Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П И С А Н И Е (,,948708

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К . АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61 ) Д опол н и тел ьное к а вт. с вид-ву (22) Заявлено 04.0 1.8 1 (21) 323 1 145/27 1 1 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (53 ) М. Кл.

B 60 К 41/06

3ЬоударстоеныИ квинтет

СССР оо делам нзо4ретеннй н открытнй

Опубликовано 07.08.82. Ькзллетень № 2g (53) ) ДК62р 113»

-58 5. 2 (088.8) Дата опубликования описания 10 08.82 (72) Авторы изобретения

В. П. Тарасик, И. П. Ксеневич, С. Д. Галюжин, В; И;-Муонек, П. А. Амельченко, A. С. Солонский, В. А. Павлов и A. А.. Кохановекий

Могилевский машиностроительный институ. г (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение o íîñèòñÿ к области транспортного машиностроения, в частности, к устройствам автоматического управления ступенчатой трансмиссией транспортного средства с дизельным двигателем. Известно устройство для автоматического перектпочения передач транспортного средства, содержащее аналого-дискретный преобразователь, выполненный в виде управляемого двухпоэиционного гидроаппарата, вход и выходы которого связаны соответственно с источником давления жидкости и исполнительным механизмом включения передач коробки передач транспортного средства, а золотник кинематически связан с рейкой топливного насоса двигателя f1 3 .

Недостатком известного устройства является отсутствие задержки прохождения длительных мощных сигналов управ ления, возникающих при резком изменении скоростного режима двигателя, обусловленного быстрым ручным изменением по»

2 ложения рычага управления регулятором двига теля.

Белью изобретения является повьппение долговечности трансмиссии, обеспечение эффективного торможения двигателем.и повышение безопасности движения путем исключения необоснованных переключений передач при резком изменении скоростного режима дизельного двигателя.

Указанная цель достигается тем, что устройство для автоматического переключения передач снабжено корректором сиг-, налов управляющего воздействия в виде управляемого гидроаппарата, вход которого связан гидролинией с источником давления жидкости, а первый и второй .выходы соответственно с входом аналого-дискретного преобразователя и резер.вуаром для жидкости, при этом гидроаппа рат состоит из корпуса, подвижной отно20 сительно корпуса гильзы с двумя проточками и двумя рядами радиальных отверстий, золотника с двумя рабочими поясками, установленного в гильзе и кинемати948708 ф чески связанного с рычагом управления регулятором двигателя, и крышки, закрепленной на торце гильзы, посредством которой между корпусом и противоположным торцом гильзы образована дополнительная полость корректора, связанная через дроссель с резервуаром с жидкостью, при этом золотник подпружинен относительно гильзы. Кроме того, в качестве резервуара с жидкостью использован 0 корпус регулятора двигателя.

Кроме того, при использовании устройства на транспортном средстве с регулятором двигателя, полностью заполненным топливом, корпус выполнен заодно с кор- 1» пусом топливного насоса, а дроссель выполнен в крышке гильзы и соединяет дополнительную полость корректора с полостью корпуса регулятора через радиальный и осевые каналы, выполненные в золотнике.

На фиг. 1 изображена конструктивная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2изменения в конструктивной схеме при установке корректора в корпусе топливного насоса.

Устройство состоит из аналого-дискретного преобразователя 1, гидравлически связанного с исполнительным механизмом 2.

Золотник 3 аналого-дискретного преобраЗО зоватепя кинематически соединен с рейкой топливного насоса 4 (например, с помощью тяги 5). Рабочая жидкость от источника питания к аналого-дискретному преобразователю подается по каналу 6 через корректор сигналов управляющего воздейЗ5 ствия 7, который состоит из гильзы 8 и установленного в ней золотника 9. В гильзе 8 имеются две проточки 10 и 11 и два ряда радиальных отверстий 12 и 13., Золотник 9 имеет два рабочих пояска.14 и 15 и кинематически связан с рычагом управления 16 регулятором двигателя 17 (например, с помощью тяги 18). Взаимодействие гильзы 8 с золотником 9 осуществляется посредством пружины дву45 стороннего действия 19, установленной между двумя тарелками 20 и 21. Тарелки 20 и 21 установлены подвижно на штоке 22 золотника 9. Тарелка 20 упирается в буртик 23 золотника, а тарелка

21 - в стопорное кольцо 24. Зтим обеспечивается возможность одностороннего перемещения тарелок относительно штока

22 золотника. С противоположного торца гильза 8 закрыта крышкой 25, посредством которой между корпусом 26 и гильзой 8, которая подвижна относительно корпуса, образована полость 27, соединенная через дроссель 28 с резервуаром 29, зж опненным жидкостью. Корректор 7 сигналов управляющего воздействия связан с аналого-дискретным преобразователем и исполнительным механизмом 2 через каналы 30, 31, 32.

Устройство работает следующим образом.

При резком уменьшении скоростного режима двигателя (резкий поворот рычаI га управления 16 по часовой стрелке) золотник 3 аналого-дискретного преобразователя перемешается вправо и сообщает канал 30 с каналом 31 включения, высших передач. Одновременно золотник

9 перемещается вправо относительно гильзы 8, сжимая пружину 19. Гильза при этом практически остается неподвижной изэа наличия жидкости в полости 27, быстрому вытеснению которой препятствует дроссель 28. Пояском 15 золотник перекрывает радиальные отверстия 12, разобшая тем самым аналого-дискретный преобразователь с каналом 6, соединенным с источником питания, и сигнал на включение высшей передачи не поступает.

Жидкость из полости 27 под действием пружин 19 вытесняется через дроссель

28 в резервуар 29. Гильза 8 при этом медленно перемешается в исходное по отношению к золотнику 9 положение, при котором отверстия 12 и 13 сообщаются между собой кольцевой проточкой золотника 9, чем обеспечивается подвод рабочей жидкости из канала 6 в канал 30.

При резком увеличении скоростного режима (поворот рычага управления 16 против часовой стрелки) золотник 9 перемешается влево и пояском 14 перекрывает отверстия 13, раэобщая тем самым аналого-дискретный преобразователь с источником питания. Включение низшей переда ти в этом случае также не происходит, хотя золотник 3 аналого-дискрет ного преобразователя сообшает канал 30 с каналом 32 включения низших передач.

Жидкость из резервуара 29 при этом засасывается в полость 27 через дроссель

28, обеспечивая медленный возврат гильзы 8 в исходное положение под действием пружины 19.

Требуемое время задержки сигнала управления, обеспечиваемое корректором

7, зависит от сопротивления дросселя 28, жесткости пружины 19 и объема полости 27. Кроме того, оно определяется скоростью и величиной угла поворота рычага управления и, соответственно, ско5 9487 ростью и величиной перемещения золот ника 9 относительно гильзы 8.

С целью упрощения конструкции уст ройства в качестве резервуара 29 можно испольэовать корпус регулятора 17, заполненный маслом для смазки деталей регулятора.

При использовании устройства на транспортном средстве, регулятор двигателя которого полностью заполнен дизельным 30 топливом корректор сигналов управляющего воздействия целесообразно устанавливать в корпусе топливного насоса. Дроссель 28 устанавливается в крышке 25, а в золотнике 9 выполняются радиальный и ts осевой каналы, для соединения полости27 с полостью корпуса регулятора (фиг. 2).

Данное устройство позволяет исключить необоснованные переключения передач при резком изменении скоростного режима двигателя. Причем корректор сиг- с налов управляющего воздействия позволяет задерживать лишь сигналы управления, возникающие в процессе резкого изменения скоростного режима двигателя, неза- ZS висимо от их длительности и не оказывает .влияния на прохождение сигналов управле-. ния, возникающих в процессе изменении нагрузки.

Применение предлагаемого устройства позволит повысить долговечность. трансмиссии, обеспечить эффективное торможение двигателя, повысит безопасность движения транспортного средства при движении его в транспортных потоках..

Ожидаемый экономический эффект от использования изобретения составит окоJ1o 9,5 руб на одно транспортное средство.

Формула изобретения

1. Устройство для автоматического. переключения передач транспортного средства, содержащее аналого-дискретный преобразователь, выполненный в ви» де управляемого двухпозиционного гидроаппарата, вход и выходы которого связаны соответственно с источником давления I жидкости и испольнительным механизмом

08 6 включения передач коробки передач транспортного средства, а золотник кинематически связан с рейкой топливного насоса двигателя, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения долговечности трансмиссии, обеспечения эффективного торможения двигателем и повышения безопасности движения, оно снабжено коррек тором сигналов управляющего воздействия в виде управляемого гидроаппарата, вход которого связан гидролинией с источником давления жидкости, а первый и второй выходы - соответственно с входом аналогодискретного преобразователя и резервуа» ром для жидкости, при этом гидроаппарат состоит из корпуса, подвижной относитель но корпуса гильзы с двумя проточками и двумя рядами радиальных отверстий, золотника с двумя рабочими поясками, установленного в гильзе и кинематически связанного с рычагом управления регулятором двигателя, и крышки, зак эепленной на торце гильзы, посредством которой между корпусом и противоположным торцом гильзы образована дополнительная полость корректора, связанная гидролинией через дроссель с .резервуаром для жидкости, при этом золотник подпружинен относительно гильзы.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что в качестве резервуара для жидкости использован корпус регулятора двигателя.

3. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что при использовании его на тра .спортном средстве с регулятором двйгателя, полностью заполненным топливом, корпус корректора сигналов управляющего воздействия выполнен заодно с корпусом топливного насоса, а дроссель выполнен в крышке гильзы и соединяет дополнительную полость корректора с полостью корпуса регулятора .через радиальный и осевые каналы, выполненные в золотнике.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2845282, кл. В 60 К 41/Об, 29.11.79 (прототип).

948708

Составитель А. Барыков

Редактор Н. Коляда Техред Ж.Кастелевич -Корректор M Шаро и

Заказ 6092/18 Тираж 718 П одписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж- 35, Раушская иаб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх