Карманный прибор для определения расчетных линий сопротивления колонковых и котловых зарядов при взрывной отбойке ископаемых

 

№ 105778

Класс 42с, 6о1

42с, 9о

Х. М. Двоскин

КАРМАННЫЙ ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ.

ЛИНИЙ СОПРОТИВЛЕНИЯ КОЧОНКОВЫХ И КОТЛОВЫХ

ЗАРЯДОВ ПРИ ВЗРЫВНОЙ ОТБОЙКЕ ИСКОПАЕМЫХ

Заявлено 1 декабря 1955 г. за № 6485, 454510 в Министерство промышленности строительных материалов СССР

Для вычисления веса заряда, выбора места его расположения при взрывной отбойке ископаемых, необходимо определять сопротивление по подошве уступа W (см. фиг. 1), линию наименьшего сопротивления для котловых зарядов UF, и высоту уступа H.

Обычно эти величины определяют маркшрейдерской съемкой или с помощью эклиметров с последующими тригонометрическими вычислениями.

Предметом изобретения является карманный прибор, с помощью которого без обычных тригонометрических вычислений можно определять искомые величины 1Г, Тк и 11.

На фиг. 2 изображена схема прибора в двух проекциях.

Прибор состоит (см. фиг. 2) из двух плексигласовых пластин 1 и 2, между которыми на горизонтальных осях крепятся: отвес 8, указательная стрелка 4 и дуга б с пружиной б и рычагом включения отвеса 7.

Прибор имеет два визирных устройства; одно состоит из прорези 8 и визирной нити 9 для визирования с кровли уступа, другое — из винта с прорезью 10 и мушки 11 для визирования с почвы уступа.

По периметру пластин промежуток между ними закрыт металлическими стенками 12, 18, 14 и 15.

В верхней части прибора предусмотрена прорезь с втулкой 1б для удобства работы с прибором при визировании.

С внутренних сторон плексигла,"овых пластин 1 и 2 нанесены координаты сетки со шкалами (см. фиг. 3 и 4), на фиг. 2 они не показаны.

Сетка лицевой пластины 1 (фиг, 2), с помощью которой определяется горизонтальное проложение визирного луча, изображена на фиг. 3.

На ней по оси абсцисс слева íапра«о (фиг. 5) отложены величины

kgb (2 — угол между визирным лучом и отвесом), à по оси ординат величины горизонтального проложения визирного луча. № 105778

Сетка и шкалы на лицевой пла "тине построены, исходя из соотношения: при а -0 х= 90"

Н-1, Н = О.

Прямая СВ характеризует зависимость H от cos< при 1=const. Если на ординаты, соответствующие cos 0 и cos 90, нанести в одинаковом масштабе ра сстояния, то по величине cos можно графически определить искомую величину Н, а совместив с точкой В ось указательной стрелки с тыльной стороны прибора, представляется возможным использовать последнюю для установки прибора на ."оответствующую длину откоса (см. фиг. 4).

На фиг. 4 шкала длин откоса нанесена на ординате, соответствующей cos 0 . Шкала высот уступов нанесена на ординате, соответствующей cos 40 .

Радиус и размер делений на шкале углов являются произвольными.

Эта шкала введена для создания однообразия в определении искомых величин по лицевой и тыльной сторонам прибора.

Определение прибором W (фиг. 1) сводится к определению горизонтального проложения визирного луча Wp, к которому прибавляют отрезок

Wp= — j(tgz, где К=Н+Ь (см. фиг. 1); . H — высота уступа;

h — высота оси отвеса прибора над кровлей уступа, Так как при К=сопз1 функция Wp —— f (tga) линейная, à tg0=0, то каждая прямая линия, выходящая из начала координат, характеризует изменение Wp в зависимости от фа (при R =45, tg<=1 и Wp=g).

Нанося на ординату, соответствующую tg 45, величины К (при этом угле они равны горизонтальному проложению визирного луча W ) и соединяя точки делений с началом координат, получим номограмму, "вязывающую Wp, К и tga.

Для удобства пользования прибором и повышения точности измерения указанная номограмма радиальных прямых заменена одной прямой указательной стрелкой 4(фиг. 3), ось которой совпадает с началом координат. По мере необходимости стрелка устанавливается на ту или иную величину К.

Каждая ордината на сетке, соответствующая tgu (где а целое число), соединена прямыми с углом < на шкале углов (см фиг. 3).

Для тех случаев, когда неизвестна величина К из-за незнания высоты уступа Н, в приборе предусмотрена сетка (фиг. 4) тыльной пластины 2, с помощью которой она и определяется.

Пользуясь этой же сеткой определяют и линию наименьшего сопротивления котловых зарядов Wi;.

На сетке по оси аб"цисс отложены слева направо величины косинусов углов, каждая из которых соединена прямой с соответствуюшей этой величине утлом на шкале углов.

По оси ординат отложены расстояния.

Сетка и шкалы на ней построены из соотношения: H=l cosa, где l— длина откоса, При I=const функция H= f (cos ) линейная. Положение прямой (фиг. 6) определяется из условия: № 105778

С вЂ расстоян от линии отвеса до оси подготовительной выработки

W=W,+С.

1Г определяется следующим образом:

1. Указательную стрелку 4 (см. фиг. 2 и 3) установить на заданную высоту К (например, 10,5 м).

2. Освободить отвес 3 (фиг. 2), нажав на рычаг включения отвеса 7.

3. С кровли уступа произвести визирование прибора, расположив его таким образом, чтобы визирная нить совпадала с нижней бровкой уступа, а плоскость колебания отвеса совпала с вертикальной плоскостью, перпендикулярной поверхности откоса.

4. Произвести фиксирование положения отвеса на шкале углов, для чего необходимо постепенно освободить рычаг включения отвеса (угол, например, равен 20 ) ..

От цифры 20 (см, фиг. 3) шкалы углов необходимо проследовать по ломаной линии АВС до точки пересечения с указательной стрелкой.

Горизонталь, проходящая через эту точку, укажет на шкале величин К искомую величину (для рассматриваемого примера 3,82 м).

Если с верхней бровки уступа не видна нижняя, прибор должен визироваться на другую точку уступа, заведомо удаленную на определенное расстояние от нижней бровки. Определив прибором горизонтальное проложение визирного луча, нужно вычесть это расстояние.

Прибором можно также определить непосредственно горизонтальное проложение откоса, если визирный луч направить вдоль откоса, а указательную стрелку 4 (фиг, 3) установить на величину вы;оты уступа

Прибором можно определять искомые величины как с кровли, так и с почвы уступа- При этом прибор визируется (фиг. 2) посредством прорези 10 и мушки 11 на верхнюю бровку уступа. Чтобы определить горизонтальное проложение визирного луча, указательная стрелка должна устанавливаться на величину К=Н вЂ” h, где H — высота уступа;

h — высота o"è отвеса над почвой уступа.

Для определения прибором Н следует:

1. Измерить мерной лентой длину откоса.

2. Определить угол откоса с вертикалью по шкале углов на лицевой пластине прибора.

3. Установить указательную стрелку 4 (фиг. 4) на длину откоса (например, 15,5 л).

4. На шкале углов найти соответствующий угол (например, 31 ), откуда по ломаной линии АВЕ надо подняться до пересечения с указательной стрелкой.

5. От точки пересечения, следуя по горизонтали вправо, находим искомую величину Н (13,3 л ).

1Г,, также определяется с помощью сетки тыльной пластины, так как треугольники ABD и ЛЕО (фиг. 1) подобны по равенству углов- Определив вышеупомянутыми методами сопротивление по подошве уступа W и измерив угол откоса, можно определить W... для чего необходимо:

1. Установить указательную стрелку 4(фиг. 4) на величину W no шкале длин откосов.

2. На шкале углов найти О и проследовать по соответствующейординате до пересечения с указательной стрелкой. Горизонталь, проходящая через точку пересечения, укажет па шкале высот уступов величину W .

Предмет изобретения

1. Карманный прибор для определения расчетных линий сопротивления колонковых и котловых зарядов при взрывной отбойкс ископае№ 105778 мых, отлича ю щий ся тем, что, с целью упрощения определений сопротивления по подошве уступа или линии наименьшего сопротивления котловых зарядов, или высоты уступа, в приборе применено визирное приспособление и отвес, с расположенными против него шкалами углов наклона визирного луча, связанными прямыми линиями с соответствующими прямоугольными координатными сетками, к которым прилегает прямая указательная стрелка, ось которой на лицевой пластине совпадает с началом координат сетки, а на тыльной — с точкой, соответствующей "os 90 и лежащей на оси абсцисс.

