Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства

 

(72) Авторы изобретения

В. П. Тарасик, И. П. Ксеневич, В. A. Павло

С. Д. Гапюжин, А. С. Солонский и В. И. Мр

Могилевский машиностроительный институт (7l ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛ10ЧЕНИЯ

ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для автоматического переключения передач транспортных средств с дизельным двигателем и всережимным ре5 гулятором.

Известно устройство для автоматического переключения передач транспортного средства, содержашее всережимный ре-, гулятор двигателя, исполнительный механизм, гидравпически связанный при помоши эпектрогидравлических клапанов с преобразователями сигналов управления, и аналого-дискретный преобразователь, ус15 тановпенный в корпусе топливного насо- И.

Недостатками устройства является сложная конструкция и недостаточные надежность и точность. го

Ueraü изобретения — повышение точности и надежности.

Поставленная цепь достигается тем, что аналого-дискретный преобразователь представляет собой поворотную гильзу, в которой расположен цилиндрический врашаюшийся золотник, имеюший выступ, продольный паз, параллельный его оси, осевое отверстие и три радиальных отверстия, расположенные в различных плоскостях, причем при помоши одного из послед- них осевое отверстие соединено с магистралью низкого давления, а при помоши двух других — с двумя канавками, расположенными на поверхности золотника, причем одна из канавок выполнена параллельно оси золотника, а вторая - под наклоном, при этом гильза имеет четыре ряда отверстий, расположенных в разных плоскостях, и кинематически связана с одной стороны с всережимным регулятором двигателя, а с другой подпружинена относительно выступа золотника, На фиг. 1 изображена схема устройства для автоматического переключения передач; на фнг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез В-Б на фиг..2; на фиг. 4 — разрез В-В на фпг. 2; на

3 90673 фиг. 5 - разрез Г-Г на фиг, 2; на фиг.6 разрез Д-Д на фиг. 2; на фиг. 7 - разрез E-E на фиг. 4., Устройство дпя автоматического пере» кпюченяи передач содержит всережимный регупятор 1 двигателя, анапого-дискретный преобразоватепь 2, два преобразователя 3 и 4 сигнапа управпення в виде давления жидкости в эпектрический сигнап управления вкпючением высшей ипи 10 низшей передачи, два эпектрогидравпических кпапана 5 и 6 и исполнительный механизМ 7.

При настройке двигатепя на максимапьный скоростной режим и загрузке, бпизкой к номинапьному крутящему моменту, зопотник 9 находится в нейтральном положении и сигнал управления на переключение передачи не поступает (фиг. 3).

При уменьшении нагрузки частота вращения двигателя возрастает и всережимный регулятор 1 уменьшает подачу топпива путем перемещения рейки 11. Зопотник

9 при этом поворачивается по часовой стрелке. При загрузке двигатепя на 7580 Ь от номинапьного крутящего момента золотника 9 соединяет канавку 18 с отверстием 24, выходящим в проточку 31, связанную с каналом 26, по которому дизельное топливо под давпением подается к преобразователю 3, в котором сигнап управления преобразуется в электрический сигнал управления и происходит включение электромагнита эпектрогидравпичес-. кого клапана 5. Маспо под давлением из гидросистемы коробки передач по кана пам 43 и 44 подается в испопнительный механизм 7, с помощью которого происходит включение высшей передачи. После включения высшей передачи нагрузка на двигатепь увеличивается, а частота его вращения уменьшается, всережимный регулятор 1 увеличивает подачу топпива и золотник 9 поворачивается против часовой стрелки, сообщая отверстие 29 с пазом 20, в результате чего через отАна пого-дискретный преобразоватепь

2 расположен в корпусе 8 топпивного насоса и состоит из зопотника 9 и гильзы

10, Зопотник 9 выпопнен ципиндрическйм вращающимся с выступами с приводом от рейки топпивного насоса 1 1 (например, с помощью передачи: зубчатый сектор

l2, жестко свйзанный с золотником 9, и рейка 11). Ось . золотника 9 парапнельна осям ппунжерных пар топпивного насоса. В золотнике имеются три радиапьных 5 отверстия 13-15 и осевое отверстие

16. Через радиальное 13 и осевое 16 отверстия к радиапьным отверстиям 14 и 15 подводится из канапа 17 системы низкого давления топливного насоса дизельное топпиво, явпяюшееся рабочей жидкостью аналого-дискретного преобразователя. Отверстия 14 и 15 заканчиваются двумя канавками 18 и 19» выполненными на ципиндрической поверхности золотника 9, причем канавка 19 выполнена под накпоном, а канавка 18 - параплепьно оси зопотника. С другой стороны на цилиндрической поверхности золотника вы« попнен продопьный паз 20, параппепьный

40 оси золотника, Осевое перемещение зопотника 9 предотвращается с одной стороны стопорным кольцом 21, а с другойпружиной 22, установленной между высту1 дом зопотника 9 и нижним торцом гипьеы .10. Дпя обеспечения подвода дизель45 ного топлива из качала 17 к отверстию

13 в гильзе 10 выпопнен в одной ппоскости ряд отверстий 23. B зависимости от попожения канавок 18 и 1 9 зопотника 9 относитепьно радиальных отверстий

24 и 25 в гипьзе (фиг. 3 и 4) дизельное.топпиво под давпвнием подается по каналам 26 или 27 к преобразоватепям

3 ипи 4 (фиг. 1). Дпя соединенйя канапов 26 и 27 со спивным каналом 28 служат отверстия 29 и 30, копьцевые приточки 31 и 32, радиапьные отверстия

33, выпопненные в гипьзе 10, и продош.5 4 ный паз 20, выпопненный на поверхности зопотника 9.

С верхней частью гипьзы 10 жестко соединена заглушка 34, с которой находится ь контакте кулачок специапьного профиля 35, жестко установленный на валу 36. На этом же вапу установпен купачок 37 с профи боковой поверхностью, также жестко установленный на валу 36 и контактирующий со штифтом

38, запрессовайным в эагпушку 34.Для обеспечения контакта кулачка 37 со

1 штифтом 38 спужит упругий элемент 39 (например, ципиндрическая пружина, работающая на кручение). Кулачок 35 спужит дпя перемещения гильзы в осевом направлении, а кулачок 37 — дпя поворота гильзы.

Вал 36 соединен передаточным механизмом, например с помощью рычага

40 и тяги 41 с рычагом 42 управления всережимным регупятором . двигателя.

Устройство дпя автоматического перекпючения передач работает спедуюшим образом.

906735 6 в нее, надежнее в работе по сравнению с известными устройствами. Кроме того, оно позволяет обеспечить цопучеиие оптимальных характеристик перекпючеиия передач на всех скоростных режимах работы двигатепя. верстия 33 по каналу 28 происходит спи дизельного топпива в топливный бак 45

При превышении загрузки двигатепя на 5-10% по сравнению с минимапьным крутящим моментом золотник 9 сообшает канап 27 с системой низкого давпения топливного насоса путем соединения канавки 19 с отверстием 25 (фиг. 4).

С помощью преобразователя 4, электрогидравпического кпапана 6 и испопнитепьного механизма 7 происходит вкпючение низшей передачи. Слив диэепьного топпива из канала 27 поспе переключения цере1 дачи и изменения нагрузки двигатепя осуществляется путем сообщения отверстия

30 с пазом 20.

При настройке двигатепя на частичные скоростные режимы дпя попучения оптимальных характеристик перекпючения пе— редач, обеспечивающих минимальный удельно ный расход топлива, возникает необходимость автоматического изменения порогов срабатывания аналого-дискретного преобразователя 2 и обеспечения разпичных законов перекпючения на высшую и низшую передачи. Для этого гипьза 10 устанавпивается с помощью кулачков 35 и 37 в соответствующее положение, а одна из канавок (19) на ципиндрической поверхности золотника 9 выполнена под ЗО наклоном к его оси. При изменении скоростного режима купачок 37 поворачивает гипьзу 10 на разпичные угпь в зави: симости от поворота рычага 42 управпения всережимным регулятором, а второй З5 кулачок 35 одновременно перемешает гильзу 10 в осевом направпении. Вследствие этого при изменении скоростного режима изменяются пороги срабатывания аналого-дискретного преобразоватепя. Тре-40 ,буемые законы переключения передач обеспечиваются соответственно профилями кулачков 35 и 37 и накпоном канавки 19.

Таким образом, устройство дпя автоматического перекпючения передач зна- 45 чительно проще по конструкции, компакт-!

Форму па изобретения

Устройство дпя автоматического пере«

1 1 ключения передач транспортного средства, содержащее всережимный регулятор двигателя, исполнитецьный механизм, гидравлически связанный при помощи эпектрогидравлических клапанов с преобразователями сигналов управпения, и анапогодискретный преобразоватепь, установпенный в корпусе топпивного насоса, о т— и и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью повышения точности и надежности, анапого-дискретный преобраэоватепь представляет собой поворотную гипьзу, в которой расположен ципиндрический вращающийся золотник, имеющий выступ, продопьный паз, параплепьный его оси, осевое отверстие и три радикальных отверстия, расположенные в различных ппоскостях, причем при помощи одного из поспедних соевое отверстие соединено с магистралью низкого давпения, а посредством двух других - с дву-мя канавками, распопоженными на поверхности зопотника, причем одна иэ канавок выпопнена параппепьно оси золотника, а вторая - под наклоном, при этом гильза имеет четыре ряда о верстий, распопоженных в разных плоскостях, и кинематически связана с одной стороны с всережимным регупятором двигатепя, а с другой подпружинена относитепьно выступа зопотника.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе °

1. Авторское свидетепьство СССР по заявке % 2845282/11, кл. B 60 К 41/06, 1979.

906735

Составитепь Л, Мусипович

Редактор Т. Кугрышева Техред М. Тенер Корректор N. щаро„

Заказ 478/17 Тираж 715 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Фипиап ППП Патент", r. Ужгород, уп. Проектная, 4

Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх