Измеритель углового положения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания

 

О fl И.С А Н И Е

ИЗЬБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советсник

Социалистичесиик

Республик (i i.) 1 002878 (Я ) Дополнительное к ввт. свнд-ву(22)Заявленс19.10.81 (21) 3350125/25-06 (51)М. Кл.. с присоединением заявки,% G01 М 15/00

Гевудвратвеиа6 «виитвт

COCP

Йе йвлви юзввРВтввив и апрмтив (23 ) П риорнтетОпубликовано 07.03 83 Бюллетень М 9

Дата опубликования опнсани» 07.03. 83 (53) УДК 621.43 .004. 5 (088.8) (72) Авторы изобретения

Б. Д. Бородин, Л. Г. Бояркин и

1у (71) Заявитель (54} ИЗМЕРИТЕЛЬ УГЛОВОГО ПОЛОЖЕ НИЯ КОЛЕНЧАТОГО

ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к приборостроению, в частности к средствам для диаг костики и контроля дВигателей внутреннего сгорания.

Известен измеритель углового положения коленчатого вала двигателя внутренного сгорания, содержащий датчик углового положения, связанный с коленчатым валом, формирователь импульсов, блок синхронизации и блок измерения, причем выход датчика углового положения соединен с входом .формирователя импульсов, а выход блока синхронизации соединен с входом блока измерения (1).

Недостатком известного измерителя является сложность измерения и недостаточная надежность, связанная с устаНовкой и регулировкой датчика опорного положения.

Целью изобретения является упроще- . ние измерения и повышения надежности за счет исключения датчика опорного и оложения.

Поставленная цель достигается тем, что измеритель снабжен переключателем и блоком стробирования, в|,шолненI ным-в виде умножителя частоты, дВух пороговых элементов и элемента запрета, причем выход формирователя импульсов соединен с входом переключателя, первый выход которого соединен с установочными входами блока синхронизации и первого порогового элемента, а второй: — с счетными входами блока синхронизации, первого и установочным входом второго пороговых элементов и входом умножителя частоты, выход которого соединен с первым входом второго порогового элемента, а выход последнего соединен с первым входом элемента запрета, управляющий вход которого соединен с выходом первого порогового элеменgp та, а выход - с управляюшим входом цере ключателя

На чертеже приведена структурная схема устройства..3 100

Устройство содержит датчик 1 угло--. вого положения, связанный со входом фор-. мирователя 2 импульсов, и блок 3 синх-. ронизации, выход которого соединен с .управлякяцим входом блока 4 измерения.Устройство содержит также переключа-, тель 5 и блок 6 стробирования, причем вход переключателя 5 связан с выходом формирователя 2 импульсов. Первый вы1 ход переключателя 5 соединен с устано- 30, вочными входами блоков 3 и 6, а второй вьпсод переключателя 5 соединен со счетными выходами этих блоков. Управляющий вход переключателя 5 подключен к выходу блока 6. .1$

Блок 6 содержит умножитель 7 частоты, пороговые элементы 8 и 9 и элемент 10 зал; рета. Выход умножителя 7-через второй пороговый элемент 8 связан со входом элемента 10, управляющий вход которо- уй го соединен с выходом алемента 9. Счет-. ный вход порогового элемента 9 соединен со входом умножителя 7 и установочным входом порогового элемента 8 и образует счетный вход блока. Установочный р вход элемента 9 и выход элемента 10 образуют соответственно установочный

axoll и выход блока.

Датчик 1 угловых положений может быть выполнен в виде датчика индуктивного типа, формирующего импульсы, число которых равно числу меток, наапример металлически;. штырей, установленных по окружности маховика. При этом мех ки, за исключением одной (маркерная

1 3$ метка), расположены по окружности маховика равномерно (угловые метки) .

Пороговые элементы 8 и 9 могут быть выполнены как на базе счетчика импульсов, предустановка которого осуществляется через вентили, а импульсный выход переноса подключен к входу триггера, так и на базе счетчика импульсов со схемой сравнения кодов, выход которой подключен к триггеру, либо 4 в виде любого другого устройства, формирующего на прямом (инверсном) выходе единичный (нулевой) сигнал пр поступлении на его счетный вход определенного числа импульсов, соответствующего по\ 56 рогу срабатывания и заданного сигналом управления. При этом HB прямом (инверсном) выходе порогового элемента формируется нулевой (единичный) сиг нал при поступлении импульса на его Г . установочный вход. Прямое и обратное срабатывание осуществляется по заднему фронту (срезу) соответствующего имп ульс B.

2878 4

Устройство работает следующим обраd, зом.

Датчик угловых положений за один оборот коленчатого вала вырабатывает импульсов угловых меток, равномерно следуквцих друг за другом через угол

Ч ц 360фи импульс маркерной метки, следующий через угол У„„ „после одного из импульсов угловых меток, причем импульс угловой метки, следующий эа импульсом маркерной метки, формируется в момент достижения поршнем опорного цилиндра в м.т. Импульсы датчика

1, сформированные по форме и длительности формирователем 2, поступают на вход переключателя 5. При единичном значении сигнала на выходе блэка 6 стробирования импульсы проходят на первый, а при нулевом значении этого сигнала— на второй выход переключателя 5.

Допустим, импульс, появлякмцийся на выходе формирователя 2, проходит на первый выход переключателя 5. Этот импульс поступает на установочные входы блока 6 и блока 3 синхронизации.

По срезу импульса блок 6 устанавливаеч ся в реким счета импульсов и сигнал на его выходе принимает нулевое эначеwe. В результате следующие импульсы формирователя 2 проходят на второй выход переключателя 5 и поступают на счетные входы блоков 3 и 6. По срезу второго импульса блок 6 устанавливается в режим формирователя стробимпульса и сигнал на его выхо- де принимает единичное значение, длительность Ч,с которого пропорцио,ступивший на его счетный вход..Пусть временный интервал Т; и последующие временные интервалы между соседними импульсами определяются им- . пульсами угловых меток. Тогда блок 6 по срезу каждого вновь поступившего на его счетный вход импульса формирует строб-импульс. Длительность Тс этого импульса равна времени поворота коленчатого вала на угол Чс, значение которбЬ

ro определяется неравенством ь М м. Соответственно йа этот отрезок времени выход формирователя 2 всякий раз коммутируется на первый выход переключателя 5. Однако, поскольку с(®ц, импульс на первом выходе переключателя

6 не появляется и режим работь1 блока

6 остается неизменным до появления импульса маркерной метки.. По срезу импульса угловой метки, предшествующей появлению импульса маркерной метки, „ ((Кп ) у (ф

При поступлении следующих импульсов на счетный вход порогового элемента 9 его состояние не изменяется, weмент 10 остается разблокированным и описанный процесс формирования стробимпульса повторяется до появления cae- .

Ю 1002 блок 6 формирует очередной строб-импульс и при повороте коленчатого вала

° . на уголь„<Фс импульс маркерной метки проходит на первый выход переключателя 5 и устанавливает блок 6 в режим счета импульсов. Последуюшие импульсы формирователя 2 поступают на второй выход переключателя S и описанный

- процесс коммутации импульсов на выходы переключатеж 5 повторяет каждый и оборот коленчатого вала.

Пусть в процессе контроля параметров двигателя. его скоростной режим изменяется, например, устанавливается большая частота врашения коленчатого ! вала. Тогда в процессе изменения частоты вращения поспедукаций временной интервал Т между соседними импульсйми становится меньшим предыдущего и длительность строб-импуль-. гй са Сс может.превысить временной интерhsa между импульсами угловых меток т Т„+ . В результате импульс угловой метки поступает на первый выход пере

Ф ключателя 5, блок 6 устанавливается 2$ в режим счета импульсов и последуюшие импульсы угловых меток вновь поступают на второй выход переключателя 5.

В результате процесс вхождения устройся ва в синхронизм при установившемся ско-Эа ростном .рекиме двйгатепя не превышает одного оборота коленчатого вала.

Таким. образом, при установившемся скоростном режиме работы двигате-.

as импульс маркерной метки поступает на первый выход, а импульсы угловых меток — на второй выход переключате-! ля 5 и проходят соответственно на установочный и счетный входы бпока 3 синхронизации. Блок 3 формирует сигналы путем счета до определяемого наперед заданного числа импульсов угловых отметок. Момент начала счета определяет» ся импульсом маркерной отметки, п!остуг, . пак.пего на установочный вход бпока 3.

В результате на выходе блока 3 возникают сигналы в заданные моменты поворота коленчатого вала относительно в м.т. поршня опорного цилиндра. По сигналам блока 3, поступаюшим. на управлякхций вход измерительного блока 4, последний осуществляет процесс измерения параметров двигателя.

Блок 6 стробирования работает следуихцим образом.

Импульсы с первого н-второго вйходов переключателя 5 поступают соответственно на установочный вход элемента

9 и на соединенные между собой счеч 878 4 ный вход элемента 9, вход умиокителя

7 частоты и установочный вход noporonovo элемента 8. По срезу импульса, поступающего на установочный вход weмента 9, на его инверсном выходе csv нал принимает единичное значение и элемент 10 запрета блокируется. По срезу второго импульса, поступающего на счетный вход элемента 9, последний cps-. батывает, сигнал на его инверсном выхогге принимает нулевое"значение и элемент

5 разблокируется. По срезу этого же импульса пороговый элемент 8 устанавливается в состояние, при котором сигнал на его инверсном выходе принимает единичное значение и через разбнокированный элемент 10 поступает на выход блока. На счетный вход.порогового ýëåмента 8 поступают импульсы с умножителя 7, частота которых обратной про- порциональна временному, интервалу Г между двумя соседними импульсами, поступивших. на вход умирителя 7, иравна

Т где К вЂ” коэффициент умножения умнокителя 7. Соответственно период1 следования импульсов,. поступакипих на счетный вход порогoaoro элемента Я, равен

Т T„. g. При поступлении Ко(К импульсов на вход порогового элемента B noc ледний:срабатывает и сигнал на его инверсном выходе и, следовательно, на выходе элемента 10 принимает нулевое значение. В результате на выходе элемента 10 и, следовательно, на выходе блока образуется строб-импульс, длительность Гс которогоЧ с.= k,„ТЗ jH.

При временном интервале 71., равном временному интервалу между импульса-ми угловых меток, период следования импульсов умиожителя 7 соответствует углу поворота вала Ц ф К, а длитель- ность строб-импульса соответствует углу поворота, равного ! 1

,=KAVK (1к)999

Число Кп выбирается в соответствии с неравенством

7 1002 дуюшего импульса на установочный вход элемента 9.

Пусть частота вращения вала увеличивается: Соответственно уменьшается период следования на выходе умножите- S

ns 7. В такое же число раз уменьшаетсН длительность строб-импульса. При уменьшении частоты вращения во сколько же раз увеличивается период следования импульсов умножителя 7 и, следовательно, длительность строб-импульса, т.е. отношение длительности стробимпульса к периоду следования импульса угловых меток остается постоянным и не зависит от частоты вращения. вала двигателя.

Введение новых 1 элементов — переключателя и блока стробирования — выгодно отличает данное ycrpoAcTBo от известного, поскольку позволяет исклю- 20 чить операцию установки отдельного датчика опорного положения, в процессе выполнения которой возможно повреждение этого датчика. В результате процесс контроля параметров двигателя упрощает- 2S ся, а надежность контроля повышается.

Выполнение блока стробярования в виде умножителя частоты, двух пороговых элементов и элемента запрета позволяет сделать длительность строб- им- щ пульса независимой от частоты вращения вала двигателя, что также упроАает процесс контрол .

Формула изобретения

Измеритель углового положения колен 5 чатого вала двигателя внутреннего crops-

878 . 8 ния, содержащий датчик углового положения, связанный с коленчатым валом, формирователь импульсов, блок синхронизации и блок измерения, причем выход датчика углового положения соединен с входом формирователя импульсов, а выход блока сонхронизации соединен с входом блока измерения, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью упрощения измерения и повышения надекности он снабжен переключателем и блоком стробиро- вания, выполненным в виде умножителя частоты, двух пороговых элементов и элемента запрета, причем выход формирователя импульсов соединен с входом переключателя, первый выход которого соединен с установочными входами блока синхронизации и первого порогового эле мента, а второй — с счетными входами блока синхронизации, первого и установочным входом второго пороговых элементов и входом умножителя частоты, выход которого соединен с первым входом второго порогового элемента, а выход последнего соединен с первым входом элемента запрета, управляющий вход которого соединен с выходом первого порогового элемента, а выход — с управлякяцим входом переключателя. °

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 802826, кп. Q 0 1 М 15/00, 1 979.

1002 878

Составитель 10 Филин

Редактор П. Коссей Текред А.Бабинен . Корректор О. Билак

Тираж 871 - Подлисное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, РауШская наб., д. 4/5

Заказ 1534/22

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Измеритель углового положения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания Измеритель углового положения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания Измеритель углового положения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания Измеритель углового положения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания Измеритель углового положения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх