Устройство для переключения передач транспортного средства

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЁКЛОЧЕ НИЯ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРГДСТВА, сряержацеё -датчики частоты врацения лви1 ателя и положевия ре йки топливного наеоса двигателя, подключенные к входам cyi«taTppoB, выходы которых соединены усилители с ИСполнительными блоками, отличающееся тем, что/ с целыО повышения надежности работы у ггройства, оно снабжено дифференцирующими цепями , дополнительным датчиком частоты вращения и дополнительным датчиком положения рейки топливного Hacocui двигателя, при этом выходкаждого датчика положения рейки топливного . насоса двигателя соединен с суммирующим входом соответствующего суьмато pa , a выход датчика частоты вргццения через одну из Ш1фференцйрую11в«х цепей соединен с другим су в«нрукадим входом одного из сумматоров, ВЁ1ХОД дополнительного датчика частсзты вращения через другую дшфферёнцйрукщую цепь g соединен с вычитающим входом другого сумматора.

СОЮЗ СОНГТСНИХ

: РЗИ ВВЬ РЕСПУБЛИК, 3(5В В 60 К 41/06 .

ЮС)ЩАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕНТ СССР Ю* й

1-

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН Йй АВТОЮСНСВВГ TRY !. (23.), 2804589/27-11 (22) 11.06.79 (46) 30.05.83. Бюл. В 20 (72) В.П. Тарасик, В.В. Геращенко, В.И. Ирочек и С.Д. Галккин .(71) Иогилювский мазпеностроительный институт (53) 6 9.113-585..52(088.8) (56) 1.- Авторское свидетельство СССР

9 563311» кл. В 60 K.41/00, 1970 (прототип). (54) (57) . УСТРОИС 1 ВО ДЛЯ ПЕРВКХИОЧЕ-.

НИЯ ПЕРЕДАЧ TPAHCHOPTBOPO СРГДС 1ВА, содераащее датчики частоты .вращения двиеателя и положения рейки топ-ливного насоса двигателя, подключеннйе к входам сумматоров,выходы кото рых соединены через усилители с ис,SU.„1020269 А полннтельными блоками, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что; с целью повышения надеежнос.ги работы устройства, оно снабжено дифференцирукщими цепями, дополнительным датчиком частоты вращения и дополнитеиьньаа датчиком положения рейки топливного насоса двигателя, при этом выход каждого датчика aono ewi рейки топливного . насоса двигателя соединен с суммирующим входом соответствующего суммато» ра, а выход датчика частоты. вращения через одну из дифференцирующих цепей . соединен с другим суьееирующим входом: одного из сумматоров, выход дополнительного датчика частдти вращения через другую дифференцирующую цепь

-соединен с вычитающим входом другого сувеиатора.

1020269

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам, автоматического управления механизма переключения передач транспортного средства, преимущественно автомобилей и тракторов, на которых установлены дизельные двигатели со всережимным регулятором.

Известно устройство для переключения передачи транспортного средства, содержащее датчики частоты вра- 10 щения двигателя и положения . рейки топливного насоса:двигателя, подключенные к входам сумматоров, выходы которых соединены через усилители с исполнительными блоками (1). 15

Недостатком известного устройства является его сложность и низкая надежность работы.

Цель изобретения - повышение надежности работы устройства. 20

Поставленная цель достигается тем, что устройство для переключения передач транспортного средства, содержащее датчики частоты вращения двигателя и положения рейки топливного насоса двигателя, подключенные к входам сумматоров, выходы которых соедийены через усилители с исполнительными блоками, снабжено дифференцирующими цепями, дополнительным 30 датчиком положения рейки топливного насоса двигателя, при этом выход каждого датчика положения рейки топливного насоса двигателя соединен с суммирующим входом соответствующего сумматора, а выход датчика вращения через одну из дифференцирующих цепей — с другим суммирующим входом одного из сумматоров и выход дополнительного датчика частоты вращения через другую дифференцирующую цепь связан с вычитающим входом другого сумматора.

На фиг. 1 представлена принципиаль- ная электрическая схема устройства; на фиг. 2 - конструкция датчиков частоты вращения двигателя; на фиг.3эона оптимальной работы двигателя в зависимости от частоты вращения и положения рейки топливного насоса; на Фиг. 4 — графики зависимости входных напряжений от положения рейки топливного насоса и от частоты вращения двигателя на входах сумматоров.

Устройство (фиг. 1) содержит 55 электромагнитные клапаны с катушками

1 и 2 механизма Э переключения. пере-. дач. Катушки 1 и 2 электромагнитных клапанов через усилители 4 и 5 подключены к выходам соответствующих 60 сумматоров б и 7, которые выполнены в виде потенциометров и снабжены RC-Фильтрами и диодами на своих входах. Индукционные датчики 8 и9 положения рейки топливного насоса дви.- 65 гателя, питающиеся от источников 10 и 11 переменного тока, подключены к суммирующим входам сумматоров 6 и7.

Источники 10 и 11 переменного тока выполнены в виде:мультивибраторов, на выходе которых включены эмиттерные повторители. Датчики 12 и 13 частоты вращения двигателя через дифференцирующие. цепи 14 и 15 подключены к входам соответственно сумматоров.б и 7, причем один из нихк суммирукщему входу, а другой, — к вычитающему. Дифференцирующие цепи выполнены в виде последовательно соединенных конденсатора и резистора, а датчики частоты вращения — в виде замыкающих контактов и резисторов, включенных в последовательную цепь с источником питания.

Конструкиця датчиков 12 и 13 частоты вращения двигателя (фчг. 2) содержит установленное на валу 16 двигателя колесо 17, на котором закреплены постоянные магниты 18. У обода колеса 17 установлены герконы 19 и

20, контакты которых включены в цепв источника. питания (фиг. 1).

Кривые Q и д (фиг. 3) зависимостей положений рейки топливного насоса двигателя от частоты его вращения определяют зону оптимальной работы двигателя, кривые 4 и Z. (фиг. 4)— вид входных сигналов в виде напряжений И., поступающих.на входы сумматоров. Прямая д определяет уровень о напряжения срабатывания релейного усилителя 4 (для примера работы при включении высшей по отношению к исходкой передачи). !

Устройство. работает следующим образом.

Работа двигателя s любой момент времени однозначно определяется двумя параметрами — загрузкой и частоточ вращения вала двигателя. Загрузка двигателя со всережимным регулятором определяется положением рейки топливного насоса. Заштрихованная область определяет оптимальную загрузку двигателя на всех скоростных режимах. Кривая О (фиг. 3) соответствует включению высших передач, а кривая Π— низших передач. Это означает, что работа двигателя на кривой с(определяется такими параметрами hp и и„, при которых выходной сигнал сумматоров б (фиг.1) достигает порога срабатывания релейного усилителя 4, который управляет электромагнитом с катушкой 1. включения высших передач по отношению .:к исходной, при работе двигателя на кривой выходной сигнал другого сумматора 7 достигает порога срабатывания релейного усилителя 5, который управляет электромагнитом 2 включения низших передач.

1020269 фиг. f

При работе двигателя внутри заштрихованной области выходные сигналы логических устройств меньше порогов срабатывания релейных полупроводниковых усилителей.

В сумматоре б, установленном в канале включения высших передач, сигналы преобразователей частоты вращения вала двигателя и. перемещения рейки топливного насоса складываются, а в сумматоре 7 канала включения низших передач вычитаются. Это. достигается тем, что в преобразователе частоты вращения канала включения высших передач используются положительные импульсы дифференцирующей цепи, а в преобразователе частоты вращения канала включения низах лередач - отрицательные импульсы путем различных включений диодов.

Следует отметить, что статичес-. кие характеристки обоих преобразователей перемещения рейки- топливного насоса линейны, а преобразователей частоты вращения вала двигателя нелинейны, причем параметры дифференцирующих цепей обоих преобразователей частоты вращения различны и их выбором обеспечивается выполнение оптимального закона переключения передач.

Предположим, что нагрузка стала уменьшаться. Частота вращения вала двигателя прн этом увеличивается, а рейка топливного насоса перемеща ется всережимным регулятором в сторону уменьшения подачи топлива.

Входные сигналы сумматора б канала

fQ управления включением высших передач увеличиваются. Сумматор б постоянно формирует сигнал управления.

При достижении выходным -сигналом сумматора б порога срабатывания релейного усилителя 4 (а это будет иметь место при. работе двигателя на кривой О ) срабатывает электромагнит

1 включения высших передач и включается высшая передача. Устройство при увеличении нагрузки работает аналогично, только в этом случае логическим устройством производится операция вычитания.

Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает работу двигате ля на оптимальных режимах, при этом два канала управления позволяют включать любые передачи.

102026 9 авиа 2

10202б9 д/

Ь

Составитель Н.Лысяков редактор Н.Безродная Техред А.Вабинец Корректор М.Шаровж

Заказ 3790/13 Тираи 675 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д 4/5

Филиал ППП Патент, г. Уигород, ул. Проектная, 4

Устройство для переключения передач транспортного средства Устройство для переключения передач транспортного средства Устройство для переключения передач транспортного средства Устройство для переключения передач транспортного средства Устройство для переключения передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх