Способ определения работоспособности антифрикционных материалов и твердосмазочных покрытий

 

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ АНТИФИ4КШОННЫХ МАТЕРИАЛОВ И ТВЕРДОСМАЗОЧНЫХ ЮКРЫТИЙ, закпкчающийся в том, что нагружают образцы и контробразцы, перемещают их один относительно другого , изнашивают образны в нормальном и форсированном режимах трекия и оцешиаают работоспособность материалов и покрьгтий, о т пи ч а ю щ и и с я тем, что, с цепью повышения эффективности, выбирают температуру в зоне третш йа 20-25 К ниже температуры начала тер МодеструкшгаисТштуемохх) материала, в : нормальном режиме трения регистрируют сипу трения и время до наступления стадионарного трения, в форсированном режиме - время до утраты работоспосббности, а работоспособность в нормальном режиме определяют по формуле oienfbfP, КЪ .V сх, R + KW где В - работоспособность испытуемого Материала; С - среднее время до наступления стационарного трения в нормальнее режиме; 1l - величина износа до утратТы работоспособности в нормальном режиме; f - средний коэффициент трения в иормальнсм режиме, Pjjj - контактное давление в нормальном режиме; К И W - скорость сяопьжения и коэффидиент взаимного перекрытия в но1ялальном режиме; я и b - коэффициенты, оцениваемые по результатам испытаний в фор-, :о :о :о so сврованном режиме. 3i

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ИЕ (И)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTMA

) .

«

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ . К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ.с

1 аСп МP +Ь

KW где Р средний коэффициент трения в нормальном режиме, - контактное давление s норма ном режиме;

- скорость скольжения и коэффипиент взаимного перекрытия в нормальном режиме;

Q - коэффициенты, оцениваемые по результатам испытаний в форсированном режиме. (21) 3406574/25-28 (22) 04.03.82 (46) 07.08.83, Бюп. М 29 (72) Е. Ф; Севастьянов, .Н.А, Беев и М.Н. Фургин (53) 620.178.162 (088.8) (56) Бардин В. М. Надежность силовых . папупровоаниковы х приборов. М., "Энер- гия, 1978, c. 81-83 (прототип). (54)(57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ АНТИФРИКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ И ТВЕРДОСМАЗОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ, заклинающийся в том, что нагружают образцы и контробразиы, перемещают. их один относительно другого, изнашивают образцы в нормальном . и форсированном режимах трения н оценивают.. работоспособность материалов и покрытий,от лича toшийся тем, что, с цепью повышения эффективности, выбирают температуру в зоне трения на

:.20-.25 К ниже температуры начала термодеструкции испытуемого материала, в нормальном режиме трения регистрируют . силу трения и время до наступления стационарного трения, в форсированном режиме - время до утраты работоспосббности, а работоспособность в нормальном режиме определяют по формуле

- работоспособность испытуемого материала;

«среднее время до наступления стационарного трения в нормальном режиме;

- величина износа до утраты работоспособности B норМальном режиме Ф е

1033926

Ф

Изобретение относится к определению работоспособности антифрикционных материапов и твердосмаэочных покрытий, в частности покрытий типа ВНИИНП-212, В НИИНП-230, 5

Наибопее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому реэупьтату явпяется способ определения работоспособности антифрикционных материалов и твердосмазочных покрытий, 10 заключающийся в том, что нагружают образцы и контробразцы, перемещают их один относитепьно другого, изнашивают образцы в нормапьном и форсированном режимах трения и оценивают работоспособность материапов и покрытий (1 ).

Однако известный способ недостаточно эффективен, что обусловлено невозможностью опредепения работоепособности материалов и покрытий при параметрах 20 контактирования, отличных от принятых в нормапьном и форсированном режимах.

Цель изобретения - повышение эффективности определения работоспособности антифрикционных материапов и твердосма»: 25 зочных покрытий.

Указанная цепь достигается тем, что согласно способу определения работоспособности антифрикционных материапов и твердосмазочных покрытий, закпючающемуся в том, что нагружают образцы и . контробразцы, перемешают. их один относительно другого, изнашивают образ- . цы в нормальном и форсированном режимах трения и оценивают работоспособность материалов и покрытий, выбирают температуру в зоне трения на 20-25 К ниже температуры начапа термодеструкции испытуемого материапа, в нормаль40

RoM режиме трения регистрируют силу трения и время go наступпения стационарного трения, в форсированном режимевремя до утраты работоспособности, а работоспособность в нормальном режиме опредепяют по формупе

45 а6 (ЬУР )+Ъ

КФ/ где Я - работоспособность испытуемого матерна па;

i - среднее время до наступления стационарного трения в нормальном режиме;

5 — вепичина износа до утраты работоспособности в нормапьном режиме;

Е - средний коэффициент тренка в нормальном режиме;

F - контактное давпение и нормапьном режиме;

К и Ф - скорость скопьжения и коэффициент взаимного перекрытия в норма льном режиме;

ol и Ь - коэффициенты, оцениваемые по результатам испытаний в форси« рова нном режиме.

Способ опредепения работоспособности антифрикционных материалов и твердосмаэочных покрытий осушествпяют спедующим образом.

В качестве образцов и контробразцов, испытуемых в нормальном и форсированном режимах, используют образцы с характеристиками материала: твердостью, параметрами шероховатости подложки, покрытия, не отличающимися от применяемых в нормальном режиме эксплуатации.

Нагружают образцы и контробраэцы, пе« ремешают их один относительно другого, изнашивают в нормапьном и форсированном режимах трения. При этом выбирают температуру в зоне трения на 20-25 К ниже температуры начала термодеструкции испытуемого материала, в нормапьном режиме трения регистрируют сину трения и время до наступления стационарного трения, в форсированном режиме - время до утраты работоспособности, а последнюю определяют по вышеприведенной фор муле. При этом параметры имеют спеду ющую размерность: R и т - ч; % - м;

Р,„- Н/м ; 5/- м/ч.

Пример. Опредепение работоспо собности твердосмаэочного покрытия (ТСП) ВНИИНП-212 (ТУ 38101594-75) толщиной Ь 8 ° 10 м.

Покрытие нанесено на вап опоры скольжения. Диаметр aana ol = 10 м. Материал вала - сталь 9Х18, а втулкистапь 20Х13. Давпение на номинапьную ппошадь Рс, 28 ° 10 Н/м2. Коэффициент взаимйого перекрытия < 0,011.

Скорость сконьжения 4l 94 м/ч. Опо ра работает в нормальном режиме при

293 К в усповиях вакуума 10 -10 З Па.

Выбирают температуру в зоне трения на 25 К ниже темиэратуры начапа термодеструкции ТСП ВИИИНП-212, которая равна 500 К - 25 К 475 К. Образцы нагружают, перемешают один относитепь но другого и изнашивают в нормапьном и форсирозапиом режимах при различных сочетаниях параметров, В нормальном режущее определяют параметры ь и f, которые равны соответственно 2,5 ч и

0,09. Проводят испытания s форсированном режиме, по результатам которых

3 1033926 4 определяют Коэффициенты пикейной коррэ- вепичнну f и рассчитать параметр Я, цяции: a * -1,3 и Ь 10,6. Определяют испопьэуя те же эначения à a b . работоспособность ТСП «ВНИИНП

-1,3 (8.10 э О 09 28 1Ф)+10,6 Положитепьный эффект обусловнен . повышением эффективности определения 787,5 ч., работоспособности антнфрнкцконных маДця оцреаепения R при других парамет- тернапов и тверцосмазочных покрырах %, Р „ Ъ необходимо установить тнй.

Составитець В. Давидов

Редактор А. Лежнина Те хред H.Merenesa Корректор M. Демчик

Заказ 5614/46 Тираж 873 Подписное

ВНИИПИ .Государственного комитета СССР по genaM иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/S

Фипиал ППП Патент, г. Ужгород, ун. Проектюя, 4

Способ определения работоспособности антифрикционных материалов и твердосмазочных покрытий Способ определения работоспособности антифрикционных материалов и твердосмазочных покрытий Способ определения работоспособности антифрикционных материалов и твердосмазочных покрытий 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх