Виброизолирующая опора вала

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДДТИЛЬСТВУ

Свюэ Сеавтскнэ

Социалистических

Республик

{it).991076 (63) Дополнительное к авт. сеид-ву(22) Заявлено 11.03. 81 (21) 3283238/25-27 с присоединением заявки Йо(23) Приоритет ф )М Кд 3

F. 1б С 23/02

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 230183. Бюллетень Йо 3

Дата опубликования описания 23 ° 01.83 3 f ÓÄÊ б21.822. . 5(088. 8) В..Г. Елезов, М. Ф. Эейтман и В. M. Рябой (72) Авторы изобретения

Государственный научно-исследовательский кисти ут машиноведения им. акад. А. A. Благонравова (71) Заявитель (54) ВИБРОИЗОЛИРУЮЩАЯ.ОПОРА ВАЛА

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для виброиэоляции механизмов.

Известна опора вала, содержащая подшипник, закрепленную на нем втул» ку, упругие элементы, связанные одними концами с корпусом опоры вала, эксцентричное кольцо, связанное кинематически с втулкой подшипника и другими концами упругих элементов груз, закрепленный к утолщенной части эксцентричного кольца (1). с

Известна также внброизолирующая опора вала, содержащая смонтированные в корпусе подшипник вала, закрепленную на нем втулку, упругие элементы, скрепленные одними концами с на,ружной поверхностью втулки, два самоустанавливающихся подшипника, эксцентричное кольцо, связанное через самоустанавливаю{{{иеся подшипники с корпусом и другими концами упругих элементов (2 ).

Недостаток известных опор вала состоит в том, что при значительных поступательных ускорениях основания и его поворотных движениях-вокруг оси, не совпадающей с осью механизма, груз раскачивается и вызывает ðàt:центровку вала, величина которой, s основном, зависит от амплитуды поворотных колебаний основания и от расстояний между осями вращения основания и эксцентрикового кольца.

Целью изобретения является повышение надежности путем увеличения точности и стабильности центрирова 0 ния вала.

Для достижения этой цели в виброизолирующей опоре зала, содержащей смонтированные в корпусе подшипник вала, закрепленную на нем втулку, упругие элементыi скрепленные одними концами с наружной поверхностью втулки, два самоустанавливающихся подшипника, стабилизирующий элемент, связанный через самоустанавливающиеся подшипники с корпусом и другими концами упругих элементов, стабилизирующий элемент выполнен в виде установ ленного на эксцентричном кольце со стороны его наибольшей толщкнн гироскопического стабилизатора, ось ста- билизации которого совпадает с линией центров эксцентричного кольца. кроме того, -гироскопический стабилизатор выполнен в виде гирокамеры с двумя идентичными.соосными или па30 раллельными осями роторами, вращающи9910И мися с од;иковой угловой скоростью в противоположных направлениях.

На фиг. 1 изображена виброизолирующая опора вала, разрез на фиг. 2 разрез А-A на фиг, 1.

Виброизолирующая опора содержит смонтированные в корпусе 1 подшипник

2 вала 3, закрепленную на нем втулку

4, упругие элементы 5-8, скрепленные одними концами с наружной поверхностью . втулки 4, два самоустанавливающихся подшипника 9 и 10, эксцентричное кольцо 11, связанное через самоустанавливаюциеся подшипники 9 и 10 с корпусом 1 и другими концами упругих элементов 5-8, гиростабилизатор 12, закрепленный на эксцентричном кольце 11 со стороны его наибольшей толщины так, что его ось стабилизации совпадает с линией центров эксцентричного кольца. Гироскопический ста- 20 билизатор 12 выполнен в виде гирокамеры 13 с двумя идентичными соосными или параллельными осями роторами

14 и 15, вращающимися с одинаковой угловой скоростью в противоположных 25 направлениях.

При отсутствии наклона корпуса 1 весовая нагрузка в опоре вала воспринимается упругими элементами 5-8 и вызывает их вертикальную деформа- ЗО цию. Эксцентричное кольцо 11 размещается в опоре так, что сдвиг его геометрической оси относительно оси врацения направлен вертикально вниз.

При этом разница в толщине стенок

-эксцентричного кольца по вертикали равна статической деформации упругих элементов. Поскольку более толстая стенка эксцентричного кольца расположена под втулкой 4, То расцентровка вала 3, несмотря на деформацию упругих элементов, не происходит.

При поворотных движениях корпуса

1 вокруг продольной оси механизма гироскопический стабилизатор 12 под действием силы тяжести стремится сохранить свое крайнее нижнее положение, обеспечивая неизменность деформации упругих элементов 5-,8 и, как следствие этого, центровку вала.

В этом режиме движения корпуса возможно отключение гироскопического стабилизатора и центрирование вала в этих условиях обеспечивается с той же точностью, как и в известном устройстве. В случае необходимости повышения точности центровки вала гиростабилизатор должен быть включен вновь °

При поступательных ускорениях и поворотных движениях корпуса 1 вокруг оси, параллельной продольной оси корпуса, на гироскопический стабилизатор действуют силы инерции, обусловленные поступательной составляющей его движения. Эти силы стре- 65 мятся раскачать гироскопический стабилизатор вокруг оси вращения эксцентрикового кольца. Колебания гироскопического стабилизатора связаны с принудительным поворотом осей вращения, содержащихся в нем роторов. При вращении роторов гироскопического стабилизатора любое его отклонение из крайнего нижнего положения приводит к образованию гироскопического момента, противодействуюцего повороту вместе с корпусом вращающихся роторов и связанного с ними эксцентричного кольца. Для устранения прецессионных колебаний эксцентричного кольца гироскопический стабилизатор выполнен в виде гирокамеры с двумя идентичными соосными или с параллельными осями роторами 14 и 15, вращающимися с одинаковой угловой скоростью и в противоположных направлениях. При этом прецессионные движения, сопровождаюцие образование гироскопических моментов вращаюцихся роторов, взаимно компенсируются, а гироскопические моменты, стабилизирующие положение эксцентричного кольца, складываютая.

Поскольку в опоре вала используются самоустанавливающиеся подшипники, устройство центрирования вала остается работоспособным и при поворотах корпуса механизма в двух. плоскостях.

Таким образом, вследствие закрепления на эксцентричном кольце со стороны его наибольшей толщины гироскопического стабилизатора, ось которого совпадает с линией центров эксцентрикового кольца, точность центрирования вала увеличивается и надежность работы устройства повышается.

Формула изобретения

1. Виброизолирующая опора вала, содержащая смонтированные в корпусе подшипник вала, закрепленную на нем втулку, упругие элементы, скрепленные одними концами с наружной поверхностью втулки, два самоустанавливающихся подшипника, стабилизируюций элемент, связанный через самоустанавливающиеся подшипники с корпусом и другими концами упругих элементов, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем увеличения точности и стабильности центрирования вала, стабилизирующий элемент выполнен в виде установленйого на эксцентричном кольце со стороны его наибольшей толщины гироскопического стабилизатора, ось стабилизации которого совпадает с линией цент ров эксцентричного кольца.

2. Опора по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что гироскопический стабилизатор выполнен в виде гирока991076 меры С двумя идентичными соосными или параллельными осями роторами, вращаницимися с одинаковой угловой скоростьв в противоположных направлениях.

Источники информации, принятые Во внимание при экспертиэе

1. Авторское свидетельство СССР

9 607С67 кл. F 16 С 27/00, 1978.

2. Авторское свидетельство СССР

9 649899, кл. Г 16 С 23/02, 1979 (прототип), 991076

4.4

11 И (Риг.2

Составитель А. Коршиков

Редактор A. Шишкина Техред К.Мыцьо

Корректор Л. Бокшан

Заказ 92/50 Тираж 774

ВНИИПИ Государственного комнтета СССР по делам изобретений и открытий

113035> Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Виброизолирующая опора вала Виброизолирующая опора вала Виброизолирующая опора вала Виброизолирующая опора вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано в подшипниках скольжения турбин

Изобретение относится к шарнирным соединениям двух объектов, а именно к системе двух объектов, шарнирно соединенных друг с другом

Изобретение относится к области машиностроения, конкретно - турбостроения, в частности к производству радиальных подшипников скольжения для роторов мощных турбоагрегатов и турбогенераторов

Изобретение относится к фиксирующему устройству согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано в компрессорах, турбинах, насосах и других устройствах с вращающимися валами, преимущественно в неразъемных подшипниковых камерах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения жесткости деталей типа валов, осей, стержней и балок, для которых определяющим критерием работоспособности является жесткость
Наверх