Обучающее устройство

 

ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО, содержащее последовательно включенные первый распределитель управляющих импульсов, пульт обучаемого, генератор тактовых импульсов , преобразователь кодов, первый блок памяти учебной информации, второй блок памяти учебной информации, блок сравнения , второй вход которого непосредственно и через третий блок памяти учебной информации соединен с вторым выходом первого распределителя управляющих импульсов, второй выход пульта o6s aeMoro подключен к второму входу преобразователя кодов, о т Сличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства за счет обеспечения произвольного предъявления информации при обучении, оно содержит последовательно включенные блок фиксации начала и конца строк и кадров. блок элемента И, второй распределитель управляющих импульсов и дешифратор кодов и номера кадра, а также два формирователя импульсов, формирователь кодов, блок фиксации кадрового импульса, вход которого соединен с вторым выходом генератора тактовых импульсов, а выход - с первым входом первого распределителя управляющих импульсов, второй вход которого через один формирователь импульсов подключён к выходу блока сравнения, соединенному через другой формирователь импульсов с вторым входом третьего блока памяти учебной инфоЕ лации, третий вход которого подключен к выходу одного 1 формирователя импульсов, второй вход другого формирователя импуль (Л сов соединен с вторым выходом второго распределителя управляющих импульсов, третий выход которого подключен к второму входу второго блока памяти учебной информации и третьему входу блока сравнения, а второй вх:од к выходу дешифратора кодов символа и номера кадра, второй вход которого сое .динен с вторым выходом первого блока ;памяти учебной информации, второй :Вход блока элементов И .подключен к оо о третьему выходу генератора тактовыя импульсов, третий вход - к третьему выходу пульта обучаемого, а четвер00 тый вход блока элементов И через форсо ю мирователь кодов соединен с четвертым выходом генератора тактовых импульсов , пятый выход которого подключен к первому входу блока фиксац-ди начала и конца строк и кадров, второй вход которого соединен с вторым выходом преобразователя кодов.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК 3(58 G 09 В 7 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2698662/18-24 (22) 19.12.78 (46) 23.07.83. Бюл. Р 27 . (72) A. Н.Таркаев, В.Н.Самотуга, Г.Ф.Хасьминская, А.Я.Савельев и В.М.Гончаров (71) Научно-исследовательский институт проблем высшей школы и Казанский ордена Трудового Красного .

Знамени государственный университет им. В.И.ульянова-Ленина (53) 681.3.071(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Ф 601739, кл. G 09 В 7/07, 1976.

2. Патент США 9 4055907, кл. 35-9, опублик. 1977 (прототип). (54)(57) ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО, содержащее последовательно включенные первый распределитель управляющих импульсов, пульт обучаемого,. генератор тактовых импульсов, преобразователь кодов, первый блок памяти учебной информации, второй блок памяти учебной информации, блок сравнения, второй вход которого непосредственно и через третий блок памяти учебной информации соединен с вторым выходом первого распределителя управляющих импульсов, второй выход пульта обучаемого подключен к второму вхаду преобразователя кодов, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства за счет обеспечения произвольного предъявления информации при обучении, оно содержит последовательно включенные блок фиксации начала и конца строк и кадров, „„SU„„1030832 А блок элемента И, второй распредели= тель управляющих импульсов и дешифратор кодов и номера кадра, а также два формирователя импульсов, формирователь кодов, блок фиксации кадрового импульса, вход которого соединен с вторым выходом генератора тактовых импульсов, а выход — с первым входом первого распределителя управляющих импульсов, второй вход которого через один формирователь импульсов подключен к выходу блока сравнения, соединенному через другой формирователь импульсов с вторым входом третьего блока памяти учебной информации, третий вход которого подключен к .выходу одного формирователя импульсов, это-@ рой вход другого формирователя импул сов соединен с вторым выходом второг распределителя управляющих импульсов, третий выход которого подключен к второму входу второго блока памяти учебной информации и третьему входу Я .. блока сравнения, а второй вход к выходу дешифратора кодов символа и номера кадра, второй вход которого сое динен с вторым выходом первого блока .памяти учебной информации, второй (" вход блока элементов И подключен к третьему выходу генератора тактовых импульсов, третий вход — к третьему (, ) выходу пульта обучаемого, а четвер" Ср тый вход блока элементов И через формирователь кодов соединен с четвер- (О тым выходом генератора тактовых Им- ф© пульсов, пятый выход которого подключен к первому входу блока фиксации начала и конца строк и кадров, второй вход которого соединен с вгорык выходом преобразователя кодов.

