Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

В 60 К 41/06 с присоединением заявки №вЂ”

Государственный комитет (23) Приоритет яо делам изобретений н открытнй

Опубликовано 07. 11. 82. Бюллетень №41

Дата опубликования описания 07.11.82 (53) УДК.629.113-g8g 1 (088. 8) В. И. Соколовский, IO.È. Соболев, В.M. Стародубцев,"

А.M.Ñàðèhàí, В.В.Шестопалов и Ю.С.Шурлапов-, 1 ::

1

Московский автомобильный завод имени И.А.Лихачева (Производственное объединение ЗИЛ) (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ГИДРОИЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортной технике.

Известны гидромеханические трансмиссии, содержащие блокируемый гидротрансформатор, фрикционную муфту сцепления и ступенчатую коробку передач с ручным управлением, в которых для повышения динамических качеств транспортного средства применяются устройства принудительной блокировки гидротрансформатора с приводом от педали управления подачей топлива к двигателю t 1 1.

Недостаток этой трансмиссии заключается в том, что в ней разблокировка гидротрансформатора может производиться только на режиме максимальной нагрузки двигателя, llo скольку для разблокирования гидротрансформатора водитель должен выжимать педаль подачи топлива к двигателю за положение, соответствующее полной подаче топлива (за

"пружинный упор ). Это исключает

2 использование устройства в сложных условиях движения (по разбитым дорогам, на бездорожье и т.д.), а также при маневрировании в условиях ограниченного пространства на частичных режимах двигателя.

Известна гидромеханическая трансмиссия 2 1, позволяющая осуществлять разблокировку гидротрансформатора при любых нагрузках двигателя. Она содержит гидротрансформатор с фрикционной муфтой его Ьлокировки, переключаемую вручнуюкоробку передач с фрикционной муфтой сцепления и систему управления, Ф имеющую источник давления рабочей жидкости, клапан ручного управления фрикционноймуфтой сцепления, силовой элемент, связанный кинематической цепью с педалью сцепления, и клапан управления фрикционной муфтой блокировки гидротрансформатора, через который полость фрикционной муфты блокировки гидротрансформатора сообщена с источником давления рабочей жидкости и с гидро3 97168 баком. В этой трансмиссии разблокировка гидротрансформатора производится с помощью ручного устройства, т.е. она не зависит от режима работы двигателя. S

Недостаток этого устройства принудительной разблокировки гидротрансформатора заключается в том, что для управления селектором водителю требуется снимать руку с рулевого коле- 1в са, что не всегда возможно, особенно в сложных условиях движения. Таким образом, использование в этих условиях устройства принудительной разблокировки гидротрансформатора затрудняет управление транспортным средством °

Клапан 12 находится под воздействием силового элемента 19, связанного кинематической цепью с педалью 20 сцепления. Клапан 14 находится под воздействием нажимного элемента 21, также связанного кинематической цепью с педалью 20 сцепления. Нажимной элемент 21 непосредственно контактирует с клапаном 14 в начале хода педали 20, а силовой элемент 19 - с клапаном 12 в середине хода педали 20.

Реле времени 15 выполнено в виде поршня 22, установленного в рабочих камерах 23 и 24, который контактирует с клапаном 13. Рабочая камера 23 реле 15 сообщена через клапан 14 с гидробаком 25 и источником 11 давления рабочей жидкости. Рабочая камера 24 реле 1.5 сообщена через клапан 14 и дроссепь 17 с источником 11, а через обратный клапан

14 с гидробаком 25.

Цель изобретения — облегчение управления транспортным средством в сложных условиях движения., Поставленная цель достигается тем, что система управления снабжена клапаном принудительной разблокировки гидротрансформатора и нажимным эле-; ментом, евязанным кинематической цепью с педалью сцепления, имеющей упругий элемент, при этом нажимной элемент установлен с возможностью контакта с элементом управления клапана принудительной разблокировки гидротрансформатора, а силовой элемент рааположен с зазором по отноше нию к элементу управления клапана ручного управления фрикционной муф3S

:той сцепления, причем величина зазора равна половине рабочего хода педали сцепления.

С целью повышения экономических показателей транспортного средства, Ф

40 снабженного такои трансмиссиеи, система управления снабжена дросселем, обратным клапаном и реле времени, выполненным в виде установпенного в рабочих камерах поршня, контактирующегос элементом управления клапана. управления фрикционной муфтой блокировки гидротрансформатора. Одна рабочая камера реле времени сообщена через клапан принудительной разблокировки гидротрансформатора с гидробаком и с источником дав.пения рабочей жидкости, другая рабочая камера реле сообщена с источником давления рабочей жидкости последовательно через клапан принудительной разблокировки гидротрансформатора и дроссель, а с гидробаком через обратный клапан и клапан принуди6 4 тельной разблокировки гидротрансформатора.

На чертеже показана предлагаемая гидромеханическая трансмиссия с системой управления, содержащая гидротрансформатор 1, фрикционную муфту

2 его блокировки, фрикционную муфту

3 сцепления и переКлючаемую вручную коробку 4 передач с входным валом

5 и выходным валом 6. Насосное колесо 7 гидротрансформатора 1 жестко связано с валом 8 двигателя (на чертеже не показан), а турбинный вал

9 гидротрансформатора 1 — с корпусом

10 фрикционной муфты 3.

Система управления, изображенная в исходном положении, т.е. при отсутствии давления, содержит источник

11 давления рабочей жидкости, клапан 12 ручного. управления фрикционной муфтой 3 сцепления, клапан 13 управления фрикционной муфтой 2 блокировки гидротрансформатора 1, клапан 14 принудительной разблокировки гидротрансформатора 1, реле 15 времени, обратный клапан 16, дроссель 17 и клапан линейного давления. 18.

Полость 26 муфты 2 через клапан

13 сообщается с источником 11 и с гидробаком 25. Полость 27 фрикционной муфты 3 сцепления через клапа

12 сообщается с источником ll и с гидробаком 25.

71686 6

5 9

Гидротрансформатор 1 сообщен с источником 11, а с гидробаком 25 через радиатор 28.

Гидромеханическая трансмиссия работает следующим образом.

При стоящем на месте транспортном средстве и работающем двигателе

его вал 8 вращает насосное колесо

7 гидротрансформатора 1, от которого приводится источник 11.

Давление от источника 11 подается в полость 26 муфты 2 через клапан

13, а через клапан 12 в полость 27 муфты 3.

В результате включения муфт 2 и 3 осуществляется жесткая связь вала

8 двигателя с входным валом 5 коробки 4 передач (при заблокированном гидротрансформаторе ). Однако транспортное средство стоит на месте,. поскольку рычаг 29 управления включением передач находится в нейтральном положении, при котором вращение на выходной вал 6 коробки 4 передач не передается.

Для трогания с места водитель включает одну из понижающих ступеней в коробке 4 передач, для чего разьединяет двигатель и трансмиссию и выжимает педаль 20 сцепления. При этом в начале хода педали 20 нажимной элемент 21 воздействует на клапан 14, перемещая его в левое положение, при котором источник 11 сообщается через клапан 14 с рабочей камерой 23 реле 15, поршень 22 которого начинает перемещаться в правое крайнее положение, Одновременно рабочая камера 24 через обратный клапан 16 и клапан 14 сообщается с гидробаком 25. Освобожденный от воздействия поршня 22 клапан 13 занимает положение, при котором источник 11 отсекается от полости 26 муфты 2, а полость 26 сообщается через клапан 13 с гидробаком 25. В результате в начале хода педали 20 произойдет разблокировка гидротрансформатора 1.

Начиная с середины хода педали

20 сцепления, силовой элемент 19 начинает воздействовать на клапан

12, перемещая его в положение, при котором источник 11 отсекается от полости 27 муфты 3, а сама полость

27 через клапан 12 сообщается с гидробаком 25. Муфта 3 выключается и

7 разрывается поток мощности в силовои цепи, что позволяет водителю осу5

35 ао

50 ществить ручное включение передачи трогания.

При опускании педали 20 после включения передачи на середине ее хода клапан 12 возвращается в первоначальное (исходное ) положение, при котором источник 11 вновь сообщается с полостью 27 муфты 3, после включения которой крутящий момент от двигателя через гидротрансформатор передаемся на выходной вал 6 коробки передач, Транспортное средство трогается с места при разблокированном гидротрансформаторе.

При дальнейшем отпускании педали

20 клапан 14 также возвращается в исходное положение, при котором источник 11 через дроссель 17 сообщается с рабочей камерой 24 реле 15 времени. Время, необходимое для перемещения в левое положение поршня

22, характеризует "задержку" блокировки гидротрансформатора 1 после переключения передач при разгоне или движении транспортного средства.

Блокировка гидротрансформатора произойдет после перемещения поршня

12 влево и силового воздействия на клапан 13, который займет исходное положение, при котором источник 11 сообщается с полостью 26 муфты 2.

Аналогично можно при необходимости принудительно разблокировать гидротрансформатор для кратковременного

его использования при преодолении участков с повышенным сопротивлением.

Для этого, как было показано выше, достаточно выжать педаль 20 сцепле- . ния до половины хода, что повлечет за собой автоматическую разблокировку гидротрансформатора. Для осуществления автоматической блокировки гидротрансформатора педаль 20 необходимо вернуть в исходное положение.

Решая основную задачу — облегчение управления — предложенное техническое решение позволяет достаточно простыми конструктивными средствами получить оптимальное сочетание тяговых и экономических показателей транспортного средства при движении его в различных (особенно тяжелых) бездорожных условиях, Повышение тяговых свойств связано с использованием гидротрансформатора в процессе разгона и при преодолении тяжелых участков. Улучшение топливно-экономических характеристик обес7 971686 печивается автоматической блокировкой гидротрансформатора через реле времени при полном отпускании педали сцепления.

В предложенной трансмиссии процесс разблокировки гидротра нсформатора не связан с обязательным использованием режимов максимальной мощности двигателя.

Для информации водителя о включении гидротрансформатора в системе управления может быть предусмотрен световой сигнал, соответствующий разблокированному (включенному ) состоянию гидротрансформатора. 15

В составе предложений трансмиссии могут использоваться фрикционные муфтй сцепления любой конструкции, в том числе "сухие" нормально замкнутые сцепления, применяемые в ме- 20 ханических трансмиссиях с ручным управлением.

При продолжительном использовании гидротрансфоряатора целесообразна фиксация промежуточного (среднего)2З положения педали сцепления с помощью стопорного устройства, встроенного в привод педали.

Формула изобретения

1. Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства, содержащая гидротрансформатор с фрикционной муф-3> той его блокировки, переключаемую вручную коробку передач с фрикционной муфтой сцепления и систему управления, имеющую источник давления рабочей жидкости, клапан ручного управ-4о ления фрикционной муфтой сцепления, силовой элемент, связанный кинематической цепью с педалью сцепления, и клапан управления фрикционной муфтой блокировки гидротрансформатора, через который полость фрикционной муфты блокировки гидротрансформатора ! сообщена с источником давления рабочей жидкости и с гидробаком, о т-! л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью облегчения управления транспортным средством в сложных условиях движения, система управления снабжена клапаном принудительной разблокировки гидротрансформатора и нажимным элементом, связанным кинематической цепью с педалью сцепления, имеющей упругий элемент, при этом нажимной элемент установлен с возможностью контакта с элементом управления клапана принудительной разблокировки гидротрансформатора, а силовой элемент расположен с зазором по отношению к элементу управления клапана ручного управления фрикционной муфтой сцепления, причем величина зазора соответствует половине рабочего хода педали сцепления.

2. Трансмиссия по п.1, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения экономических показателей транспортного средства, система управления снабжена дросселем, обратным клапаном и реле времени, выполненным в виде установленного в рабочих камерах поршня, контактирующего с элементом управления клапана ручного управления фрикционной муфтой блокировки гидротрансформатора, при этом одна рабочая камера реле времени сообщена через клапан принудительной разблокировки гидротрансформатора с гидробаком и источником давления рабочей жидкости, другая рабочая камера реле сообщена с источником давления рабочей жидкости последовательно через клапан принудительной разблоки; ровки гидротрансформатора и дроссель, а с гидробаком через обратный клапан и клапан принудительной разблокировки гидротрансформатора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

V 680924, кл. В 60 К 41/04, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР

h 740547, кл. В 60 К 41/06, 1977 (прототип).

Составитель С.Белоусько

Редактор Л.Утехина Техред С.Мигунова Корректор H.Êîðîëü

Заказ 8835/29 Тираж 718 Подписное

BHNVillvI Государственного комитета СССР по делам изоЬретений и открытий

ll3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,

Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх