Исполнительный механизм тренажера оператора транспортного средства

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (u)980122 (6t) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20. 02. 81 (21) 3259418/18-12 (1 м g+ 3 с присоединением заявки N9—

G 09 В 9/04

Госуаарственный комитет

СССР ио деяам изобретений н открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 07.1282. бюллетень Йо45

Дата опубликования описания 07.1282

РЗ)УДК 681.136.51 (088. 8) А.В.Быков, С.П.Прасолов, Ю.Г.Коцюба, A.A. âà÷, "-„

Л.В.Салюк, И.Т.Волосожар, В.Г.Кривых и В.Ф.Арефьев (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ТРЕНАЖЕРА ОПЕРАТОРА

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к тренажерам операторов транспортных средств и может быть использовано для обучения управления землеройными устройствами.

Известен исполнительный механизм тренажера оператора транспортного средства, содержащий блок задания алгоритма обучения, соединенный через блок отображения информации с релейным блоком, связанным с имитатором .рабочего органа и моделью органа управления, и предохранительный блок (1).

Недостатком известного механизма является невысокая эффективность обучения.

Цель изобретения - повышение эффективности обучения.

Поставленная цель достигается тем, что в исполнительном механизме тренажера оператора транспортного средства, содержащем блок задания алгоритма обучения, .соединенный через блок отображения информации с релейным блоком, связанным с имитатором рабочего органа и моделью органа управления, и предохранительный блок, предохранительный блок имеет фланцы, один иэ которых кинематически связан с имитатором рабочего. органа, электромагнит с цилиндрическим сердечником, расположенным.в сквозных отверстиях фланцев, концевой выключатель с кнопочным переключателем и фиксирующую пружину, один конец .которой за- . креплен неподвижно, а другой контактирует с поверхностью цилиндрического сердечника, при этом обмотка электромагнита электрически соединена с выводами блока задания алгоритма обучения, а один из концов цилиндрического сердечника контактирует с кнопочным переключателем.

На фиг.1 изображено устройство для обучения оператора навыкам по управлению транспортного средства, вид сбоку; на фиг.2 - то же, вид сверху, на фиг. 3 — узел I на фиг.1; на фиг.4 — блок-схема исполнительного механизма.

Исполнительный механизм содержит корпус 1, имитатор 2 рабочего органа, модель 3 органа управления, блок

4 отображения информации, релейный блок 5, блок 6 задания алгоритма обучения и предохранительный блок.

Предохранительный блок состоит из двух фланцев 7 и 8, присоединенных соответственно к макетам ведущего и ведомого звеньев трансмиссии и транспортною средства эемлеройной маши980122

55 бО ны. В сквозное отверстие фланцев 7 и 8 одной половиной входит цилиндри-. ческий сердечник 9 электромагнита

10. При обесточенных обмотках элект ромагнита его сердечник 9 удерживает-. ся фиксирующей пружиной 11 во втянутом состоянии.

Один конец фиксирующей пружины за креплен неподвижно, а другой контак.тирует с поверхностью цилиндрического сердечника 9, при этом обмотка f0 электромагнита 10 электрически соединена с выводами блока б задания,алгоритма обучения, а один из концов цилиндрического сердечника контактирует с кнопочным переключателем 12 концевого выключателя.

Модель 3 органа управления полностью отображает органы управления реальной машины как по внешнему виду, так и по усилиям, необходимым для их перемещения. Но в отличие от реальной машины они воздействуют на микровыключатели и другие элементы электрической схемы тренажера, а уже через них на релейный блок 5 или непосредственно на соответствующие элементы тренажера.

Блок 4 отображения информации представляет собой табло со световыми транспарантами и другой световой сигнальной аппаратурой, которое cosмеотно с визуальным наблюдением за состоянием и перемещениями модели рабочего оогана и некоторых других элементов тренажера дает воэможность контролировать и оценивать действия 35 обучаемого при отработке соответствующего упражнения. Световое табло устанавливают на рабочем месте препо давателя, но его можно дублировать ,и на рабочем месте обучаемого. 40

Блок б задания алгоритма обучения представляет собой устройство, имеющее ряд переключателей и кнопок, с помощью которых можно задать обучающемуся определенный порядок отработки того или иного упражнения (нормальный пуск двигателя, затрудненный пуск двигателя, начало движения,движение и остановка, отрывка траншей в обычных грунтах, отрывка котлована в обычных грунтах, выполнение этих работ в мерзлых и талых грунтах,различные аварийные ситуации и т.п.).

Блок размещают на рабочем месте преподавателя.

Исполнительный механизм работает следующим образом.

При отработке у обучаемого навыков управления машиной в нормальных условиях управление действующим имитатором рабочего органа 2 осуществляется при помощи модели 3 органа управления, воздействующего на него через релейный блок 5. Операции управления землеройной машиной в нор, мальных условиях должны выполняться в определенной последовательности, зависящей от вида выполняемых землеройных работ. Сигнал о невыполнении обучающимся той или иной операции, о нарушении заданной последовательности выводится на блок 4 отображения информации при помощи релейного блока

5. Сменный элемент (сердечник 9) в этих условиях удерживается пружиной

11 в положении, при котором один конец его соединяет фланцы 7 и 8 имитатора предохранительного блока, а другим концом нажимает на переключатель

12, обеспечивая тем самым возможность включения привода имитатора 2 рабочего органа при помощи модели 3 органа управления и релейного 6лока 5, а также имитацию передачи крутящего момента на эту модель.

Аварийный режим (встреча рабочего органа с непреодолимым препятствием) в сХему тренажера вводится преподавателем при помощи блока б задания алгоритма обучения. При этом блок задания алгоритма обучения воздействует на электромагнит 10, а последний переводит сердечник 9 во второе фике сированное положение, ври котором переключатель 12 освобождается от нажатия и отключает через релейный блок 5 привод рабочего органа. В этом положении его второй конец, являющийся составной частью блока отображения информации, выступает из отверстия в фланце 7 наружу, указывая тем самым иа характер неисправности.

При вводе с блока 6 задания алго- . ритма обучения команды аварийного режима (встреча рабочего органа с непреодолимым препятствием и срабатывание муфты предельного момента) подается напряжение на обмотки электромагнита 10 и под действием электромагнитной силы сменный сердечник 9 выдвигается во второе фиксированное положение. При этом размыкаются контакты переключателя 12 и отключается привод имитатора 2 рабочего органа.

При возникновении аварийной ситуации обучаемый должен немедленно остановить машину, выглубить рабочий орган и восстановить работоспособность машины. Все выполню.мые обучаеьым действия при возникновении аварийной ситуации регистрируются релейным блоком

5 и выдаются в блок 4 отображения информации.

Имитацию замены сменного элемента сердечника 9 и восстановление работоспособности машины осуществляют нажатием на выдвинувшийся конец сердечника 9 до перевода его в первое фиксированное положение, т.е. замыкания контактов переключателя 12.

Изобретение позволяет во время тренировок приобретать навыки управления эемлеройной машиной в аварийных

980122 ситуациях, выявлять причины аварийной ситуации и выхода из нее, что существенно повышает эффективность обучения.

Формула изобретения

Исполнительный механизм тренажера, оператора транспортного средства, содержащий блок задания алгоритма обучения соединенный через блок отображения информации с релейным блоком, связанным с имитатором рабочего органа и моделью органа управления, и предох- ранительный бдок, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения, предохра. нительный блок имеет фланцы, один из которых кинематически связан с ими.татором рабочего органа, электромаг. нит с цилиндрическим сердечником, расположенным в сквозных отверстиях фланцев, концевой выключатель с кно5 почи, пере,ючателем и фиксируаую пружину, один конец которой закреплен неподвижно, а другой контактирует с поверхностью цилиндрического сердечника,.при этом обмотка электромагнита электрически соединена с выводами блока задания алгоритма обучения, а один иэ концов цилиндрического сердечника контактирует с кнопочным пе реключателем.

15 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

N

1. "Техника и вооружение, 1980, Р 4, с. 16-17, рис. 2.

980122

Составитель С. Алексанов

Редактор А.Orap Техред A,Ач Корректор М.Демчик

Заказ 9365/40 Тираж 472 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ysl.Ïðîâêòíàÿ, 4

Исполнительный механизм тренажера оператора транспортного средства Исполнительный механизм тренажера оператора транспортного средства Исполнительный механизм тренажера оператора транспортного средства Исполнительный механизм тренажера оператора транспортного средства Исполнительный механизм тренажера оператора транспортного средства Исполнительный механизм тренажера оператора транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх