Фрикционный амортизатор

 

1. ФРИКЦИОННЫЙ АМОРТИЗАТОР, .содержащий подпружиненный фрикционный клин с выступом, взаимодействуквдий своей наклонной поверхностью с надрессорной балкой, а 1аертикальной поверхностью трения - с фрикционной планкой, закрепленной на боковине тетем . лежки, от л и ч а ю щ и и с что,.с целью повышения надежности амортизатора путем улучшения распределения нагрузок при работе, контактиругацие средние части вертикальной поверхности клина и.фрикционной планки выполнены с выемками. 2. Фрикционный амортизатор, о тл и ч а ю щ и и с я тем, что выемки расположены между линией пересечения вертикальной поверхности трения с плоскостью, проходящей через верхнюю линию контакта наклонной Поверхности клина с надрессорной балкой под углом трения покоя для наклонных поверхностей трения и линией пересечения вертикальной поверхндсти трения с плоскостью , проходящей через нижнюю ч| линию контакта наклонной поверхности клина С надрессорной балкой под углом трения покоя к вертикашзным поверхностям трения.

„.SU„„ 1025554 А

СОЮЗ СОВРГСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

З(5р В 61Т 5 12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЦЧЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3421842/27-11 (22) 12 ° 04. 82 (46) 30.06.83. Вюл. 9 24 (72) С.A.Ñåíàòîðîâ, В.A.Äâóõãëàâoâ, A.A.Кривецкий.и A.A.Шенаурин (71) Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного. транспорта и Уральский вагоностроительный завод им. Ф.З.Дэержинского. (53) 629.. 4. 027. 35 (088. 8 ) (56): 1. Патент США 9 3901163, кл. В 61F 5/12, 1975 ° (54) (57) 1. ФРИКЦИОННЫЙ АМОРТИЗАТОР, .содержащий подпружиненный фрикционный клин с выступом, взаимодействующий своей наклонной поверхностью с надрессорной балкой, а вертикальной . поверхностью трения — с фрикционной планкой, закрепленной на боковине тележки, о т л и ч а. ю шийся тем, д что,.с целью повышения надежности амортизатора путем улучшения распределения нагрузок при его работе, контактирующие средние части вертикальной поверхности клина и фрикционной планки выполнены с выемками.

2. Фрикционный амортизатор, о тл и ч а ю шийся тем, что выемки расположены между линией пересечения вертикальной поверхности трения с плоскостью, проходящей через верхнююлинию контакта наклонной поверхности клина с надрессориой балкой под углом трения покоя для наклонных поверхнос- тей трения и линией пересечения вертикальной поверхндсти трения с плоскостью, проходящей через нижнюю ag линию контакта наклонной поверхности клина с надрессорной балкой под углом трения покоя к вертикальным понернностям трения.

1025554

Изобретение относитай к железнодорожному транспорту, в частности к центральным рессорным подвешиваниям тележек грузовых вагонов, и может быть использовано в автосцепных устройствах для поглощения энергии колебаний.

Известен фрикционный амортизатор, содержащий подпружиненный фрикционный клин с выступом, взаимодействующий своей наклонной поверхностью с !0 надрессорной балкой, а вертикальной поверхность трения - с фрикционной планкой, закрепленной на боковине тележки (1).

Недостатком известного фрикционного амортизатора является то, что в процессе работы происходит силовое замыкание клина по точкам приложения равнодействующих сил по поверхностям трения, что сопровождается заклиниванием амортизатора. Заклинивание усугубляется в случае износов в процессе эксплуатации верхней и нижней частей поверхностей трения фрикционного клина, когда клин принимает овальную выпуклую форму. При заклиненных амортизаторах, вследствие динамического взаимодействия ходовых частей и пути, возникают большой величины нагрузки, что ведет к перегруз,— ке деталей ходовых частей, кузова вагона и понижению их несущей способности.

Цель изобретения — повышение надежности амортизатора путем улучшения распределения нагрузок по вертикальным поверхностям трения при

его работе.

Поставленная цель достигается тем, что в фрикционном амортизаторе,содержащем подпружиненный фрикционный 40 клин с выступом, взаимодействующий своей наклонной поверхностью с надрессорной балкой, а вертикальной поверхностью трения - с фрикционной планкой, закрепленной на боковине тележки, контактирующие средние части вертикальной поверхности клина и фрикционной планки выполнены с выемками.

Выемки могут быть расположены меж50 ду линией пересечения вертикальной поверхности трения с плоскостью, проходящей через верхнюю линию контакта наклонной повеРхности клина с надрессорной балкой под углом трения покоя для наклонных поверхностей трения и линией пересечения вертикальной поверхности трения с плоскостью, проходящей через нижнюю линию контакта наклонной 60 поверхйости клина с надрессорной балкой под углом трения покоя к верти-... кальным поверхностям трения.

На чертеже изображен фрикционный амортизатор, общий вид. 65

Фрикционный амортизатор включает фрикционный клин 1 с выступом 2 в нижней части, находящейся в контакте с фрикционной планкой 3 и надрес,сорной балкой 4 соответственно по вертикальной 5 и наклонной б поверх«" ностям трения, упругий элемент 7, углубление 8 в средней части клина и углубление 9 в средней части планки.

На чертеже обозначены: точка А— средняя точка углубления; точка A—

Ф 4 верхняя точка контакта или начала углубления, точка А — нижняя точка контакта или, конца углубления; точка  — верхняя точка приложения равнодействующих сил на наклонной поверхности трения или верхняя точка контакта;,точка В2 — нижняя точка приложения равнодействующих сил на наклонной поверхности трения или нижняя точка контакта, точка  — средняя точка приложения равнодействующих сил на наклонной поверхности трения.

Линии ABр А В, AzB ð А В р условно называемые в тексте описания контактными стержнями, представляют собой отрезки прямых, соединяющие соответствующие точки A и B, A< и В

А2. и В2, А2 и В„на вертикальной

1 и наклонной плоскоСтях трения. „д и Р и — углы трения покоя соответственйа для вертикальной и наклонной плоскостей трения.

Устройство работает следующим образом.

При йагружении амортизатора фрик ционный клин 1 под действием моментов от сил трения поворачивается вокруг ,горизонтальной оси по часовой стрел ке, при этом верхняя часть фрикцион-. ной вертикальной поверхности 5 клина

1 отрывается от планки 3, а нижняя .часть наклонной поверхности б трения от балки 4.

Средняя точка В приложения равнодействующих сил на наклонной rioверхности б трения перемещается .вверх к точке В, а точка А< на вертикальной поверхности трения 5, минуя среднюю часть, перемещается на нйжнюю . вертикальную поверхность трения клина

1 в точку A благодаря чему, в момент выхода контактного стержня А

В из зоны угла p ä, возникают относительные скольжения вертикальных поверхностей 5 трения и амортизатор включается B работу, При этом предотвращается его заклинивание.

Яри разгружении амортизатора под действием сил на поверхностях 5 и б трения клин 1 поворачивается вокруг горизонтальной оси против часовой стрелки, точка приложения равнодействующих сил В смещается в точку В, а точка А>, минуя точку А, в точку

A . Поскольку контактный стержень

AqBz находится вне зоны угла трения покоя у, то происходит проскальэы1025554

Составитель A.Íûêèòèí

Редактор Н.Стащишина Техред А, Бабинец Корректор А.Тяско

Заказ 4473/11 Тираж 507 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", r.ужгород, ул.Проектная,4 ванне по наклонным поверхностям 6 трения и амортизатор вступает в работу без заклинивания.

Предлагаемый фрикционный амортизатор устраняет заклинивания амортизаторов, уменьшает нагрузки.и, вследствие этого, BoB&pxBocfей трения клина, ки и надрессорной балки. Кроме того, повышается надежность в эксплуатации ходовых частей и узова вагона, увеличивается срок безотказной работы вагона.

Фрикционный амортизатор Фрикционный амортизатор Фрикционный амортизатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности, к центральному рессорному подвешиванию тележки грузовых вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в центральном или буксовом подвешивании тележек грузовых вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к разработке пружинного гасителя колебаний грузовых тележек

Изобретение относится к подвесным устройствам транспортных средств и может быть использовано в демпферах с фрикционным клином

Изобретение относится к рельсовому транспорту и может быть использовано при проектировании тележек пассажирских вагонов

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкциям гасителей колебаний, используемых в центральном рессорном подвешивании тележек грузовых вагонов

Изобретение относится к гасителям колебаний рельсового транспортного средства, в частности к гасителям колебаний тележек грузовых вагонов
Наверх