Узел трения для исследования толщины смазочных пленок при испытаниях

 

УЗЕЛ ТРЕНИЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЛЩИНЫ СМАЗОЧНЫХ ПЛЕНОК ПРИ ИСПЫТАНИЯХ, содержащий Образец, выполненный в виде ролика с наружной базовой поверхностью переменного относительно оси вращения ролика радиуса, разделенной на участки пазами , и контробразец с цилиндрической рабочей поверхностью, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, на образце дополнительно выполнен цилиндрический поясок с радиусом не менее наибольшего радиуса базовой поверхности, а контробразец выполнен в виде двух электрически изолированных друг от друга дисков. О) ю QO IND Ю а

„„Su„„10.23226

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ .РЕСПУБЛИК

З(5П 6 01 и 3/56

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

"" -"ЕСОР.Щ,g

; „..: Д, .4QI1 .! ." и; .}

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

«Ф (54) (57) УЗЕЛ ТРЕНИЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЛЩИНЫ СМАЗОЧНЫХ ПЛЕНОК ПРИ

ИСПЫТАНИЯХ, содержащий образец, выполненный в виде ролика с наружной (21) 3261659/25-28 (22) 18. 03. 81 (46) 15. 06. 83. Бюл. 9 22 (72) В .. A Стадник (53) 620. 178. 162(088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР по заявке М 2974226/25-28, кл. G 01 М 3/56 1980 (прототип) . базовой поверхностью переменного относительно оси вращения ролика радиуса, разделенной на участки пазами, и контробразец с цилиндрической рабочей поверхностью, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности, на образце дополнительно выполнен цилиндрический поясок с радиусом не менее наибольшего радиуса базовой поверхности, а контробраэец выполнен в виде двух электрически изолированных друг от друга дисков.

1023226

Изобретение относится к испытаниям материалов трением.

Известен узел трения для исследования толщины смазочных пленок при испытаниях, содержащий образец, выполненный в виде ролика с наружной базовой поверхностью переменного относительно оси вращения ролика радиуса, разделенной на участки пазами, и контробразец с,илиндрической рабочей поверхностью. Образец и контробраэец установлены с зазором друг относительно друга на параллельных осях (1).

Недостатком известного узла трения является погрешность измерений, 15 связанная с отсутствием взаимного базирования образца и контробраэца.

Цель изобретения - повышение точности измерений. толщины смазочных пленок.

Поставленная цель достигается тем, что в узле трения для исследования толщины смазочных пленок при испытаниях, содержащем образец, вы полненный в виде ролика с наружной базовой поверхностью переменного относительно оси вращения ролика радиуса, разделенной на участки пазами, и контробраэец с цилиндрической рабочей поверхностью, на образце З дополнительно выполнен цилиндрический поясок с радиусом не менее наи. большего радиуса базовой поверхности, а контробразец выполнен в виде двух электрически изолированных друг 35 от друга дисков.

На фиг. 1 изображена схема предлагаемого узла трения; на фиг. 2 разрез A-А на фиг. 1.

Узел трения содержит образец 1 40 с базовой поверхностью 2, разделен-. ной пазами 3 на участки, и с цилиндрической поверхностью 4,. отделенной от базовой. поверхности кольцевым пазом 5, а также .контробразец 6 в виде дисков 7 и 8, разделенных электроизоляционным материалом 9. Поверхность 2 на каждом из участков имеет переменный радиус и может быть выполнена, например, по спирали Архимеда. узел трения работает следующим образом.

Образец 1 прижимают к контробразцу б и .приводят во вращение. К образцу и диакам контробразца подключают электрические измерители (не показаны), сигнал которых пропорционален толщине смазочного слоя. При этом толщина смазочиого слоя между базовой поверхностью и диском 8 контробразца изменяется в соответствии с законом изменения радиуса кривизны базовой поверхности. Сопоставлением.изменения сигнала и зазора (толщины смазочной пленки) по мере вращения образца может быть протарирован измеритель. При испытаниях цилиндрическая поверхность 4 обеспечивает постоянство расположения базовой поверхности 2 относительно контробразца б.

При изменении скорости скольжения образцов на поверхности образца и контробразца возникает гидродинамический слой смазки, который может быть измерен сопоставлением диаграмм сигнала измерителя, подключенного между образцом и диском 7 контробраэца.

При длительных испытаниях по мере изнашивания цилиндрической поверхности 4, а затем и наиболее близкой к нему части базовой поверхности 2 происходит изменение сигнала измерителя, пропорциональное величине износа. Сопоставлением сигналов или их диаграмм до изнашивания и после определяется величина износа образцов.

Таким образом, предлагаемяй узел трения обеспечивает постоянное взаимное базирование образца и контробразца даже при их изнашивании, что позволяет повысить точность измерений толщины смазочных слоев при различных режимах испытаний.

1O2322S бие.8

Составитель В. Шйинев

Редактор М. Келемеш Техред K. Кастелевич Корректор A. - IIoax

Заказ 4201/28 Тираж 873 Подписнее

ВИИИНИ Государственного комитета СССР

113035„ Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Узел трения для исследования толщины смазочных пленок при испытаниях Узел трения для исследования толщины смазочных пленок при испытаниях Узел трения для исследования толщины смазочных пленок при испытаниях 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх