Бесконтактный датчик для измерения крутящего момента

 

БЕСКОНТАКТНЫЙ ДАТЧИК ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА , содержащий упругий ферромагнитный вал и кольцевой статор с явно вырйаженн ными полюсами, на которых размещены катущки возбуждения, эалиганные переменным током, и П-образными сердечниками , расположенными между полюсами вдоль оси вала, на которых размещены измерительные катушки, отличающий с я тем, что, «а целью повышения чувствительности и упрощения измерения знакопеременного крутящего момента, в него введень соединенные последовательно с катущками возбуждения фазосдвигаг ющие блоки. .

«" эс,«ъ

Г

Щоg с c„,;.«« :« .- изВМФжт!-.Ф- в» «»."-.: «!м:"» .ЯК„1016708

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

358! Q014 3/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3337813/18-10 (22) 15,09,81 (4g) 07.05,83, Бюл. № 17. (72) ° А.Г.Костылев и C.Ä. Певинтов (7 1) Челябинский политехнйческий ин.ститут им. Ленинского комсомола (53) 531.781(088, 8) (S6) 1. Авторское свидетельство СССР № 214161, кл. 60143/10, 2.1.01.67.

2, Авторское свидетельство СССР ¹ 148932, кл. 601 3/10, 10.11.60, (прототип).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБР1..ТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (54) (57 ) БЕСКОНТАКТНЫЙ ДАТЧИК

ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯШЕГО МОМЕНТА, содержащий упругий ферромагнитный вал и кольцевой статор с явно выраженными полюсами, на которых размещены катушки возбуждения, запитанные переменным током, и П-образными сердечниками, расположенными между полюсами . вдсль оси вала, на которых размещены измерительные катушки, о т л и ч аю щ и и с .я тем, что, е целью повышения чувствительности и упрощения измерения знакопеременного крутящего момента, в него введены соединенные последовательно с катушками возбуждения фаэосдвига-ющие блоки..

1016708

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента на вращающихся валах.

Известен i- магнитоупорный датчик крутящего момента, содержащий три неподви жных кольцевых электромагнита с явно выраженными полюсами, расположенных концентрично с контролируемым участком вала, средний иэ которых несет на полюсах обмотки возбуждения, а крайние из» мерительные обмотки, причем каждый электромагнит, несущий измерительные обмотки, снабжен числом полюсов вдвое большим, чем число полюсов электромаш нита возбуждения t 1)

Однако данное устройство имеет сложную конструкцию.

Наиболее близким к предлагаемому по технической суцщости и достигаемому результату бесконтактный датчик для измерения крутящего момента, содержащий упругий ферромагнитный вал и кольцевой статор с явно выраженными полюсами, на которых размещены катушки возбуждения, запитанные переменным током, и

If-образными сердечниками, расположен . ными между полюсами вдоль оси вала, на которых размещены измерительные катушки (2 J.

Известный датчик не обеспечивает требуемой чувствительности и, кроме того, при.его использовании требуется измерение двух параметров — величины выходного напряжения и фазы, что усложняет измерение знакопеременного крутящего момента.

Uena изобретения — повышение чувст вительцости и упрощение измерения знакопеременного крутящего момента.

Указанная цель достигается тем, что в бесконтактный датчик для измерения крутящего момента, содержащий упругий ферромагнитный вал и кольцевой статор с явно выраженными полюсами, на которых размещены катушки возбуждения, эапитанные переменным током, и П-образными сердечниками, расположенными между полюсами вдоль вала, на которых размещены измерительные катушки, достигается за счет того, введены соединительные последовательно с катушками воэбужцения фазосдвигающие блоки, На фиг. 1 представлен предлагаемый датчик; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - развертка статора датчика;: на фиг. 4 - электрическая схема датчика на фиг. 5-7 — векторные диаграммы, поясня ощие его работу.

Бесконтактный датчик для измерения крутящего момента (фиг. 1) содержит упругий вал 1, выполненный из ферромат нитного материала, и магнитоупорный преобразователь, состоящий из кольцевого статора 2 с явно выраженными полюсами (фиг. 2), на которых размещены катушки 3 возбуждения, запитанные переменным

10 током от генератора 4 (фиг, 3), и П-образных сердечников 5, расположенных между полюсами вдоль оси вала, на которых размещены измерительные катушки

6, Катушки 3 возбуждения подключены к генератору 4 через фазосдвигаюшие блоки 7.

Принцип работы датчика поясняется на фиг. 4-6, где рассматривается рабочий процесс в элементе датчика, состоящем из двух возбуждающих идвухизмерительных полюсовс катушками, и участка вала.

На фиг. 4-6 приняты следующие обозначения: 1,2 и 3, 4 - проекции соответст венно возбуждающих и измерительных полю-: сов на поверхности участкавала; $.1ф=З4; =/,2)

- ЭДС, возникающая в 1- и измерительной катушке и обусловленная взаимной индукцией с -й возбуждающей катушкой; E < > (i =3,4; ) = 1,2 ) — приращение ЭДС

E возникающее при действии момента

4) — результирующая ЭДС

i -й катушке, обусловленная взаимной индукцией с обеими возбуждающими катуш. ками; ЬЧ- изменение фазы ЭДС ;в i-й измерительной катушке при действии мо35 мента;Ц - сдвиг фаз между токами возбуждающих катушек.

По соседнимкатушкамвозбуждения 1 и 2 протекают синусоидальные токи, амплитуды которых равны, а фазы сдвинуты на угол Ч .

4 При отсутствии крутящего момента в силу симметрии, ЭДС E g и Е4в измерительных катушках совпадают по амплитуде и по фазе.

При приложении к валу положительного

45 момента (фиг. 4) участки вала 1-3 и 24 растягиваются, при этом магнитная проницаемость этих участков увеличиваечся, вызывая повышение.ЭДСЕ и Е на величинуЬЕ и аЕ4 соответственно. Участ5О ки вала 1««4 и 2-3 сжимаютсФ, при этом

ЭДСЬ иЕ уменьшаются на величину АЕу4 и b;Fqg соответственно. Результирующие

ЭДС Fg и Ер измерительных катушек 3 и

4 определяются векторным суммированием соответствующих составляющих. Из фиг. 4 следует, что сдвиг фаэ между ЭДС иЕ,1тем больше, чем больше величина приращений соответствующих составляющих, а значит и крутящего момента.

3 1016708 4

При приложении крутящего момента мится к бесконечности, поскольку нрималейобратного выправления сдвиг фаз между шем изменении направления действия крутяще

ЭДСОН и Е4 имеет другой знак и также гомоментафаэывыходйыхсигяалов иэмеривозрастает увеличение момента (фиг, 5), тельных катушек меня отся на 180 . . разность фаз. ЭДС, наведенных в измеря- s тельных катушках 3 и 4, несет в себе Однако, оптимальным является сдвиг информацию о знаке крутящего момента фаз между токами в соседник возбуждаи его величине (фиг. 6). ющих катушках 155 -165

Отмечается также увеличение чувстви- Использование последовательно соедительности измерения крутящйх моментов 0 ненных с катушками возбуждения фаэосдвипри приближении сдвига фаз между тока- гаюших блоков позволяет повысить чувст-, ми в соседних возбуждающих катушках к внтельность датчика и угостить измерь180е. Теоретически при Ч =1800чумл ние энакопеременного крутящего момен вительность йредлагаемого устройства стре- та.

1016708 101-6708

Риа Г

ФК

ВНИИПИ Заказ. 3378/44 Titpanc 873 Поднисное

Филиап ППП Патаит", г, Ужгород, уп,.Проектная, 4

Ъ

Бесконтактный датчик для измерения крутящего момента Бесконтактный датчик для измерения крутящего момента Бесконтактный датчик для измерения крутящего момента Бесконтактный датчик для измерения крутящего момента Бесконтактный датчик для измерения крутящего момента 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами
Наверх