Тренажер оператора энергетических объектов

 

О П И С А Н И Е () 985815

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик г

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61} Дополнительное к авт. свил-ву— (22) Заявлено 29. 12-.80 (2l ) 3224667/18-24. (51 ) М. Кл.

GO9 В 9/00 с присоединениеи заявки №а (23) Приоритет—

Государственный квинтет .

СССР ео делаи изобретений и открытий

Опубликовано 30.12.82. Бюллетень № 48

Дата опубликования описания 30.12.82 (53) УДК681-.3. .07 1 (088.8) -т а. K. касатики, д. М. Аиексаиареиеи и К. П. Лаю а Ъ : (72) Авторы изобретения

Калининградскаи база тралового флота

Г а и е р (7l) Заявитель (54) ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ, ОБЪЕКТОВ

Изобретение относится к техническим средствам обучения, а именно к тренажерам операторов силовых установок с двигателями внутреннего сгорания, и может быть использовано для повышения уровня профессиональной подготовки.

Известен тренажер, включающий.уст ройство акустического сопровождения тренажера, содержащее источник звука, коммутатор и блок звукового сопровождения.

Этот тренажер обеспечивает имитацию ажустической обстановки, соответствующую условиям запуска и остановки дви-. гателя, а также изменения его работы в зависимости от нагрузки 51) .

Однако указанное устройство не позволяет имитировать акустическую картину неисправностей в двигателе и обслу ° живающих его системах, что существенно но снижает эффективность и качество обучения, так как не позволяет диагности» ровать на слух состояние силовой установки.

Наиболее близким к предлагаемЬму яв ляется тренажер, содержащий последовательно включенные блок ввода учебной информации, блок задания программы, блок усилителей, блок предъявления учебной информации, а также блоки ввода эталонов и реальных параметров, соединенные с блоком сравнения f2) .

Однако данный тренажер имеет ограниченные дидактические возможности из-за отсутствия воэможности диагностики оператором состояния силовых установок.

11ель изобретения -.расширение дидактических воэможностей тренажера.

Поставленная цель достигается тем, что в тренажер .,содержащий блок срав пения, первый и второй входы которого соединены соответственно с выходами бло ка ввода эталонов и блока ввода текущих параметров изучаемого объекта, и последовательно включенные блок ввода учеб ной информации, блок задания программы обучения, блок усилителей и блок предъяв

5 4 узел 12 памяти, фотоэлектрический преобразователь 13, усилитель 14 мощности, узел 15 памяти, узел 16 памяти, формирователь 17 импульсов, магнитоэлектрический преобразователь 18, усилители 19

r и 0 постоянного тока, аналоговый коммутатор 21, резонансный усилитель 22, механизм 23 протяжки ленты, механизм

24 перемотки ленты.

Тренажер работает следующим образом.

При запуске двигателя с выхода блока 1 ввода учебной информации на входы элементов 10 и 11 задержки и непосредственно в формирователь 17 поступает управляющий логический сигнал, свидетельствующий о возможности запуска двигателя на воздухе (сигнал о наличии топлива на входе в двигатель равен нулю из условия физической модели). С выхода формирователя 17 этот сигнал через усилитель 19 переводит механизм 23 в режим "Рабочий ход" и разрешает прохождение через аналоговый коммутатор 21 на вход блока 6 фонограмм А и Б с преобразователя 18, записанных на носителе информации, которые воспроизводятся эвуковоспроизводяшим узлом блока 8.

Кроме того, управляющий сигнал запускает одновибраторы элементов 10 и 11 для формирования задержек соответственно 1,5 с и 5 с.

На фиг. 1 представлена структура тре-4 нажера; на фиг. 2 - структура блока задания программы обучения; на фиг. 3фонограммы работы двигателя.

3 9858 1 ления учебной информации, введены последовательно включенные генератор напряжения пилообразной формы и преобразователь напряжение- частота, выход которого соединен с вторым входом блока задания программы обучения, вход генератора напряжения пилообразной формы соединен с выходом блока сравнения, а выход — с вторым входом блока усилителей, причем блок задания программы обучения содержит 10 усилитель мощности, вход которого является первым входом блока, а выход соединен с первым входом механизма протяжки ленты, первый элемент задержки, вход которого является вторым входом блока, 15 последовательно, соединенные магнитоэлектрический преобразователь, резонансный усилитель, первый узел памяти, второй элемент задержки, второй узел памяти, формирователь импульсов и аналоговыйщ коммутатор, выход которого является выходом блока, а второй вход соединен с выходом магнитоэлектрического преобразователя, первый усилитель постоянного тока, выход которого подключен к второму входу механизма протяжки ленты, а вход — к выходу формирователя импульсов, соединенному через второй усилитель постоянного тока с входом механизма перемотки ленты, последовательно включенные З0 фотоэлектрический преобразователь и третий узел памяти, второй вход которого соединен с выходом резонансного усилителя, а выход — с вторым входом формирователя импульсов, третий вход которого подключен к выходу первого узла памяти, четвертый вход — к выходу первого элемента задержки, а пятый вход формирователя импульсов и,вторые входы второго элемента задержки и первого узла памяти 40 являются вторым входом блока, второй вход второго узла памяти соединен с выходом фотоэлектрического преобразователя.

Тренажер содержит блок 1 ввода учебной информации, блок 2 ввода эталонов, 50 блок 3 ввода текущих параметров изучаемого объекта, блок 4 задания программы обучения, блок 5 сравнения, блок 6 усилителей, генератор 7 напряжения пилообразной формы, блок 8 предъявления учебной информации, преобразователя 9 напряжение-частота. Блок 4 (фиг. 2) со-. держит элементы 10 и 11 задержки, Возможны два различных режима работы.

В первом режиме,в процессе запуска двигателя на воздухе на вход формирователя 17 с блока 1 не поступает сигнал о наличии топлива на входе в двигатель (неправильные действия обучаемого на тренажере) . Как только через 1, 5 с и оступает сигнал с элемента 10 на вход формирователя 17., последний разрешает прохождение через коммутатор 21 только фонограммы Б, что соответствует режиму остановки двигателя. По истечении 5 с на выходе элемента 11 появляется сит нал, который переводит триггер узла 15 в единичное состояние. При появлении этого сигнала на выходе узла 15 формирователь 17 через аналоговый комму.татор 21 запрещает прохождение фонограммы Б и через усилитель 19 - работу механизма 23, а также включает через усилитель 20 механизм 24, который начинает перемотку носителя информации в исходное состояние. После перемотки от преобразователя 13 поступает сигнал, возвращающий триггер .узла 15 в исход5 9858 15 б навливаюший триггер ведение фонограммы А пропорционально состояние..При ис- подаваемому напряжению с генератора 7. выхода узла 15 и Одновременно это же напряжение постувыходе узла 16 $oрp- пает на вход пРеобРазователЯ 9, частота шает через усилитель 5 синУсоидальных колебаний котоРого пРи, „, «l1epe» нормальных условиях работы двигателя через усилитель 19 Равна 50 Гц, что обеспечивает чеРез Усив режиме .«Рабочий литель 14 мощности постоЯнное вРащение тели 18 с,п.нал фонд электРодвигателЯ механизма 23 и, coom оступает на резонанс Л0 ветственно, стабильнУю скоРость пРотЯжки оторый выделяет пер- носителя информации. При изменении на(фиг. 3). Этот им- пряжения на входе преобразователя 9 час16 в исходное со- тота его медленно повышаев=я. Это напрядь изменение состоя- жение изменяющейся частоты через уси6 через формирова- 15 ли ель 14 постУпает на электродвигатель . .19 переводит меха- механизма 23, что приводит к Увеличению топ . скорости протяжки магнитной ленты, и, работы устройства таким обРазом, имитиРУетсЯ "Разнос дви- . вигателя на воздухе гателя. Оператор на тренажере останавсигнал на вход фор-20 ливает двигатель, в результате чего с ичии топлива íà axo- . блока 1 исчезает значение сигнала, со- . ,альная работа) Б ответствУюшего подаче топлива в двигатель 17 запрещает мутатор 21 во и Таким образом, предлагаемое техни Б и продолжает ческое решение позволяет расщирить раммы А. При исчездидактические возможности тренажера пуока 1, свидетельст тем создания возможности развивать наплива на входе в выки операторов силовых установок в кри» тических ситуациях. ное состояние и уста узла 16 в единичное чезновении сигнала с появлении сигнала на мирователь 17 запре

