Система смазки газотурбинного двигателя

 

СИСТЕМА СМАЗКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащая масляный насос, вал которого соединен при „ помощи шестеренчатой механической передачи с валом газотурбинного двигателя, и вспомогательный электропривод, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции путем обеспечения подачи масла на всех режимах работы двигателя одним насосом , механическая передача снабжена спаренной роликовой муфтой Свободного хода с одним ведомым звеном, связанным с валом насоса, и двумя ведущими звеньями, одно из которых связано с механической передачей, а другое - с вспомогательным электроприводом, причем ведущие звенья имеют противоположно направленные заклинивающие поверхности.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

У51) F 02 С 7/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ фиг. f

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3317670/25-06 (22) 13.07.81 (46) 30.04.83. Бюл. № !6 (?2) В. Ф. Куимов (71) Ярославский ордена, Ленина и ордена

Октябрьской Революции моторный завод (53) 629.7.036 (088.8) (56) 1. Патент ФРГ № 1299938, кл. 46 f 9, опублик. 1969.

2. Патент Великобритании № 129564?, кл. F 1 G, опублик. 1972. (54) (57) СИСТЕМА СМАЗКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащая масляный насос, вал которого соединен при

„„Я0„„1015092 А помощи шестеренчатой механической передачи с валом газотурбинного двигателя, и вспомогательный электропривод, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции путем обеспечения подачи масла на всех режимах работы двигателя одним насосом, механическая передача снабжена спаренной роликовой муфтой свободного хода с одним ведомым звеном, связанным с валом насоса, и двумя ведущими звеньями, одно из которых связано с механической передачей, а другое — с вспомогательным электроприводом, причем ведущие звенья имеют противоположно направленные заклинивающие поверхности.

1015092

10

Изобретение относится к энергомашиностроению, а именно к системам смазки газотурбинных двигателей.

Известна система смазки газотурбинного двигателя, содержащая приводимый от вала двигателя масляный насос и устройство для заполнения системы маслом перед пуском двигателя (1).

Недостаток этой системы заключается в том, что она не может обеспечить подачу масла к подшипникам двигателя после его остановки, что необходимо для предохранения подшипников от перегрева.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является система смазки газотурбинного двигателя, содержащая масляный насос, вал которого соединен при помощи шестеренчатой механической передачи с валом газотурбинного двигателя, и вспомогательный электропривод (2).

Эта система обеспечивает эффективную циркуляцию масла на всех режимах работы двигателя, однако наличие в системе дополнительного насоса и связанных с ним маслопроводов и клапанов усложняет конструкцию двигателя, затрудняет компоновку на нем других агрегатов.

Цель изобретения — упрощение конструкции путем обеспечения подачи масла на всех режимах работы двигателя одним насосом.

Указанная цель достигается тем, что в системе смазки газотурбинного двигателя, содержащей масляный насос, вал которого соединен при помощи шестеренчатой механической передачи с валом газотурбинного двигателя, и вспомогательный электропривод, механическая передача снабжена спаренной роликовой муфтой свободного хода с одним ведомым звеном, связанным с валом насоса, и двумя ведущими звеньями, одно из которых связано с механической передачей, а другое — с вспомогательным электроприводом, причем ведущие звенья имеют противоположно направленные заклинивающие поверхности.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема сис имы смазки газотурбинного двигателя; на фиг. 2 — схема спаренной муфты свободного хода; на фиг. 3 — сечение А-А на фиг. 2.

Система смазки газотурбинного двигателя 1, содержащего ротор 2 компрессора, ротора 3 турбин, вал 4, установленные в опорах 5, и коробку 6 приводов, соединенную с валом 4, включает масляный насос 7, содержащий две нагнетающие секции 8 и шесть откачивающих секций 9. Вал 10 насоса 7 соединен при помощи шестеренчатой механической передачи 11 с коробкой 6 при

Зо

35 водов и через нее с валом 4 двигателя 1.

Система также содержит вспомогательный электропривод 12. Шестеренчатая механическая передача 11 снабжена спаренной роликовой муфтой 13 свободного хода с одним ведомым звеном 14, связанным с валом 10 масляного насоса 7, и двумя ведущими звеньями 15 и 16, одно из звеньев 15 связано с шестеренчатой механической передачей 11, а другое звено 16 — с вспомогательным электроприводом 12.. Ведущие звенья 15 и 16 имеют противоположно направленные заклинивающие поверхности 17 и 18, между которыми установлены ролики 19 и 20.

Кроме этого, система содержит масляный бак 21, фильтр 22, воздушный радиатор 23, маслопроводы 24, образующие основной контур смазки и контур охлаждения.

Система снабжена редукционным клапаном

25, перепускным клапаном 26, запорным клапаном 27 и сигнализаторами 28 давления масла.

Система работает следующим образом.

Нагнетающая секция 8 маслонасоса 7 отбирает масло из бака 21 и через фильтр 22 направляет его в маслопроводы 24, откуда масло подается к местам смазки (опорам 5 валов 4 и т. д.). Откачивающие секции 9 насоса 7 отводят масло от точек смазки и направляют его обратно в бак 21. Редукционный клапан 25 ограничивает верхний предел давления масла, клапан 26 перепускает масло в обход фильтра 22 при загрязнении последнего, а запорный клапан 27 предотвращает перетекание масла в неработающий двигатель. Одна из секций 8 насоса 7 подает масло в контур охлаждения к радиатору 23.

Работа системы начинается с заполнения маслом всех ее элементов. Перед пуском двигателя 1 включается электропривод 12, от которого вращение через ведущее звено 15 муфты 13, ролики 20 и ведомое звено 14 передается на вал 10 масляного насоса.

Первая ступень муфты 13 в это время выключена, кинематическая цепь шестеренчатой механической передачи 11 разомкнута.

Система смазки работает в режиме прокачки.

После пуска и разгона двигателя, когда скорость вращения шестеренчатой механической передачи 11 превысит скорость вращения электропривода 12, муфта 13 автоматически переключается: в ключается первая ступень муфты 13, ведущее звено 16, ролики 19, ведомое звено 14, и масляный насос 7 начинает получать вращение через шестеренчатую механическую передачу 11 от вала 4 двигателя 1. Связь вала 10 насоса 7 с электроприводом 12 в это время размыкается.

1015092

Фиг.2

1 18

Составитель Е. Крейдин

Редактор С. Пекарь Техред И. Верес Корректор В. Гирняк

Заказ 3168/31 Тираж 550 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб, д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 з

При торможении двигателя автоматически происходит обратный процесс переключения приводов, система смазки переходит в режим прокачки и работает и после остановки двигателя.

Обеспечение циркуляции масла в системе смазки на всех режимах работы одним и тем же насосом 7 упрощает конструкцию системы смазки и снижает ее стоимость, а также упрощает обслуживание двигателя.

Система смазки газотурбинного двигателя Система смазки газотурбинного двигателя Система смазки газотурбинного двигателя 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в системах смазки газотурбинных двигателей

Изобретение относится к лопаточным машинам газотурбинных двигателей, например к турбинам, и может найти применение в авиадвигателестроении, в том числе при наземном применении двигателей

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к масляной системе газотурбинных двигателей летательных аппаратов

Изобретение относится к газотурбинным двигателям и касается уплотнения опоры вала

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к системам подачи охлаждающего воздуха к подшипниковым опорам газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к кольцеобразному узлу подшипниковой опоры для газотурбинных двигателей

Изобретение относится к газотурбинным двигателям и, в частности к узлам подшипниковых опор газотурбинных двигателей
Наверх