1030832

15

25

Зо

40 дов (2).

Однако известное устройство также имеет ограниченные дидактические возможности из-за отсутствия произвольного доступа обучаемых к учебной информации, что снижает эффективность такого рода устройств., Цель изобретения — расширение дидактических воэможностей устройства эа счет обеспечения воэможности произвольного предъявления информации при обучении.

Указанная цель достигается тем, что в обучающее устройство, содержащее последовательно включенные пер 55 вый распределитель управляющих импу льсов, пульт обучаемого, генератор тактовых импульсов, преобразователь кодов, первый блок памяти учебной информации, блок сравнения, второй вход которого непосредственно и через третий блок памяти учебной информации соединен с вторым выходом первого распределителя управляющих импульсов, второй выход 65

Устройство содержит усилитель 1 синхроимпульсов, усилитель 2 импульсов последовательных кодов обучающей информации, счетчик 3 тактовых импульсов, дешифратор 4 кодовых тактов, регистр 5.для последовательного приема кодов обучающей информации, блок 6 фиксации кадрового импульса (низкой частоты), блок 7 памяти учебной информации, блок 8 фиксации начала и конца строк и кадров, форми-. рователь 9 кодов (формата отображаемой информации и номера устройства обучения), блок 10 элементов И, предназначенный для вЫцеления кодов обучающей информации, дешифратор 11 кодов символа и номера кадра (слайда), распределитель 12 управляющих импульсов (занесения кодов десяткбв и единиц номера кадра), регистр 13

Изобретение относится к автомати ке и вычислительной технике,. в частнэсти к устройствам обучения, и может быть применено для обучения в высших учебных заведениях для любых проблем обучения, Известно устройство, содержащее пульты обучаемых, подключенные к блокам отображения и ввода информации, регистры памяти символов, сое- диненные с блоком хранения правильных ответов, элементы И, подключенные к соответствующим входам блока памяти, регистры номера пульта, соединенные с входами первОго распределителя, выход которого через дешифратор соединен с одним входом коммутатора пультов, второй вход которого через второй распределитель подключен к выходам блоков памяти C17 .

Однако данное устройство имеет ограниченные дидактические возможности из-за отсутствия произвольного порядка предъявления информации.

Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее последовательно включенные первый распределитель управляющих импульсов, пульт обучаемого, генератор тактовых импульсов, преобразователь кодов, первый блок памяти учебной информации, второй блок памяти учебной информации и блок сравнения, второй вход которого непосредственно и через третий блок памяти учебной информации соединен с вторым выходом первого распределителя управляющих импульсов, а второй выход пульта обучаемого подключен к второму входу преобразователя копульта обучаемого подключен к вто-, рому входу преобразователя кодов, введены последовательно включенные блок фиксации начала и конца строк и кадров, блок элементов И, второй распределитель управляющих импульсов и дешифратор кодов символа и номера кадра, а также два формирователя импульсов, формирователь кодов и блок фиксации кадрового импульса, вход которого соединен с вторым выходом генератора тактовых импульсов а выход — с первым входом первого . распределителя управляющих импульсов, второй вход которого через один формирователь импульсов подключен к выходу блока сравнения, соединенному через другой формирователь импульсов с вторым входом третьего блока памяти учебной информации, третий вход которого подключен к выходу одного формирователя импульсов, второй вход другого формирователя импульсов соединен с вторым выходом второго распределителя управляющих импульсов, третий выход которого подключен к второму входу второго блока памяти учебной информации и третьему входу блока сравнения, а второй вход — к выходу дешифратора кодов символа и номера кадра, второй вход которого соединен с вторым выходом первого блока памяти учебной информации, второй вход блока элементов И подключен к третьему выходу генератора тактовых импульсов, третий вход — к- третьему выходу пульта обучаемого, а четвертый вход блока элементов И через формирователь кодов соединен с четвертым выходом генератора тактовых импульсов, пятый выход которого подключен к первому входу блока фиксации начала и конца строк и кадров, второй вход которого соединен с вторым выходом преобразователя кодов.

На чертеже схематически изображено обучающее устройство.

1ОЗО8З2 десятков, регистр 14 единиц, формирователь 15 импульсов,(равенства кодов), блок 16 сравнения, реверсивные счетчики 17 и 18 (десятков и единиц), формирователь 19 импульсов (неравенства кодов), распределитель 20 управляющих импульсов, сигналы управлейия отображени ем информации, блок 21 индикации обучающей информации, блок 22 ввода ответных действий обучаемого. Бло- 1О ки 21 и 22 объединены в пульт 23 обучаемого. Усилитель 1, счетчик 3 и дешифратор 4 представляют собой генератор 24 тактовых импульсов, усилитель 2 и регистр 5 — преобразова- t5 тель 25 кодов, регистры 13 и 14 блок 26 памяти учебной информации, а счетчики 17 и 18 - блок 27 памяти учебной информации.

Регистр 5 состоит из 7 разрядов и служит для преобразования последовательного кода в параллельный.

Блок 6 содержит интегрирукщую

RC-цепочку и схему совпадения.

Блок 7 представляет собой ре- 25 гистр хранения параллельного кода .в течение 18 мкс.

Блок 8, служащий для выделения специальных кодов начала и конца обратного хода строки -и кадра обучающей информации, содержит три де-. шифратора специальных кодов и два управляющих триггера (не показаны), Формирователь 9 кодов (формата отображаемой информации и номера i :ðîé-. ства обучения) содержит счет-ик циклов и схемы совпадения (не показаны), Блок 10 служит для выделения кодов обучающей информации и представляет собой схему совпадения, которая формирует импульс сопровождения ко- 40 дов обучающей информации.

Распределитель 12 (импульсов занесенных кодов десятков и единиц номера кадра) содержит элемент задерж- ки„ триггер запрета счета, счетчик, 45 логический элемент И (не показаны).

Формирователь 15 представляет собой RC-триггер с начальной установ кой а злок 16 состоит иэ 16-ти элемента=. и элемента задержки (не показан.д) .

Формирователь, .19 представляет собой RC -триггер, 55

Распределитель 20 служит для формирования сигналов управления отображением информации и содержит делитель частоты, формирователи импульсов, триггеры формирования управляю- 60 щих сигналов (не показаны).

Блок 21 служит для отображения обучающей информации и содержит алфавExHG-öèôðoâoé дисплей и автоматический диапроектор (не показаны). 65

Устройство работает следующим образом.

Синхроимпульсы поступают через усилитель 1 на счетчик 3, который вырабатывает коды от 0 до 8 с последую« щим сбросом. Коды с выходов счетчика 3 преобразуются дешифратором 4, на 9 выходах которого формируется девять .тактовых ичпульсов длительностью 0,5 мкс. Причем каждый следующий такт сдвинут относительно предыдущего на его длительность. Сформированные такты 5Т, 6Т, 7Т, 8Т, ОТ, 1Т, 2Т заводятся на семь входов регистра 5, куда поступают и последователь.ные коды обучающей информации. В результате этого осуществляется поразрядное занесение последовательного кода в регистр 5, т.е. преобразование последовательного кода в параллельный семиразрядный код. Затем код третьим тактом (ЗТ) заносится в блок

7. Одновременно код заводится в блок 8. Специальные коды дешифрируются по третьему такту (ЗТ). При наличии данных кодов блок 8 выра.батывает запрет или разрешение на прохождение импульса шестого такта (6Т) через блок 10. На счетный вход формирователя 9 постоянно поступают импульсы восьмого такта (ST) тем самым осуществляется подсчет циклов, в .течение которых коды обучающей информации распределяются между обучающими устройствами с соответствующими номерами. При совпадении : †..омера и формата, установленных на клавиатуре обучающего устройства (1 . и 2 4 8 Формат )

I с r Р с номером и форматом изображения определяемыми кодом на выходах формирователя 9, блок 10 пропускает импульс 6Т, который после этого сопровождает код, занесенный з блок 7.

Таким образом, наличие импульса сопровождения на выходе блока 10 означает, что из всего r îòîêà обучающей информации выделен код, предназначенный для обучающего устройства с данным номером и форматом.

Предположим, что на выходах блока 7 и входах дешифратора 11 появился специальный код номера слайда.

Тогда дешифратор 11 подготавливает распределитель 12 к приему следующих -2 цифр номера слайда, который необходимо выбрать диапроектору.

Пусть, после специального кода номера слайда поступил код цифры. Он заносится в регистр 13 десятков, следующий код цифры заносится в ре- гистр 14 единиц. Импульс занесения кода единиц и блок 14 через некоторое время устанавливает формирователь 15 в положение Равно, которое запрещает счет реверсивных счетчиков 17 и 18 и поступает в блок 1 6, который начинает поразряд1030832

ВНИИПИ Заказ:217/50 Тираж 488 Подписное филиал ППГ "П,ент", r. Ужгород, ул,Проектная,4 ные срав нения, начиная с младшего, кодов в регистрах 13 и 14 с кодами на выходах реверсивных счетчиков 17 и 18, Если в результате сравнения кодов выявилось их неравенство, то формирователь 15 устанавливается в ° состояние He равно и снимает запрет за счет реверсивных счетчиков 17 и 18, а формирователь 19 определяет дальнейшее направление счета. Синхроимпульсы поступают в блок 10

6, где формируются 50-и герцовые импульсы, которые заводятся в распределитель 20, где в результате деления частоты формируются импульсы длительностью 0,25 мкс и часто- )5 той следования 0,83 Гц, а также импульсы длительностью 0,3 с. с той же частотой следования. Все импульсы длительностью 0,25 мкс и частотой 0,83 Гц совпадают по времени с некоторыми кадровыми импульсами

50 Гц, поскольку они формируются из тех же кадровых импульсов.

Предположим, что после отображения кадра, в котором находится некоторый номер слайда, на счетчиках 17 и 18 установилось соответствующее направление счета. Тогда первый же импульс иэ последовательности с частотой 0,83 Гц поступит на счетный вход счетчиков 17 и 18, сосчитается, установит триггер в состояние Равно и запустит блок 16. Если вновь обнаружится неравенство кодов в счетчиках 17 и 18 с кодами в регистрах 13 и 14, то формирователь l 5 установится в состояние Не равно и следующий импульс из последовательности с частотой 0,83 Гц вновь поступит на счетный вход счетчиков 17 и 18. Одновременно с каждым из счетных импульсов подаются импульсы длительностью

0,3 с на обмотки управляющих реле, замыкание которых приводит к геремещению слайдов диапроектором вперед (ВП) или назад (H3). Если после сравнения обнаружится равенство кодов в счетчиках 17 и 18 и регистрах 13 и 14, то состояние Равно формирователя 15 сохранится, что означает запрет на прохождение следующих импульсов из последовательности с частотой 0,83 Гц на счетный вход счетчиков 17 и 18, т.е. прекратится счет, и коды в регистрах 13 и 14, счетчиках 17 и 18 будут совпадать с кодами номера выбранного слайда. В дальнейшем устройство обучения будет ожидать появления на экране алфавитно-цифрового дисплея нового номера слайда.

Применение обучающего устройства с произвольным выбором учебной информации значительно расширяет динамические возможности в обучающей системе, соответственно повышает эффективность обучения и экономически выгодно по сравнению с использованием графических дисплеев.

Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх