимо безударное включение валов

Изобретение относится к обгонным муфтам с собачкой, сцепляющейся с зубьями под действием центробежных сил

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на различных видах транспорта для плавного и динамичного их разгона, а также в различных механизмах для безударного включения валов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, применяемым в приводах машинных агрегатов для передачи вращающегося момента
Наверх