Способ измерения шероховатости поверхности

 

СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ШЕРОХОВАт тести ПОВЕРХНОСТИ, заключающийся в том, что возбужда)от переменное электромагнитное поле в пространстве OKOI ло этой поверхности посредством подачи на нее напряжения переменного тока несущей частоты и регистрируют измеряемый электрический сигнал, по одному из параметров которого определяют шероховатость, о т л и ч а ющ и и с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей способа путем контроля двух трущихся поверхностей без их предварительной разборки, пространство между трущимися поверхностями заполняют жидкостью со стабильной диэлектрической проницаемостью, жидкость электризуют путемвзаимного относительного перемещения трущихся поверхностей, а в качестве параметра измеряемого СП сигнала для определения шероховатости используют частоту. / / / / II «:

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СО(.(ИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) 3(5D G 01 В 7/34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (° » t

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИИ И OTHPblTHA

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВЪГ (21) 3452554/25-28 .(22) 1.5.06.82 (46) 07 ° 10.83. Бюл. 9 37 (72) В. В. Костюк, С.Н. Костюк-Литвиненко, В.Т. Адамчук и В.М..Криворотько (71) Проектно-конструкторское бюро

Главного управления речного флота при Совете Министров Украинской ССР (53) 621.317.39:531.71(088.8) (56) 1. Руководство по пользованию профилограф-профилометром (Мод.201).

М., 1966.

2. Авторское свидетельство СССР

В 482617, кл. G 01 В 7/34, 1972 (прототип). (54)(57) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ МЕРОХОВА

ТОСТИ ПОВЕРХНОСТИ, заключающийся в том, что возбужда10т переменное электромагнитное поле в пространстве око ло этой поверхности посредством подачи на нее напряжения переменного тока несущей частоты и регистрируют измеряемый электрический сигнал, по одному из параметров которого определяют шероховатость, о т л и ч а юшийся тем, что,. с целью расширения функциональных возможностей способа путем контроля двух трущихся поверхностей без их предваритель-.. ной разборки, пространство между трущимися поверхностями заполняют жидкостью со стабильной диэлектрической проницаемостью, жидкость электризуют путем. взаимного относительного перемещения трущихся поверхностей, ф а в качестве параметра измеряемого сигнала для определения шероховатости используют частоту.

С:

1046605

ВНИИПИ Заказ 7712/40 Тираж 602 Подписное

Филиал ППП"Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано, в частности, для контроля шероховатости сопряженных прецизионных поверхностей плунжерных пар топливных насосов высокого давления дизельных или других двигателей внутреннего сгорания при их изготовлений, эксплуатации и ремонте.

Известен способ измерения шероховатости, основанный на принципе ощу- 10 пывания исследуемой поверхности алмазной иглой с малым радиусом закруг ления и преобразования колебаний иглы в изменения напряжения индуктивным способом jlj . 15

Недостатком способа являются его ограниченные функциональные возможности, так как при измерении шероховатости необходима разборка контролируемого узла перед замером, многократные установки и переустановки алмазной иглы при обеспечении постоянства условий измерения.

Наиболее близким по. технической сущности к предлагаемому является способ измерения шероховатости по-, верхности, заключающийся в том, что возбуждают переменное электромагнитное поле в пространстве около этой поверхности посредством подачи на нее напряжения переменного тока несущей частоты и регистрируют измЕряемый электрический сигнал, по одному из параметров которого (величине напряжения) путем .соответствующей обработки сигнала определяют шерохова- З5 тость контролируемой поверхности (2) .

Недостатками известного способа являются невозможность проведения измерений в сопряженных .парах трения и наличие большого числа функциональ.49 ных элементов схемы обработки измеренного сигнала, что ограничивает функциональные возможности (области применения) способа.

Целью изобретения является расши- 45 рение функциональных возможностей способа путем контроля двух трущихся поверхностей беэ их предваритель.ной разборки.

Поставлеиная цель достигается тем, что согласно способу измерения шероховатости поверхности, заключающемуся в том,.что возбуждают переменное электромагнитное поле в пространстве около этой поверхности посредством подачи на нее напряжения 5 переменного тока несущей частоты и регистрируют измеряемый электрический сигнал, по одному из параметров которого определяют шероховатость, пространство между -трущимися поверхностями заполняют жидкостью со стабильной диэлектрической проницаемостью, жидкость электризуют путем взаимного относительного перемещения трущихся поверхностей, а в качестве параметра измеряемого сигнала для определения шероховатости используют частоту.

На чертеже представлена схема установки для осуществления способа.

Установка содержит генератор 1 напряжения переменного тока несущей частоты,fq, возбуждающий переменное электромагнитное поле в пространстве между двумя контролируемыми поверхностями: плунжером 2 и втулкой 3.

Зазор между ними заполнен жидкостью

4 со стабильной диэлектрической проницаемостью, например, бензолом.

Около одного из торцов втулки 3 коаксиально установлен излучатель 5, подключенный к генератору 1. Между втулкой 3 и плунжером 2 включен частотомер б, предназначенный для конт-. роля измеряемого сигнала по частоте.

Способ измерения шероховатости осуществляют следующим образом,.

Подключают контролируемые пары трущихся поверхностей по схеме, изображенной на чертеже, заполняют зазор между плунжером 2 и втулкой 3 пары трения жидкостью 4 (бензолом). Приводят плунжер 2 в движение, благодаря чему происходит электризация жидкос- ти. Частота f измеряемая частотомером 6, является функцией шероховатости трущихся поверхностей пары трения и тем меньше отличается от несущей частоты 1О, чем больше шероховатость контролируемых трущихся по. верхностей.

Таким образом, информативньм параметром при осуществлении способа является частота измеренного сигнала, которая достаточно просто и точно контролируется с помощью стандартных приборов — частотомеров. С помощью тарировочных кривых, связывающих частоту т измеряемого сигнала с шероховатостью контрольных поверхностей с известной шероховатостью, определенной, например, стандартным профилометром-профилографом, определяют шероховатость контролируемой пары трения без ее предварительной разборки.

Способ измерения шероховатости поверхности Способ измерения шероховатости поверхности 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам обнаружения движения активного устройства относительно поверхности для управления работой этого устройства при обработке поверхности

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано в машиностроении для контроля шероховатости поверхности электропроводных изделий, например, из нержавеющей стали в процессе электролитно-плазменной обработки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при активном контроле шероховатости поверхности детали в процессе ее обработки преимущественно на станках токарной группы

Изобретение относится к области материаловедения, точнее к исследованию поверхностной структуры кристаллов и пленок в мезоскопическом диапазоне размеров методом атомно-силовой микроскопии и прецизионному инструментарию для научных и производственно-технологических исследований

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам измерения с помощью сканирующего зондового микроскопа (СЗМ) рельефа, линейных размеров и других характеристик объектов, преимущественно в биологии, с одновременным оптическим наблюдением объекта в проходящем через объект свете

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для оценки микрогеометрии поверхности детали и абразивного инструмента

Изобретение относится к области сканирующей зондовой микроскопии, а именно к способам измерения характеристик приповерхностного магнитного поля с применением сканирующего зонда (атомно-силового микроскопа, магнитосилового микроскопа)

Изобретение относится к транспортной измерительной технике и предназначено для использования при измерении ускорения автомобиля в системе электронного управления двигателем
Наверх