20 работу механизма мотка" и разрешает работу механизма 23 ход". С преобразова граммы Б (фиг. 3) п ный усилитель 22, к вый синхроимпульс ITI пульс переводит узел стояние, в свою очере ния на выходе узла 1 тель 17 и усилитель низм 23 s режим "С

Во втором режиме в процессе запуска д с блока 1 поступает мирователя 17 о нал де в двигатель (норь этом случае формирова через аналоговый ком изведение фонограммь воспроизведение фоног навении сигнала с бл вуюшего о наличии то двигатель (ввод проблемных ситуации или неправильные действия обучаемого на тре--50 нажере), триггер узла 12 устанавливается в единичное состояние. что позволяет формирователю 17 через соответствующие блохи продолжать воспроизведение фонограммы А. При появлении на выходе ре- з5 зонансного усилителя 22 синхроимпульса

Ill фонограммы Б (фиг. 3) триггер узла

12 переводится в исходное состояние.

Изменение состояния триггера узла 12 приводит к тому, что элементом 11 фор- 40 мируется пятисекундная задержка и формирователем 17 разрешается воспроизве« дение участка 1Ч фонограммы Б вместо фонограммы А (фиг. 3). После появления через 5 с сигнала с выхода элемента 11 45 перевод механизмов 23 и 24 в режимы

Перемотка", Рабочий ход, "Стоп аналогичен вьнпеописанному.

При вводе сигнала двигатель идет в

«разнос, блоком 5 вырабатывается сигнал о том, что текущее значение частоты вращения главного двигателя с выхода блока 3 превысило установочное значение этого параметра с блока 2. Этот сигнал запускает генератор 7, который вырабаS бывает пилообразное напряжения с длитель= ностью 30 с. Это напряжение поступает на блок 6, который усиливает воспроизФормула изобретения

1. Тренажер оператора энергетических объектов, содержащий блок сравнения, первый и второй входы которого соединены соответственно с выходами блока ввода эталонов и блока ввода текущих парамет ров изучаемого объекта, и последователи но включенные блок ввода учебной информации, блок задания программы обучения, блок усилителей и блок предъявления учебной информации, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью расширения дидактических воэможностей тренажера, в него введены последовательно включенные генератор напряжения пилообразной формы и преобразователь напряжение-частота, выход которого соединен с вторым входом блока задания программы обучения, вход генератора напряжения пилообразной формы соединен с выходом блока сравнения, а выход - с вторым входом блока усилителей.

2.Тренажерпоп. 1, отличаю m и и с я тем, что в нем блок зада- ..: ния программы обучения содержит усилитель MolIIHOCTE, вход которого является первым входом блока, а выход соединен с

7 9858 первым входом механизма протяжки ленты, первый элемент задержки, вход которого является. вторым входом блока, последовательно соединенные магнитоэлектрический преобразователь, резонансный усили- 5 тель, первый узел памяти, второй элемент задержки, второй узел памяти, формирователь импульсов и аналоговый коммутатор, выход которого является выходом блока, а второй вход соединен с выходом О магнитоэлектрического преобразователя, первый усилитель постоянного тока; выход которого подключен к второму входу механизма протяжки1:, ленты, а, вход — к выходу формирователя импульсов, соединен- 1 ному через второй усилитель постоянного тока с входом механизма перемотки ленты

) последовательно включенные фотоэлектрический преобразователь и третий узел па15 8 мяти, второй вход которого соединен с выходом резонансного усилителя, а выходI с вторым входом формирователя импульсов третий вход которого подключен к выходу первого узла памяти, четвертый входк выходу первого элемента задержки, а ,пятый вход формирователя импульсов и вторые входы второго элемента задержки и первого узла памяти являются вторым входом блока, второй вход второго узла памяти соединен с выходом фотоэлектри» ческого преобразователя.

Источники информадии, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 678501, кл. 5 09 B 9/00, 1977.

2. Авторское свидетельство СССР

% 439842, кл. С 09 В 9/00, 1974 (прототип).

9858 15

AeS

Составитель А. В. Карлов

Редактор А. Ворович Техред М.Надь Корректор H. БУР"к

Заказ 10169/70 Тираж 472 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тренажер оператора энергетических объектов Тренажер оператора энергетических объектов Тренажер оператора энергетических объектов Тренажер оператора энергетических объектов Тренажер оператора энергетических объектов Тренажер оператора энергетических объектов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх