Способ градуировки моментомера и устройство для его реализации

 

1 Способ градуировки моментомера путем ступенчатого увеличения нагрузки, отличающийся тем, что, с целью повышения точности , ступенчатую нагрузку создают через образцовый моментомер путем периодического нагружения и разгружения последнего двумя периодическими и поочередно возрастающими неаттестованными массами. (/} 05 ;о 42ь О5

союз соВЕтских, СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1006946

Э(50 6 01 L 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOlVlV СВИДЕТЕЛЬСТВУ. (21) 3369217/1.8-10 (22) 23. 1 2.81 (46) 23;03.83. Бюл. и ll (72 ) В . В . Ус.пенский

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (5,) 531.781(088.8) (56) .1. Авторское свидетельство СССР

N 631792, кл. G 01 L 3/00, 30.10..75.

2. Авторское свидетельство СССР

М 664059, кл. С О1 L 3/00, 1.9.12 77 (прототип). (54) СПОСОБ ГРАДУИРОВКИ МОМЕНТОМЕРЛ

И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ (57) 1. Способ градуировки моментомера путем ступенчатого увеличения нагрузки, о т л и чающий с я тем, что, с целью повышения точности, ступенчатую нагрузку создают через образцовый моментомер путем периодического нагружения и разгружения последнего двумя периодическими и поочередно возрастающими неаттестованными массами.

10D6946

2. Устройство для градуировки моментомера, содержащее два основных двуплечих рычага с узлами для крепления моментомера, подвешенных за противоположные концы, снабженные противовесами и уравновешивающими грузами, посредством несущей штанги к опоре, и основную нагрузочную штангу с основным переменным грузом, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что в него введены образцовый моментомер, два дополнительных двуплечих рычага с узлами крепления образцового моментомера, противоположные концы оторых снабжены противовесами, и дополнительная нагрузочная штанга с дополнительным переменным грузом, причем одни противоположные концы дополнительных рычагов связаны с концаИзобретение относится к силоизме- рительной технике и может быть ис1 пользовано для градуировки моментомеров.

Известен способ градуировки момен.- томера, заключающийся в приложении к испытуемому моментомеру эталонных значений момента, и устройство для его реализации, содержащее два двуплечих рычага с узлами для крепления моментомера, диаметрально противоположные концы которых связаны с опорой через гибкие подвески, а другие концы кинематически связаны меж,ду собой штангой,.служащей для на- 15 вески набора гирь.

Однако данные способ и устройство не обеспечивают требуемой точности градуировки Pl ).

Наиболее близкими кизобретению )0 по технической сущности и достигаемому результату являются способ градуировки моментомера путем ступенчатого увеличения нагрузки и устройство для его реализации, содержащее 2$ два основных двуплечих рычага с узлами для крепления моментомера, подвешенных за противоположные концы, снабженные противовесами и уравновешивающими грузами, посредством щ несущей штанги к опоре, и основную нагрузочную штангу с основным пере" менным грузом 2 ), Недостатком известных способа и устройства также является низкая точ. ми дополнительной нагрузочной штанги, а другие противоположные концы, снабженные противовесами, соединены с противоположными концами основных двуплечих рычагов, при этом противовесы дополнительных двуплечих рычагов связаны с концами основной нагрузочной штанги, а основной и дополнительный переменные грузы выполнены в виде переменных неаттестованных масс.

3. Устройство по и. 2, о т л ич а ю щ е е с я тем, что неаттестованные переменные массы выполнены

\ в виде погруженных в резервуар с жидкостью полых тел, заполненных жид- костью и пневматически связанных с источником сжатого газа. ность градуировки в широком диапазоне задаваемых нагрузок, обусловленная ограниченным набором образцовых гирь заранее принятой дискретности.

Целью изобретения является повышение точности градуировки.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу, заключающемуся в ступенчатом увеличении нагрузки, ступенчатую нагрузку создают через образцовый моментомер путем периодического нагружения и разгружения последнего двумя периодически и поочередно возрастающими неаттестованными массами.

8 устройство для осуществления способа введены образцовый моментомер, два дополнительных двуплечих рычага с узлами крепления образцового моментомера, противоположные концы которых снабжены противовесами, и дополнительная нагрузочная штанга с дополнительным переменным грузом, причем одни противоложные концы дополнительных рычагов связаны с концами дополнительной нагрузочной штанги, а другие противоположные концы, снабженные противовесами, соединены с противоположными концами основных двуплечих рычагов, при этом противовесы дополнительных двуплечих рычагов связаны с концами основной нагрузочной штанги, а основной и дополнительный переменные грузы выполнены в виде переменных неат3 100 тестованных масс, а также эа счет того, что неаттестованные переменные массы выполнены в виде погруженных в резервуар с жидкостью полых тел, заполненных жидкостью и пневматически связанных с источником сжатого газа.

На фиг. 1 изображена предлагаемая схема устройства; на фиг. 2 — узел нагружения.

Устройство для. реализации способа градуировки моментомера (фиг. 1 и 2) содержит два основных двуплечих рычага 1 и 2- длиной d, с узлами 3 и 4 для крепления по оси М, градуируемого моментомера (не показан). Рычаги

1 и 2 подвешены за диаметрально противоположные опорные концы 5 и 6 с помощью несущей штанги 7 к опоре 8.

Подвески выполнены в виде лент 9 и

10. Рычаги 1 и 2 снабжены противовесами длиной Р1 и уравновешивающими грузами 11 и 12. К другим диаметрально противоположным грузоприемным концам 13 и 14 с помощью лент 15 и

l6 подвешены за опорные поверхности

17 и. 18 два дополнительных равноплечих рычага 19 и 20 длиной плеч

d2 и Р .

В узлы 21 и 22 рычагов 19 и 20 установлен по оси М образцовый моментомер узкопредельного диапазона измерения (не показан).

Гибкие ленты 15 и 16 совместно с плечами (01) рычагов 1 и 2 образуют звено — преобразователь силы в момент крутящей, через которое образцовый моментомер.(ось М ) соединен с градуируемым (ось М ) . Два диаметрально противоположных конца

23 и 24 длиной R через ленты 25 и 26 и основную нагрузочную штангу

27 .соединен с подвеской-28 для нагружения первой неаттестованной массой

Q (основным переменным грузом). . Два других конца 29 и 30 длиной

d> соединены лентами 31 и 32 через дополнительную нагрузочную штангу

33 с подвеской .34 для нагружения второй неаттестованной массой Q.2 (дополнительным переменным грузом).

Рычаги снабжены указателями горизонтального положения 35 и арретирами 36. Поверхности лентоприемных концов рычагов 1 и 2, 19 и 20 совпадают с поверхностями двух условных цилиндров диаметром д1 и d>, расположенных один под другим (цилиндры на фиг. 1 для наглядности заштрихованы).

6 4

Основная нагрузочная штанга 27 соединена с полым телом 37, погруженным в жидкость 38, залитую в резервуар 39, установленный на основании. Подвеска 34 дополнительной нагрузочной штанги 33 соединена с полым телом 40, погруженным в жидкость, залитую в резервуар 41. Полые тела

37 и 40 выполнены в виде утяжеленных камер с возможностью их- заполнения и вытеснения из них жидкости сжатым газом давления P.

Устройство работает следующим образом.

В узлы 3 и 4 рычагов 1 и 2 по оси М устанавливают градуируемый моментомер, диапазон измерения которого равен, например, многократному диапазону измерения образцового мо2в .ментомера, установленного по оси È2.

Поочередно используя арретирыы 36 грузами 11 и 12 и Q 1уравновешивают рычаги 1, 2, 19 и 20, добиваясь от- сутствия крутящего момента на осях

М 1 и М2, о чем свидетельствует отсутствие показаний обоих моментомеров и горизонтальное положение рычагов, контролируемое по указателям 35.

Устройство готово к работе. Плавно увеличивают вес неаттестованной массы Q который через штангу 27, ленты 25 и 26 за концы 23 и 24 поворачивает рычаги 19 и 20 в параллельных плоскостях, но в противоположных

3$ направлениях относительно точек под веса (поверхности 17 и 18). Установленный в узлах 21 и 22 -образцовый моментомер будет нагружаться крутящим моментом. Вес Q< увеличивают пока нагрузка на образцовом моментоиере не достигнет его предела измерения. Одновременно с этим вес Q через ленты 15 и 16 закручивает градуируемый моментомер (ось И„). При равенстве плеч рычагов F = 81оба

4S моментомера от действия силы веса

Q1 получают одинаковый крутящий мо" мент. Ка градуируемом моментомере регистрируют начальный градуировоч" ный шаг

I

М1= МО где И - значение крутящего момента

1 на градуируемом моментомере, соответствующее первому градуировочному шагу;

М - предел измерения образцовоО го моментомера.

Затем, оставляя первую массу неизменной, плавно увеличивают вторую мас I 0069

Составитель Г. Целибеев

Техред С.Мигунова Корректор В. Бутяга

Редактор Л. Гратилло

Заказ 212 / Тираж 71 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, cy Q, уравновешивая ее на двупле2 чих рычагах 19 и 20 с первои массои

Q . .В состоянии равновесия судят по

1 нулевому показанию образцового моментомера (ось М2), на котором в это 5 время полностьм исчезает момент крутящий. При этом суммарный вес Q<+Q воздействует на градуируемый моментомер (ось М ), создавая на его оси удвоенный крутящий момент. Регистри о руют второй градуировочный шаг

1(1

М" = 2Mo, где М - значение крутящего момента

1 на градуируемом моментоме15 ре, соответствующее второму градуировочному шагу.

Повторяя приведенные операции, получают последовательно на градуируе46 4 мом моментомере фиксированные образцовые нагрузки с шагом, соответствующим верхнему пределу измерения образцового моментомера, который при этом периодически нагружают и разгружают до нуля. В результате, имея величину

М, набирают любую величину

Hn n° Mo где n — число шагов.

Использование ступенчатого нагружения тарируемого моментомера через образцовый моментомер с малым диапазоном измерения, периодически нагружаемый и разгружаемый двумя периодически и поочередно возрастающими неаттестованными массами, позволит повысить точность тарировки.

Способ градуировки моментомера и устройство для его реализации Способ градуировки моментомера и устройство для его реализации Способ градуировки моментомера и устройство для его реализации Способ градуировки моментомера и устройство для его реализации 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам определения тепловых потерь (КПД) машин и устройств, работающих с заданной нагрузкой, а также уровней их перегрева, нагрев которых протекает по законам однородного теплового тела

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике корабля и касается конструирования динамометров для буксировочных испытаний моделей судов и для самоходных их испытаний в жесткой запряжке

Изобретение относится к сельскохозяйственной технике и может быть использовано для регулирования, вручную или автоматически, режимами работы машинно-тракторного агрегата (МТА) в эксплуатационных условиях, а также при обучении и повышении квалификации трактористов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д
Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для использования при определении полезной мощности на валу нагруженного на технологический аппарат коллекторного двигателя постоянного тока

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения и оценки наработки различных видов транспортных средств при работе в различных эксплуатационных условиях

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к измерителям мощности двигателя и может быть использовано в двигателестроении
Наверх