Надувное манжетное уплотнение

 

О П И С А Н И Е „)972168

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 28.05.81 (21) 3295037/25-08 (51) М. Кл.з с присоединением заявки №вЂ”

F 16 J 15/32

Государственный комитет (23) Приор итетвЂ

Опубликовано 07.11.82 Бюллетень № 41

Дата опубликования описания 17.11.82 по делам изобретений и открытий (53) УДК 62-762 (088.8) 1

Н. А Вахрамов Э. Г Новинский, В. М. Попов, В. В. Коновалов и В. Ф. Дунаев

1. (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) НАДУВНОЕ МАНЖЕТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ

Изобретение относится к уплотнительной технике, а именно к надувным манжетным уплотнениям, преимущественно насосов, тур би н, ком прессо ров.

Известно надувное манжетное уплотнение, у которого поджатие уплотняющего элемента к валу осуществляется за счет подачи давления в окружающую уплотнительный элемент эластичную камеру (1).

Однако в известном устройстве при наличии избыточного давления снаружи манжеты и при отсутствии давления в эластичной камере происходит складывание манжеты вовнутрь эластичной камеры, что может привести, во-первых, к потере ею со временем первоначальных геометрических форм и, как следствие этого к ухудшению работоспособности и, во-вторых, в местах резких гибов может происходить растре скивание материала манжеты вследствие появления больших локальных напряжений, возникающих в местах гибов.

Кроме того, при использовании таких устройств для уплотнения валов не исключена возможность гофрообразования на рабочей поверхности манжеты при закрытии уплотнения вследствие того, что рабочая цилиндрическая поверхность манжеты переходит с большего диаметра на меньший.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является надувное манжетное уплотнение вала, содержащее кольцевой упpyro-эластичный элемент в виде стакана, закрепленный на корпусе, и образованную между ними полость, сообщенную с источником давления (2).

После сбрасывания давления из камеры упруго-эластичная манжета должна вернуться в свое первоначально занимаемое положение. Однако силы трения, возникающие между взаимодействующими торцовыми поверхностями корпуса с фланцами и манжеты, противодействуют возврату манжеты в первоначальное положение. В свою очередь, зависание манжеты в промежуточном положении, во-первых, может привести к потере со временем ее первоначальной геометрии, и во-вторых, к уменьшению радиального зазора между подвижным валом и рабочей поверхностью манжеты, что может привести к износу рабочей поверхности при перемещении или вращении вала.

972168

Формула изобретения

При срабатывании уплотнения происходит выдавливание жидкости из объема между валом и рабочей поверхностью манжеты в полости, расположенные по обе стороны манжеты. Это обстоятельство ограничивает область применения данного устройства, так как в основном по условиям работы машин с использованием таких устройств необходимо обеспечить выдавливание объема жидкости только в определенном направлении. Так, имеются определенные трудности при использовании этого устройства в качестве аварийного стояночного уплотнения для насосов АЭС, а также для насосов или компрессоров химической промышленности, перекачиваюгцих агрессивные среды, так как по условиям работы этих изделий необходимо обеспечить выдавливание агрессивной жидкости или газа в полость, связанную с компенсатором объема. В противном случае при закрытии уплотнения может произойти гидроудар или «скачок уплотнения по газу», которые могут привести к разрушению конструкции и выбросу агрессивной среды в обслуживаемое помещение.

Кроме того, данная конструкция, так же как и предыдущие, не уменьшает возможности гофрообразования на рабочей поверхности манжеты при срабатывании уплотнения.

Все указанные недостатки снижают работоспособность уплотнения.

Цель изобретения — повышение надежности уплотнения.

Указанная цель достигается тем, что поверхность основания стакана, обращенная к корпусу, и его торцовые поверхности, а также контактирующая с элементом поверхность корпуса выполнены коническими, причем конусность на торцовых поверхностях образована со стороны вала, а полость смещена в сторону меньшего диаметра.

Кроме того, поверхность элемента, обращенная к валу, выполнена конической.

На чертеже представлено предлагаемое манжетное уплотнение.

Надувное манжетное уплотнение вала содержит кольцевой упруго-эластичный элемент 1 в виде стакана, установленный между перпендикулярными валу 2 фланцами 3 и закрепленный на корпусе 4, имеющем полость 5, сообщенную каналом 6 с источником давления (не показан) . Поверхность 7 корпуса 4 и примыкающая к ней поверхность 8 элемента 1 выполнены коническими. Торцовые поверхности 9 корпуса 4 и торцовые поверхности 10 и 11 элемента 1 также выполнены коническими, причем вершины 12 конусов направлены навстречу друт другу.

Полость 5 выполнена на половине поверхности 7 корпуса 4, имеющей меньший диаметр. Поверхность 13 элемента 1, обращен5

30 ная к валу 2, может быть выполнена конической.

Устройство работает следующим образом.

Рабочая среда, подаваемая под давлением по каналу 6 в полость 5, деформирует элемент 1, создавая уплотнение на поверхности вала 2. Благодаря выполнению поверхностей 7 корпуса 4 и 8 элемента 1 коническими и расположению полости 5 на половине поверхности 7 корпуса 4, имеющей меньший диаметр, уплотнение вала происходит сначала на меньшем диаметре элемента, обеспечивая выдавливание уплотняемой среды из кольцевого зазора между элементом 1 и вылом 2 в полость, связанную с компенсатором объема.

Вследствие того, что торцовые поверхности 11 элемента 1 выполнены коническими, то между ними и фланцами 3 образуется клиновидный зазор, который при подаче давления в полость 5 исчезает, и элемент 1 растягивается в осевом направлении, уменьшая гофрообразование уплотняющей поверхности манжеты.

При снижении давления рабочей среды, подаваемой в полость 5, упруго-эластичный элемент 1 возвращается в исходное положение, при этом торцовые конические поверхности 9 корпуса 4 и торцовые конические поверхности 10 элемента 1 обеспечивают возвращение элемента 1 в исходное состояние без зависания в промежуточном положении.

Технико-экономическая эффективность изобретения состоит в повышении надежности уплотнения.

1. Надувное манжетное уплотнение вала, содержащее кольцевой упруго-эластичный элемент в виде стакана, закрепленный на корпусе, и образованную между ними полость, сообщенную с источником давления, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности уплотнения, поверхность основания стакана, обращенная к корпусу., и его торцовые поверхности, а также контактирующая с элементом поверхность корпуса выполнены коническими, причем конусность на торцовых поверхностях образована со стороны вала, а полость смещена в сторону меньшего диаметра.

2. Уплотнение по п. 1, отличающееся тем, что поверхность элемента, обращенная к валу, выполнена конической.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции № 2159056, кл. F 16 J 15/00, опублик. 1971.

2. Авторское свидетельство СССР № 365506, кл. F 16 Л 15/46, 1968 (прототип) .

972168

Редактор Л. Торинец

Заказ 7668/24

Составитель Г. Бутома

ТехредИ. Верес Корректор У. Пономаренко

Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Надувное манжетное уплотнение Надувное манжетное уплотнение Надувное манжетное уплотнение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения устройств в машино- и арматуростроении

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации вращающихся валов, работающих в условиях, характеризующихся высокой скоростью вращения вала, значительным его динамическим эксцентриситетом, повышенными давлением и температурой герметизируемой жидкости, повышенными требованиями к чистоте окружающей среды

Изобретение относится к уплотнительной технике и находит широкое применение в машиностроении

Изобретение относится к щелевым уплотнениям соединений с возвратно-поступательным движением, используемым в источниках жидкости высокого и сверхвысокого давления, при котором деформация сопряженных деталей существенным образом влияет на герметичность соединения

Изобретение относится к области общего машиностроения и предназначено для уплотнения подвижных соединений с целью предотвращения утечки масла из корпусов машин и узлов и для защиты внутренних полостей от внешних воздействий (проникновения пыли, грязи, влаги)

Изобретение относится к уплотнениям, разделяющим зону взаимодействия различных физических сред, относительно подвижной поверхности вала и статически замкнутого базового пространства, способствующего соосному удержанию вала относительно поворотных элементов в течение заданного периода эксплуатации

Изобретение относится к области машиностроения (детали машин)
Наверх