Способ контроля целостности обмотки электрической машины

 

Союз Советск их

Социалистических

Республик

ОП ИГРАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11)99503) (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22)Заявлено 17. 12.80 (2l) 3224389/24-07 с присоединением заявки М (5l jNL. Кд.

С 01 а 31/34

Г663 дарстяанный каатнтат (23) Приоритет. Опубликовано 07. 02. 83. Бюллетень М 5 ао делан наюаретеннй н вткрытий (53 } УДК 621. » 3 °. 3 (088. 8) Дата опубликования описания 07. 02. 83 (72) Авторы изобретения

А. Д. Глущенко, Э.С. Ушаков, А.Х. Газиев И В.Ф. Дрыйкин

Ташкентский ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта (7I } Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ОБМОТКИ

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к методам контроля целостности токоведущих жил обмотки электрической машины, и может быть использовано, например, в тяговых электродвигателях.

Известен способ обнаружения трещин и изломов в выводных проводах путем визуального осмотра снятых с сердечников катушек главных и добавочных полюсов (1 )

Недостаток этого способа состоит

s необходимости демонтажа электрической машины. Кроме того, поскольку при визуальном осмотре не всегда удается обнаружить трещины и некачественные соединения из-за наличия изоляции, недостаточна точность контроля.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ щ контроля целостности обмотки электрической машины путем подключения обмотки к источнику постоянного тока, измерения напряжения на обмотке и тока

2 в ней, определения не измеренным ве- личинам активного сопротивления и сопоставления его с эталонным 1 2).

Однако измерения производят на постоянном или переменном токе, поэтому в первом случае сложно обнаружить небольшие повреждения в обмотке (трещины), которые незначительно отражаются на величине общего активного сопротивления обмотки, а при замерах на переменном токе замеряется полное сопротивление обмотки, доля активного сопротивления и тем более изменение его из-за нарушения целостности обмотки незначительно и точность контроля не велика.

Цель изобретения - повышение точности контроля.

Цель достигается тем, что обмотку подключают к источнику кратковременно на время нарастания тока, выделяют высокочастотную составляющую тока и по ее наличию, а также разнице между эталонным и вычисленным значениям

99503

Формула изобретения сопротивления судят о наличии дефектов в обмотке.

На фиг. 1 показано устройство для реализации способа; на фиг 2 и 3образцы осциллограммы.

При диагностировании используют источник 1 питания постоянного тока с крутозадающей характеристикой зависимости напряжения .от тока, например сварочный, генератор. Источник питания 16 через рубильник 2 (поездной контактор тепловоза) кабелями 3 и 4, шунт 5 килоамперметра 6 подключают к обмотке 7.

На выходе источника 1 питания включен вольтметр 8. Сигналы шунта 5 и вольт- 1» метра 8 могут быть записаны на шлейфовом осциллографе.

Обмотка 7 состоит, например, из четырех последовательно включенных катушек главных и добавочных полюсов.

Способ осуществляют следующим об-. разом.

Подключают регистрирующую аппара. туру к шунту 5 (измерение тока .1 (т.) и параллельно источнику 1 питания (измерение напряжения 1(t))

Реостатом возбуждения сварочного генератора - источника 1 питания устанавливают определенное напряжение холостого хода (75-80 В).

Включают протяжку бумаги на самописце и через 0,5- 1 с включают рубильник 2, при этом.B течение времени и О, 05-0, 1 с по обмотке пропускают импульс электрического тока. При нарастании тока выявляют наличие в нем высокочастотных пульсаций.

По измеренным значениям тока и напряжения вычисляют активное сопротивление обмотки и сравнивают его с эталонным, определенным перед эксплуата.цией машины. Далее рубильник 2 отключают, ток спадает в течение времени йр.

Вследствие скин-эффекта активное сопротивление обмотки, а следователь-. но, и все измерения его из-за трещин, некачественной пайки, болтовых соединений выводных концов при импульсном питании в несколько раз выше, чем при

1. ф питании постоянным током, что повышает точность контроля. Точность контроля существенно повышается при выделении замеренного тока высокочастотной составляющей. Ее возникновение связано с наличием емкости, обусловленной краями трещины в токопроводящих жилах. Поскольку при нарастании тока меняется индуктивность магнитной цепи машины, при определенных соотношениях между емкостью тоещины и индуктивностью обмотки в ней возникают резонансные явления, приводящие.к высокочастотным колебаниям в токе.

Таким образом, кратковременное подключение обмотки к источнику на время нарастания тока и выделение из измеренного сигнала тока высокочастотной составляющей позволяет повысить точность контроля.

Способ контроля целостности обмотки электрической машины путем подключения обмотки к источнику постоянного тока, измерения напряжения,на обмотке и тока в ней, определения по измеренным величинам активного сопротивления обмотки и сопоставления его с эталонным значением, о т л и ч а ю щ и и — . с я тем, что, с целью повышения точности контроля, обмотку подключают к источнику кратковременно на время нарастания тока, выделяют высокочастотную составляющую тока и по ее наличию, а также по разнице между эталонным и вычисленным значениям сопротивления судят о наличии дефектов в обмотке.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Правила ремонта электрических машин тепловозов. M., "Транспорт", 1979, с. 140.

2. Брайнин Э.И. Контроль элементов электрических машин и аппаратов электропотенциальным методом. И., "Энергия", 1980, с. 4-5.

995031

Pup f

Тираж 708 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делан изобретений и открытий

l)3035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 634/3

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель В. Никаноров

Редактор Г. Безвершенко Техред А. Бабинец Корректор И. Деичик

Способ контроля целостности обмотки электрической машины Способ контроля целостности обмотки электрической машины Способ контроля целостности обмотки электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора

Изобретение относится к диагностированию электрооборудования, а именно к способам определения технического состояния работающих электродвигателей вентиляторов, размещенных в неразборных корпусах, и выявления неисправностей на ранних стадиях их развития

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в электрических машинах, работающих в энергосистемах

Изобретение относится к отводу высокочастотного сигнала ошибки из высокочастотного электромагнитного поля в электрической мощной машине с несущим электрическую обмотку статором

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к способам и устройствам послеремонтного испытания электрических машин постоянного тока и, в частности, на горных предприятиях для послеремонтного испытания двигателей, генераторов экскаваторов, буровых станков и др

Изобретение относится к устройствам для исследования параметров генераторов и может быть использовано при лабораторных и производственных испытаниях синхронных и асинхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается способов и устройств для испытаний статора, при осуществлении которых разнообразные испытания, такие, как испытания характеристики сопротивления, характеристики экстратока, направления вращения и выдерживаемого напряжения статора проводят ранее соединения полностью изготовленного статора с ротором

Изобретение относится к диагностическому оборудованию и может быть использовано для диагностирования генераторных установок, работающих совместно с аккумуляторными батареями
Наверх