Храповой аварийный останов

 

OllNСАНИЕ < 941

Союз Советских, Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.12.80 (21) 3222283/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

F 16 D 71/04

Гооударственнык комнтет

СССР

Опубликовано 07.07.82. Бюллетень №25

Дата опубликования описания 17.07.82 (53) УДК 62-592 (088.8) по делам нзооретеннй н открытий (72) Автор изобретения

Г. Я. Лехах

Ф !

Специализированное конструкторское бюро экскалаторостроенйя"- (7l) Заявитель (54) ХРАПОВОЙ АВАРИЛНЫй ОСТАНОВ

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к храповым устройствам грузоупорных аварийных тормозов эскалаторов и пассажирских наклонных конвейеров.

Для обеспечения безопасной эксплуатации эскалаторов и пассажирских конвейеров они должны быть оснащены аварийными грузоупорными тормозами, расположенными на главном валу эскалатора и останавливающие его в случае поломки передачи и самопроизвольного разгона или реверсирования эскалатора.

Известна конструкция тормоза, в котором предусмотрено храповое устройство, включающее однозубую собачку и храповое колесо, с помощью которого осуществляется торможение и останов эскалатора. Для растормаживания эскалатора и приведения тормоза в готовность к последующему торможению аварийный тормоз снабжен растормаживающим устройством (1).

Недостатком этой конструкции является ее сложность, определяемая наличием двух независимых устройств — стопорного и растормаживающего.

Известно также храповое устройство, использ, ...ое в аварийном тормозе эскалатора, который снабжен храповым колесом, имеющим растормаживающие и затормаживающие зубья, и подпружиненной двузубой собачкой, один зуб которой является стопорным — затормаживающим, а другой — расторм аживающим (2) .

Однако и этой конструкции присущи следующие недостатки.

С целью исключения самопроизвольного разгона лестничного полотна до включения стопорного устройства, время срабатывания последнего доводится до 0,05 с. Поскольку собачка очень массивная (на нее действует сила до 30 т), то для достижения такого времени срабатывания приходится ставить пружину, воздействующую на двузубую собачку усилием до 200 кгс. Взводится такая пружина вручную с помощью съемного рычага длиной 800 мм. При этом усилие на рычаге достигает,30 кгс, что является затруднительным для обслуживающего персонала.

Растормаживание аварийного тормоза эскалатора производят следующим образом.

Реверсируют эскалатор, т. е. включают его

941754 на подъем, затем съемным рычагом взводят двузубую собачку до положения, когда растормаживаюший зуб собачки западает за растормаживаюший зуб храпового колеса.

После полного растормаживания, т. е. возвращения аварийного тормоза в исходное положение, эскалатор включают на спуск, чтобы вывести зуб собачки из-под зуба храповика. Одному человеку выполнить эти операции невозможно и для возвращения аварийного тормоза в исходное положение требуется два человека, что также является недостатком конструкции.

Цель изобретения — улучшение условий эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что храповой аварийный останов, содержащий храповое колесо, установленное с возможностью реверсивного углового перемещения, подпружиненную двуплечую собачку с зубьями на каждом из плеч, а также привод перемещения собачки, связанный с одним из ее плечей, снабжен фиксатором в виде шарнирно закрепленного на плече, связанном с приводом подпружиненного кулачка, на боковой поверхности зуба этого же плеча выполнен выступ, ограничивающий перемешение собачки в рабочем положении,а упомянутый кулачок установлен с возможностью взаимодействия с выступом.

На фиг. 1 представлен храповой останов, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. I.

Храповой аварийный останов содержит храповое колесо 1 с зубьями 2, размещенное на главном валу эскалатора (не показан), двуплечую собачку. 3, расположенную на оси

4 с возможностью поворота. На каждом из плечей собачки выполнены зубья 5 и 6. Собачка 3 соединена со штоком 7 пружиной 8 и спускным курком 9. На зубе 5 собачки 3 размещен кулачок 10 с ручкой 11, выполненный на оси 12, установленной с возможностью поворота в зубе 5 собачки 3. Кулачок IO подпружинен возвратной пружиной

13 кручения таким образом, что его контур не выходит за пределы торца собачки 3, т. е. рабочей кромки 14 зуба 5. На боковой поверхности зуба 5 в плоскости вращения кулачка 10 выполнен выступ 15. Каждый зуб

2 храпового колеса I имеет упоры 16 и 17.

В случае самопроизвольного разгона или реверсирования лестничного полотна главный вал машины с храповым колесом 1 начинает вращаться (направление вращения указано сплошной стрелкой) . Специальный датчик через электромагнитное устройство (не показаны) воздействует на курок 9, и пружина 8 толкает шток 7 и двуплечую собачку 3 с зубом 5 в сторону храпового колеса I. Зуб 5 собачки 3 заскакивает за упор 16 зуба 2 храпового колеса 1, и происходит

45 плавное грузоупорное торможение и останов эскалатора, ось которого связана с храповым колесом 1.

Для возвращения аварийного тормоза в исходное положение необходимо на малой скорости (эскалатор имеет малую скорость

0,04 м/с для проведения ремонтно-ревизионных работ), нажав на кнопку «Подъем», запустить машину (направление указано пунктирной стрелкой). Далее с помошью ручки

11 поворачивают кулачок 10 в положение, указанное пунктиром. При этом кулачок 10 оказывается зажатым между точкой а упора 17 ближайшего зуба 2 храповика 1 и, выступом 15. Собачка 3 начинает поворачиваться на оси 4 против часовой стрелки до тех пор, пока ее зуб 6 не переместится в направлении храпового колеса 1. Далее упор

17 соответствующего зуба 2 храпового колеса 1 доводит зуб 6 до положения, в котором он контактирует с храповым колесом 1. При этом пружина 8 сжата усилием привода, а освободившийся кулачок 10 под воздействиet пружины 13 возвращается в исходное положение. После окончания растормаживания аварийного тормоза кнопкой «Спуск» машина подается примерно на 50 мм, зуб

6 выходит из-под упора 17 и ш:ок 7 зашЕлкивается на курок 9. Маши а вновь готова к работе.

Использование храпового аварийного останова позволит сократить количество обслуживаюшего персонала, так как упростятся условия его эксплуатации.

Формула изобретения

Храповой аварийный останов, содержаший храповое колесо, установленное с возможностью реверсивного углового перемещения, подпружиненную двуплечую собачку с зубьями на каждом из плеч, а также привод перемещения собачки, связанный с одним из ее плечей, отичающийся тем, что, с целЬю улучшения условий эксплуатации, он снабжен фиксатором в виде шарнирно закрепленного на плече, связанном с приводом, подпружиненного кулачка, на боковой поверхности зуба этого же плеча выполнен выступ, ограничивающий перемещение собачки в рабочем положении, а упомянутый кулачок установлен с возможностью взаимодействия с выступом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Олейник А. М., Поминова И. Н. Эскалаторы. М., «Машиностроение», 1973, с. 101—

105, рис. 44 — 45.

2. Упор аварийного тормоза. Рабочий черт. СКБЭ № Т-11483 СБ. Утв. 1976 (прототип).

941754

ВидА

Составитель Е. Ахматова

Редактор А. Шишкина Тех ред А. Бойкас Корректор А. Ференц

Заказ 4803/26 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и оч крытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Храповой аварийный останов Храповой аварийный останов Храповой аварийный останов Храповой аварийный останов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам стопорения нагруженных валов

Изобретение относится к испытательной технике ,в частности, к фрикционным стопорным механизмам для стендов-имитаторов дорожных неровностей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах, где необходима остановка со стопорением вращающегося вала при перегрузках или при отключении привода, например при аварийных ситуациях, независимо от направления крутящего и тормозного моментов машин
Наверх