Устройство для измерения зазора в лопатках диска рабочего колеса турбины

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

{61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 13.06.80 (21) 2942152/25-28 с присоединением заявки Ио

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

G 01 В 5j14 (23) Приоритет—

Опубликовано 2302.83. Бюллетень ¹ 7 (33 УДК 531.717 (088. 87

Дата опубликования описания 23*02 ° 83

У.!

IM.Б.Сигалов, Г.Н.Щербаков, О.И. ролофф=и,,p.A.ëè

l (72) Авторы изобретения а;„, (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЗАЗОРА В ЛОПАТКАХ

ДИСКА РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБИНЫ

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для замера зазоров в сборочных единицах. 5

Известно устройство для замера зазоров, выполненное в виде набора щупов, например,.набор, содержащий 17 щупов для замера зазора от 0,02 мм до О, 5 мм (,1). . 10

Недостаток этого набора состоит в тру.доемкости замера, так как для определения величины зазора необходимо неоднократное введение щупов с разными толщинами, а также в необъектив-. ности замера, обуславливаемой применением усилия при введении щупа и зазор.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для измерения зазора в лопатках диска рабочего колеса турбины, содержащее основание, укрепленную на нем штангу, державку с измерительным узлом, установленную на штанге.

Измерительный узел выполнен в виде одной отсчетной головки (2).

Недостатками устройства являются невозможность замера зазора по стыковым поверхностям в лопатках с бандажными полками в осевом направлении диска, а. также необъективность замера, обуславливаемая ручным приложением усилий на лопатку для ее перемещения иэ одного крайнего положения в другое.

Целью изобретения является расширение технологических возможностей эа счет обеспечения замера зазора между стыковыми поверхностями лопаток с бандажными полками.

Укаэанная цель достигается тем, что устройство для измерения зазора в лопатках диска рабочего колеса турбины, содержащее основание, укрепленную на нем штангу, державку с измерлтельным узлом, установленную на штанге, снабжено узлом перемещения лопаток, выполненным в виде кронщтейна, расположенного на штанге с. возможностью перемещения вдоль нее, фланца, установленного на кронштейне с возможностью поворота относительно своей оси, параллельной штанге, предназначенных для взаимодействия с измерительным узлом и установ ленных перпендикулярно к плоскости фланца четырех стержней и груза, расположенного на фланце с возможностью перемещения в плоскости, пар;

998845 ралельной плоскости фланца, а измерительный узел выполнен в виде двух отсчетных головок, расположенных по обеим сторонам от штанги.

На фиг. 1 представлено устройство для измерения зазора в лопатках 5 диска рабочего колеса турбины, общий вид;; на фиг. 2 - то же, вид сверху. на фиг. 3 — вид A на фиг. 1.

Устройство содержит основание в виде кольца 1, устанавливаемого на ступице диска рабочего колеса посредством роликовой призмы 2 и закрепляемого эксцентриковым поджимом 3.

На кольце 1 жестко закреплена штанга

4 с фиксатором 5. На штанге 4 закреп- )g лена державка 6, в которой установлены две отсчетные головки 7 и 8, размещенные по разные стороны от продольной оси штанги так, что их измерительные ножки контактируют с откры- у0 тыми торцами бандажных полок смежных лопаток 9 и 10, которые установлены в диске свободно.

Со свободного конца штанги 4 установлен кронштейн 11 с возможностью продольного перемещения. На кронштейне 11 предусмотрено отверстие, в котором ступицей размещен фланец 12, поворотный относительно своей оси.

С торца фланца 12, обращенного к кольцу 1, установлены четыре стержня 13

16 из условия свободного охвата ими оппоэитных торцов бандажных полок . смежных лопаток. Фланец 12 установлен в кронштейне 11 с зазором, обеспечиваницим плавание фланца в плоскости, перпендикулярной оси штанги 4. В кронштейне 11 разь Ьщен фиксатор 17 для стопорения фланца 12 жестко закреплена вилка 18, .зубья которой замкнуты горизонтальным стержнем 19 с 40 подвижным по нему грузом 20. На кольце 1 закреплены две ручки 21.

Устройство работает следующим образом. кронштейн 11 с фланцем. 12 отводит- 4g ся в крайнее положение штанги 4, отдаленное от оси кольца 1. кольцд 1 устанавливают посредством роликовой призмы 2 на ступице диска рабочего колеса. устройство фиксируется в угло- щ вом положении по кромке одной из лопаток фиксатором 5, затем крепится эксцентриковым поджимом 3. Далее кронштейн 11 с застопоренным в угловом положении фланцем 12 подводится к открытым бандажным по ц<ам . смежных лопаток 9 и 10. Фиксатор 17 освобождает фланец 12.

Перемещая груз 20 в крайнее левое положение (фиг. 3), вилка 18, жестко связанная с фланцем 12, поворачивает 6О его против часовой стрелки. При этом стержни 13 и 16 перемещают лопатки до контакта стыковых поверхностей В . Отсветные головки 7 и 8, ножки которых контактируют соответственно с лопат- 65,нами 9 и 10, устанавливаются на нуль.

Ъатем груз 20 перемещают вправо. Фланец 12 поворачивается по ч. совой стрелке. В работу вступают стержни

14 и 15, которые разводят лопатки 9 и

10 до возможного максимального зазора,величина которого определяется суммой показаний отсчетных головок

7 и 8. !

Поскольку качка лопатки по зазору в диске значительно превышает величину, предусмотренную зазором по стыковым поверхностям, то это позволяет производить нужный замер в чистом виде. Далее, вынимая фиксатор 5 и раскрепляя прибор, перемещают последний в угловом положении и фиксируют по следующей лопатке. Замер повторяется для каждой пары смежных лопаток.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет замерить зазор в осевом направлении диска по стыковым поверхностям в. лопатках с бандажными полками, Предусмотренное в устройстве средство поворота фланца со стержнями обеспечивает объективность замера зазора, так как при сведении разведении каждой пары смежных лопаток прикладывается постоянное усилие, равное грузу.

Формула изобретения

Устройстводля измерения зазора в лопатках диска рабочего колеса турбины, содержащее основание, укрепленную на нем штангу, державку с измерительным узлом, установленную на штанге, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения технологических воэможностей, оно снабжено узлом перемещения лопаток, выполненным в виде кронштейна, расположенного на штанге с возможностью перемещения вдоль нее, фланца, установленного на кронштейне с воэможностью поворота относительно своей оси, параллельной штанге, предназначенных для взаимодействия с измерительным узлом и установленных перпендикулярно к плоскости фланца четырех стержней и груза, расположенного на фланце с возможностью перемещения в плоскости, параллельной плоскости фланца, а измерительный узел выполнен в виде двух отсчетных головок, расположенных по обеим сторонам от штанги.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1."Измерительный инструмент и приборы". НИИинформации по машиностроению. N,, 1976, с. 143, набор . 2.

2. Шубников К.В.и др. Унифицированные нереналаживаемые средства измерений. M., "Машиностроение", 1978, с. 176, рис. 132 прототип

Устройство для измерения зазора в лопатках диска рабочего колеса турбины Устройство для измерения зазора в лопатках диска рабочего колеса турбины Устройство для измерения зазора в лопатках диска рабочего колеса турбины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к области измерений, в частности к контролю положения подкрановых путей в плане преимущественно мостовых кранов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля межцентровых расстояний отверстий в деталях, прошедших механическую обработку

Изобретение относится к техническим измерениям в машиностроении и может быть использовано для измерения зазоров в сопряжениях между подвижной и неподвижной частями изделия, например, в исполнительных гидроцилиндрах при проведении их диагностирования

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении преимущественно для измерения расстояния между перекрещивающимися и пересекающимися осями отверстия и цилиндрической шейки в деталях типа вала и кронштейна

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении преимущественно для измерения расстояний между осями отверстий и их межосевых углов в корпусных деталях

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении, преимущественно для измерения расстояний между осями отверстий и их межосевых углов в корпусных деталях

Изобретение относится к области технологии машиностроения, а также к устройствам для измерения межосевого расстояния отверстий деталей и узлов, а также к средствам обеспечения взаимозаменяемости крупных агрегатов машин
Наверх