2. Форма выполнения прибора по п. 1, отлич а ющ а я ся тем, что, с целью определения величины горизонтального проложения откоса или визирного луча по показанию отвеса (если визирный луч лежит в перпендикулярной к откосу плоскости и совпадает с ним), в прямоугольной координатной сетке на лицевой стороне прибора по оси абсцисс отложены величины тангенсов углов, соединенных прямыми линиями с делениями шкалы углов, а по оси ординат — расстояния.

3. Форма выполнения прибора по пп. 1 и 2, отл и ч а ющ а я ся тем, что, с целью определения величины линии наименьшего сопротивления котловых зарядов или высоты уступа по показаниям отвеса при визировании на линию откоса, в прямоугольной координатной сетке на тыльной стороне прибора по оси абсцисс отложены величины косинусов углов, соединенных прямыми линиями с делениями шкалы углов, а по оси ординатт — расстояния

4. Форма выполнения прибора по пп. 1, 2 и 3, отл ич а юща яся тем, что прибор позволяет производить все упомянутые измерения как с кровли, так и с подошвы уступа.

Фиг. 1

Карманный прибор для определения расчетных линий сопротивления колонковых и котловых зарядов при взрывной отбойке ископаемых Карманный прибор для определения расчетных линий сопротивления колонковых и котловых зарядов при взрывной отбойке ископаемых Карманный прибор для определения расчетных линий сопротивления колонковых и котловых зарядов при взрывной отбойке ископаемых Карманный прибор для определения расчетных линий сопротивления колонковых и котловых зарядов при взрывной отбойке ископаемых Карманный прибор для определения расчетных линий сопротивления колонковых и котловых зарядов при взрывной отбойке ископаемых Карманный прибор для определения расчетных линий сопротивления колонковых и котловых зарядов при взрывной отбойке ископаемых Карманный прибор для определения расчетных линий сопротивления колонковых и котловых зарядов при взрывной отбойке ископаемых Карманный прибор для определения расчетных линий сопротивления колонковых и котловых зарядов при взрывной отбойке ископаемых Карманный прибор для определения расчетных линий сопротивления колонковых и котловых зарядов при взрывной отбойке ископаемых 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к светолокации и может быть использовано в системах связи и оптико-электронных измерительных устройствах

 // 155945

 // 330338
Изобретение относится к области геодезического контроля в дорожно-строительной отрасли. При этом согласно изобретению планово-высотное обоснование (ПВО) на контролируемом участке автомобильной дороги создают методом мобильной сканерной съемки, где в качестве опорных пунктов ПВО служат базовые станции GPS, размещенные по обочинам автомобильной дороги через 2-3 километра и в сторону от оси автомобильной дороги не более 300 метров, а также твердые точки по сторонам обочин дорожного полотна в виде оснований столбов дорожных знаков и элементов обустройства автомобильной дороги. Динамический режим измерения параметров поперечного профиля поверхности покрытия дорожного полотна осуществляют с помощью мобильного лазерного сканирования контролируемого участка в прямом и обратном направлении, в результате чего определяют координаты по осям X, Y, Z точек отражения лазерного луча от поверхности дорожного полотна и опорных пунктов ПВО, которые идентифицируются на сканах. Получают скан, передают результаты сканирования в ПЭВМ и с помощью компьютерной программы регистрируют в ней сканы, получают фактическую цифровую векторную трехмерную модель поверхности дорожного полотна. В этой же программе виртуально моделируют поверхность дорожного полотна в заданном направлении, используя проектные значения соответствующих геометрических параметров, совмещают ее по опорным пунктам ПВО с полученной фактической цифровой векторной трехмерной моделью поверхности дорожного полотна и формируют с заданной дискретностью поверхность колеи. В автоматическом режиме определяют расхождения между значениями измеряемых параметров поперечного профиля поверхности покрытия дорожного полотна на основе полученных пространственных координат по оси Z точек отражения лазерного луча фактической цифровой векторной трехмерной модели и соответствующими значениями проектной цифровой векторной трехмерной модели поверхности покрытия контролируемого участка автомобильной дороги. Сравнивая полученные данные с соответствующими требованиями нормативных документов, определяют поперечную ровность поверхности дорожного полотна автомобильной дороги. Технический результат – повышение точности определения колейности поверхности покрытия дорожного полотна автомобильной дороги.
Наверх