Патент ссср 330338

 

330338 союз Советских g

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ! Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

1;

Заявлено 28.Х.1970 (М 1488153/18-10) М. Кл. G Olc 3/20 с присовдинвнивм заяапи №вЂ”

Приоритет—

Комитет по делаЮ изобретений и открыпИ при Совете Министров

СССР

УДК 528.531(088.8) Опубликовано 24, Il. 1972. Бюллетень № 8

j Дата опубликования описания 25. Х. 1972

Автор изобретения

А. А. Ильяшенко

3 аявитель

ОПТИЧЕСКИЙ ВЫСОТОМЕР ДВОЙНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ

Известны оптические IBblcîòîìåðû двойного изображения с:переменным параллактическим углом, в которых перед объективом зрительной трубы установлен ахроматический клин; napaллактический угол создается при двойном прохождении через неподвижный клин светового луча, перемещающегося относитель но клина пр и изменении зенитного расстояния точки наблюдения.

Однако в известных;высотомерах не предусматр ивается необходимая коррекция величины napaллактического угла при значительных наклонах зрительной трубы,,поскольку клин неподвижен.

Для,коррекции создаваемого клином napaллактического угла при изхтерениях по вертикальной рейке в предлагаемом высотомере клин установлен с вомсожностью поворота в горизонтальной плоскости inpn поворотах зрительной трубы вокруг, горизонтальной оси.

Кроме того, клин может быть укреплен с помощью упругих шарниров на .несущей раме, на которой размещены поворотный, кулачок, взаимодействующий:c обкатывающ|им роликом ina клине, и зубчатая шестерня,:взаимодействующая с зубчатым сектором на корпусе трубы.

На чертеже представлен вид сверху на разрез высотомера горизонтальной, плоскостью, проходящей через ось вращения.

Зрительная труба 1 с объективом 2 поме щена в корпус З,и epamается вокруг горизон тальной оси 4. С корпусом 3 соединена насад. ка из:призм 5 — 8, с помощью которых свето вой 1пучок дважды проводится через ахрома тичеоиий клин 9 и направляется iB объектив 2

Через призму 8 попадает свеговой поток, н< проходящий через клин 9. С помощью эти; двух пучков создается двойное изображени< щ измерительной рейки. Переменный параллак тический угол образуется после двойного про хождения через клин 9.

Коррекция величины параллактического уг ла о|беспечивается .разворотом клина в пло

16 скости его главного сечения, при водящим изменению угла паден ия светового пучка н, клин. Клин 9 с помощью гибких шарниров 1С

11 укреплен на неподвижном секторе 12. Ро лик 13, предусмотренный на клине 9, обкаты

20 вает кулачок 14, ось вращения которого та к же размещена на секторе 12. При по ворот трубы 1 конический зубчатый сектор 15 н корпусе 3 с помощью шестерни 1б разворачт вает кулачок 14 и отклоняет клишин 9 в горизот

И тальной лтлоскости на угол, необходимый дл коррекции величины параллактичсокого угл;

Пресечет изобретения

30 1. Оптический высотомер двойного изобр:

330338 — 1o

/, C

Составитель Ю. Ферштман

Техред Е. Борисова

Корректор О. Волкова

Редактор С. Хейфиц

Заказ 146 Изд. № 276 Тираж 448 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прн Совете Министров СССР

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография ¹ 24 Главполнграфпрома, Москва, Г-!9, ул. Маркса — Энгельса, 14 жения с переменным параллактическим углом, содержащий установленный перед объекти вом зрительной трубы ахроматический клин, световой луч через который проходит дважды, отличающийся тем, что, с целью коррекции создаваемого клином параллактического угла при измерениях по вертикальной рейке, клин установлен с возможностью ловсрота в горизонтальной плоскости при поворотах зрительной трубы вокруг горизонтальной оси.

2. Высотомер по п. 1, отличающийся тем, что клин с помощью упругих шарниров укреплен на несущей раме, на которой размещены поворотный кулачок, взаимодействующий с обкатывающим роликом на клине, и зубчатая шестерня, взаимодействующая с зубчатым сектором на корпусе зрительной трубы.

Патент ссср 330338 Патент ссср 330338 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к светолокации и может быть использовано в системах связи и оптико-электронных измерительных устройствах
Изобретение относится к области геодезического контроля в дорожно-строительной отрасли. При этом согласно изобретению планово-высотное обоснование (ПВО) на контролируемом участке автомобильной дороги создают методом мобильной сканерной съемки, где в качестве опорных пунктов ПВО служат базовые станции GPS, размещенные по обочинам автомобильной дороги через 2-3 километра и в сторону от оси автомобильной дороги не более 300 метров, а также твердые точки по сторонам обочин дорожного полотна в виде оснований столбов дорожных знаков и элементов обустройства автомобильной дороги. Динамический режим измерения параметров поперечного профиля поверхности покрытия дорожного полотна осуществляют с помощью мобильного лазерного сканирования контролируемого участка в прямом и обратном направлении, в результате чего определяют координаты по осям X, Y, Z точек отражения лазерного луча от поверхности дорожного полотна и опорных пунктов ПВО, которые идентифицируются на сканах. Получают скан, передают результаты сканирования в ПЭВМ и с помощью компьютерной программы регистрируют в ней сканы, получают фактическую цифровую векторную трехмерную модель поверхности дорожного полотна. В этой же программе виртуально моделируют поверхность дорожного полотна в заданном направлении, используя проектные значения соответствующих геометрических параметров, совмещают ее по опорным пунктам ПВО с полученной фактической цифровой векторной трехмерной моделью поверхности дорожного полотна и формируют с заданной дискретностью поверхность колеи. В автоматическом режиме определяют расхождения между значениями измеряемых параметров поперечного профиля поверхности покрытия дорожного полотна на основе полученных пространственных координат по оси Z точек отражения лазерного луча фактической цифровой векторной трехмерной модели и соответствующими значениями проектной цифровой векторной трехмерной модели поверхности покрытия контролируемого участка автомобильной дороги. Сравнивая полученные данные с соответствующими требованиями нормативных документов, определяют поперечную ровность поверхности дорожного полотна автомобильной дороги. Технический результат – повышение точности определения колейности поверхности покрытия дорожного полотна автомобильной дороги.
Наверх