Приводное устройство

 

ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО, со- . держащее корпус с размещенными в нем червячной передачей и рычажным механизмом , соединенным с выходным валом арматуры, отличающеес я тем, что, с целью расширения . диапазона применения, червячное колесо выполнено составным из кинематически связанных между собой ступицы , соединенной с выходным валом, венца и промежуточной части с окном , в котором размещены вал с установленным на нем с возможностью Перемещения ползуном, а рычажный механизм вьшолнен в виде пар рычагов, попарно подпружиненных друг относительно друга и установленных с возможностью изменения длины на осях закрепленных на ступице и ползуне, причем в корпусе и на венце выполнены отверстия,.венец снабжен выступом, выполненнЕЛМ с возможностью взаимодействия с ползуном, а в проi межуточной части колеса установлен подпружиненный фиксатор венца, снабСЛ женный стопором корпуса. 00 01 СП

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

tgUWI

РЕСПУБЛИН

3иО Г 16 К 31 53 (21) 3369094/25-08 (22) 21.12.81 (46) 30.03.83. Бюл. Р 12 (72) М.И.Шевцов (53) 621-.646(088.8) (56) 1. Гуревич Д.Ф. Расчет и конструирование трубопроводной ар.матуры. Л., Машиностроение, 1964, с. 128, фиг.38.

2. Каталог фирмы AMRI, Франция (прототип). (54)(57) ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее корпус с размещенными в нем червячной передачей и рычажным механизмом, соединенным с выходным валом арматуры, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения диапазона применения, червячное ко„„SU„„100855 l лесо выполнено составным из кинематически связанных между собой ступицы, соединенной с выходным валом, венца и промежуточной части с окном, в котором размещены вал с установленным на нем с возможностью йеремещения ползуном, а рычажный механизм выполнен в виде пар рычагов, попарно подпружиненных друг относительно друга и установленных с возможностью изменения длины на осях, закрепленных на ступице и ползуне, причем в корпусе и на венце выполнены отверстия,.венец снабжен высту пом, выполненным с возможностью взаимодействия с ползуном, а в промежуточной части колеса установлен Pg подпружиненный фиксатор венца, снабженный стопором корпуса.

1008551

Изобретение относится к арматуростроению и может быть применено в приводных устройствах, устанавливаемых на неполноповоротную и многооборотную запорную арматуру.

Известно приводное устройство с червячной передачей, состоящее иэ одно- и многоэаходного червяка, червячного колеса. и приводным валом и корпуса (,12.

К недостаткам известной конструкции относятся небольшая скорость вращения приводного вала при применении однозаходного червяка или небольшой крутящий момент на червячном колесе в случае применения быстродействующей червячной передачи с многозаходным червяком.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является приводное устройство, содержащее корпус с размещенными в нем червячной передачей и рычажным механизмом.

Данная конструкция позволяет,значительно увеличить крутящий момент, снимаемый с приводного вала в конечном положении системы рычагов f2), К недостаткам данной конструкции относится воэможность применения ее только для неполноповоротной арматуры.

Цель изобретения — расширение диапазона применения, обеспечение а воЛможности использования устройства в качестве привода многообразной запорной арматуры с большой скоростью вращения приводного вала и значительным увеличением крутящего момента в конце цикла.

Для достижения указанной цели в приводном устройстве червячное колесо выполнено составным иэ кинематически связанных между собой ступицы, соединенной с выходным валом, венца и промежуточной части с окном, в котором размещены вал с установленным на нем с возможностью перемещения ползуном, .а рычажный механизм выполнен в виде двух пар рычагов, попарно подпружиненных друг относительно друга и установленных с возможностью изменения длины на осях, закрепленных на ступице и полэуне, причем в корпусе и на венце выполнены отверстия, венец снабжен выступом, выполненным с возможностью взаимодействия с ползуном, а в промежуточной части колеса установлен подпружиненный фиксатор венца, снабженный стопором корпуса, На фиг.1 изображено предлагаемое устройство, общий вид в разрезе; на фиг.2 — разрез A-А на фиг.1; на фиг.3 — схема разложения сил, действующих в системе рычагов в начальном положении; на фиг.4 — то же, в конечном положении.

В корпусе 1 установлен многоза» ходный червяк 2, связанный жестко с маховиком 3. Червяк 2 находится в зацеплении с червячным колесом, выполненным составным иэ трех частей — венца 4, промежуточной части колеса 5 и ступицы 6. Промежуточная часть колеса 5 связана со ступицей б системой рычагов 7-10. Рычаги 7 и 10 вращаются вокруг осей 11 и 12 соот10 ветственно, рычаги 8 и 9 - вокруг оси 13. Рычаги 7 и 8 .подпружинены друг относительно друга пружиной 14, . рычаги 9 и 10 — пружиной 15. Оси 11 и 12 жестко закреплены на ступице б.

15 Ось 13 жестко закреплена на ползуне 16, установленном подвижно на валу 17 в промежуточной части колеса 5, Полэун 16 с помощью буртов 18 и 19 взаимодействует с выступом 20

20 венца 4. Промежуточная часть колеса 5 взаимодействует с венцом 4 с помощью фиксатора, состоящего из отверстия (лунки) 21, шарика 22, пружины 23 и стержня 24. Стержень 24 взаимодействует с подпружиненным пружиной 25 стопором 26. В днище корпуса 1 расположены на диаметре D отверстия 27, в которые может заходить стопор 26. Количество отверстий определяется исходя из условий работы привода.

При вращении червячного колеса против часовой стрелки венец 4 начинает перемещаться вместе с выступ пом 20. Одновременно с ним будет перемещаться ползун 16, при этом суммарная длина рычагов 7 и 8 увеличивается, а рычагов 9 и 10 уменьшается. Пружина 14 рьгуагов разжимает« ся, в результате чего произойдет

40 снятие нагрузки с уплотнительных поверхностей арматуры (не показана) °

При положении рычагов, соответствующему нейтральному, лунка 21 оказывается напротив шарика 22, который

45 под действием пружины 23 западает в отверстие (лунку) 21 венца 4, Усилие пружины 23 рассчитано на усилие холостого хода арматуры. При движении шарика 22 со стержнем 24 освобождается стопор 26, который под действием пружины 25 выходит из отверстия 27 в корпусе 1.

При ходе исполнительного органа арматуры. в сторону закрытия части червячного колеса венец 4, промежуточная часть 5, ступица б вращаются как однб целое. При достижении запорным органом уплотнительных поверхностей арматуры происходит резкое увеличение сопротивления враще-. нию червячного колеса. При этом,пружина 23 сжимается, шарик 22 выскакивает из лунки 21. Стержень 24 конической частью нажимает на коническчю часть стопора 26, который при 1008551

М ф

УЬР 5

g I ф

1 ,ф

Составитель Т. Колясинская

Техред Ж. Кастелевич

Корректор A- Гриценко.--.

Редактор Ю.Ковач

Заказ 2311/50 Тираж 923 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 с

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 дальнейшем движении стержня 24 входит в одно из отверстий 27 дна корпуса 1. При этом происходит эатормаживание промежуточной части колеса 5 относительно венца 4 и ступицы б. При вращении венца 4 его выступ 20 контактирует-с буртом 18 ползуна 16, перемещая его в направлении касательном к окружности ступицы. При этом,, как видно из фиг.3 и 4, вследствие перемещения ползуна

16 и изменения суммарной длины рычагов 7 и 8 за счет сжатйя пружины 14 (жесткость упр гого элемента

14 рассчитывается в зависимости от конечной силы F которую необходимо получить для создания необходимого уплотнения в затворе арматуры) происходит резкое возрастание величины силы, что при практически неизменном. плече R, r.ïðèâîäèò к увеличению крутящего момента на ступице, определяемого по. формуле

И = Fr.

Индекс Р обозначает осевую силу, действующую в зацеплении червяк-венец. !

10 Технико-экономическая эффективность изобретения заключается в значительном увеличении крутящего момента, передаваемого на арматуру при сохранении„ высокой скорости ее эа15 крытия, что значительно уменьшает потери дорогостоящих рабочих сред во многих отраслях промышленности.

Приводное устройство Приводное устройство Приводное устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для управления запорными органами трубопроводной арматуры преимущественно с поворотной пробкой, имеющей поверхность тела вращения, для перекрытия трубопроводов диаметров 200-400 мм с давлением до 160 атм преимущественно в нефтегазодобывающей промышленности

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности и предназначено для использования в качестве запорной арматуры на промыслах, магистральных газопроводах, в дренажных, сбросных и свечных линиях

Задвижка // 2286499
Изобретение относится к области нефтяного и химического машиностроения и может быть использовано в качестве запирающего устройства на трубопроводах, транспортирующих нефть или техническую воду, а также для перекрытия каналов устьевой арматуры фонтанных, насосных и нагнетательных скважин при промышленной добыче нефти

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, преимущественно регулирующей, и предназначено для использования на ТЭС, ГРЭС, ТЭЦ, АЭС в системах регулирования уровня пара, конденсата

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для открытия и закрытия шарового крана газопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в качестве привода в трубопроводной запорно-регулирующей арматуре

Изобретение относится к запорной трубопроводной арматуре и предназначено для использования в нефтедобывающей промышленности для систем, требующих внутренней очистки трубопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в качестве привода в трубопроводной запорно-регулирующей арматуре

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в качестве привода для запорной арматуры и регулирующей арматуры

Изобретение относится к запорной трубопроводной арматуре для использования на прямолинейных горизонтальных участках нефтепроводов с условным диаметром от 500 мм и более, по которым транспортируется рабочая среда, не засоренная посторонними примесями
Наверх