Устройство для регулирования вентильного электропривода

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (И) зсмк Н 02 Р 5/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H ABTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3482684/24-07 (22) 24.06.82 (46) 15.10.83, Бюл, N 38 (72) Е.А.Устинов и В.В.Попов (53) 621.316,718.5(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

N 661702, кл, Н 02 Р 5/06, 1979, 2. Тиристоры. Технический справочник. M., "Энергия", 1971, с.242. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВЕНТИЛЬНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА, содержащее трансформатор с одной обмоткой опорного напряжения и двумя вторичными силовыми обмотками, соединенными последовательно, общая точка которых подключена к одному выводу электродви гателя, второй вывод которого связан с катодами двух тиристооов, подключенных анодами соответственно ко вторым выводам вторичных силовых обмоток трансформатора, первая схема формирования отпирающих импульсов, выход которой соединен с управляющим электродом первого тиристора, о т л ич а .ю щ е е с я тем, что, с целью расширения диапазона регулирования скорости, в него дополнительно введен тахогенератор, вал которого сочленен с валом электродвигателя, схема коррекции нулевого уровня опорных напряжений, вторая схема формирования отпирающих импульсов, блок управления, а трансформатор снабжен второй обмоткой опорного напряжения, при этом один вход блока управления соединен с вторым выводом электродвигателя, а другой - с тахогенератором, соединенным также с одним входом схемы коррекции нулевого уровня опорных напряжений, второй вход которой соединен с выводами двух обмоток опорных напряжвний трансформатора, выходы схемы коррекции нулевого уровня опорных напряжений соединены соответствен но со входами первой и второй схемы формирования отпирающих импульсов, вторые входы которых соединены с выходами блока управления, а выход второй схемы формирования отпирающих им( пульсов соединен с управляющим электродом второго тиристора.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к автоматизирован" ному электроприводу, и может быть использовано в устройствах для регулирования электроприводом постоянного тока подъемно-транспортных и других механизмов.

Известно устройство для регулирования вентильным электроприводом, содержащее тиристорный преобразователь 1С с системой импульсно-фазового управ" ления,- тахогенератор; вал которого сочленен с валом электродвигателя, регуляторы тока и скорости (1)

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство, содержащее трансформатор, с одной обмоткой опорного напряжения и двумя-вторичными силовыми об" мотками, соединенными последователь- 2п но, общая точка которых подключена к одному выводу электродвигателя, второй вывод которого соединен с катода" ми двух тиристоров, подключенных анодами соответственно ко вторым выво- 25 дам вторичных силовых обмоток трансформатора, первая схема формирования отпирающих импульсов, выход которой соединен с управляющим электродом первого тиристора f2)

Недостатком известных устройств является ограниченный диапазон регулирования злектропривода в режиме торможения противовключением, так как при постоянном управляющем сигнале в

35 режиме торможения противовключением угол отпирания тиристоров остается постоянным,, При угле регулирования равном 180, при котором тиристоры должны быть заперты, между анодом и катодом каждого тиристора действует. отличное от нуля напряжение, равное . ДС электродвигателя. Это напряжение вызывает протекание в якоре электродвигателя нерегулируемого тормозного тока.

Целью изобретения является расаирение диапазона регулирования скорости, Поставленная цель достигается тем, что в устройство для регулирования вентильного электропривода, содержащее трансформатор с одной обмоткой опорного напряжения и двумя вторичными силовыми обмотками, соединенными последовательно, общая точка которых подключена к .одному выводу электродвигателя. второй вывод которого свя.

=-a с катодами двух тиристоров, подключенных анодами соответственно ко вторым выводам вторичных силовых обмоток трансформатора„ первая схема формирования отпирающих импульсов, выход которой соединен с управляющим электродом первого тиристора, дополнительно введены тахогенератор, вал которого сочленен с валом электродвигателя, схема коррекции нулевого уровня опорных напряжений, вторая схема формирования отпирающих импульсов, блок управления, а трансформатор снабжен второй обмоткой опорного напряжения, при этом один вход блока управления соединен с вторым выводом

;электродвигателя, а другой - с тахо генератором, соединенным также с одним входом коррекции нулевого уровня опорных напряжений, второй вход которой соединен с выводами указанных обмоток опорных напряжений трансформатора, выходы схемы коррекции нулевого уровня опорных напряжений соединены соответственно со входами первой и второй схемы формирования отпира.ощих импульсов, вторые входы

1 которых соединены с выходами блока управления, а выход второй схемы формирования отпирающих импульсов соединен с управляющим электродом второго тиристора.

На фиг.1 приведена принципиальная схема устройства для регулирования вентильного злектропривода; на фиг.25 и зображены диаграммы напряжений. устройство для регулирования вентильного электропривода содержит трансформатор 1 с. обмоткой 2 опорного напряжения и вторичными силовыми обмотка" ми 3 и 4, =îåäèíåííûìè последовательно, общая точка которых подключена к одному выводу электродвигателя 5, второй вывод которого связан с катодами тиристоров 6 и 7 подключенных анодами соответственно ко вторым выводам вто" ричных силовых обмоток 3 и 4, первую схему формирования отпирающих импульсов 8, выход которой соединен с управляющим электродом тиристора 6, тахогенератор Я, вал которого сочленен с валом электродвигателя 5, схему коррекции нулевого уровня 10 опорных напряжений,, вторую схему формирования отпирающих импульсов 11, блок управления 12. Трансформатор 1 имеет вторую обмотку 13 опорного напряжения.

Один вход блока управления 12. соедиветствует форме напряжений, действующих на анодах тиристоров 6 и 7.

Управляющий сигнал, поступающий с блока управления 12 на вторые входы (базы транзисторов) 41 и 4? двух схем формирования отпирающих импульсов 8 и 11 позволяют изменять угол отпирания тиристоров 6 и 7 в пределах 0-180

При работе электродвигателя 5 в режиме торможения протиеовключением, например при спускании груза или при торможении сматывающего нитевидного материала с заданным тормозным усилием, направлением вращения вала электродвигателя 5 совпадает с направлением момента, приложенного к валу, и противоположно собственному моменту двигателя 5. При этом напряжение, поступающее с тахогенератора 9, имеет положительную, полярность относительно общей шины 14. Диод 26 открыт и на базе каждого из транзисторов 17 и 18 действуют результирующие потенциалы, складывающиеся из опорных напряжений> поступающих с обмоток 2 и 13 и напряжения тахогенератора 9, поступающего через резисторы 20 и 22. Между анодом и катодом каждого из тиристоров 6 и 7 приложены суммарные напряжения Ug, 0-> (фиг.2), складывающиеся из напряжений вторичных силовых обмоток 3 и 4 и собственной электродвижущей силы F> (фиг,4) электродвигателя 5.

Величина напряжения U тахогенера9 тора 9 изменяется прямопропорциональ" но величине электродвижущей силы Е электродвигателя 5.

Напряжение U< тахогенератора 9 вызывает смещение нулевого уровня опорных напряжений пропорционально величине электродвижущей силы Е электродвигателя

Форма напряжений, действующих на базах транзисторов 17 и 18, а следовательно, и опорных напряжений U g, Ug, поступающих на первые входы схем

Формирования отпирающих импульсов 8 и 11, повторяют форму напряжений Ug и ОТ, действующих на анодах тиристоров 6 и 7 относительно общей шины 14 во всем диапазоне регулирования частоты вращения электродвигателя 5.

3 1048558 нен с выводом электродвигателя 5, а другой вход - с тахогенератором 9, соединенным также с одним входом схемы коррекции нулевого уровня 10, второй вход которой соединен,с выводами обмоток 2 и 13, а выходы - соответственно со входами схем формирования отпирающих импульсов 8 и 11, вторые входы которых соединены с выходами блока управления 12. Выход схемы фор- о

1 мирования отпирающих импульсое 11 соединен с управляющим электродом тиристора 7. Электродвигатель 5 соединен с общей точкой катодов тиристоров 6 и 7 общей шиной 14 через токойзмерительный шунт 15. Трансформатор 1 имеет первичную силовую обмотку 16.

Схема коррекции нулевого уровня

10 опорных напряжений содержит транзисторы 17 и 18 типа п-р-п, резисторы 19-24, источник питания 25 и доид 26.

Схемы формирования отпирающих импульсов 8 и 11 собраны на резисторах 27-36, конденсаторах 37 и 38, однопереходных транзисторах (двухбазовых диодах) 39 и 40 и транзисторах

41 и 42 типа р-п-р.

Устройство работает следующим об- зо разом.

При работе электродвигателя 5 е двигательном режиме, например при подьеме груза или наматывании нитевидного материала на барабан с задан- З5 ным натяжением, направление вращения вала электродвигателя 5 совпадает с его собственным моментом и противоположно направлению момента, приложенного к валу. При этом напряжение 40 поступающее с тахогенератора 9, имеет отрицательную полярность относительно общий шины 14. Диод ?6 заперт. На базы транзисторов 17 и 18 через резисторы 21 и 23 относительно общий 45 шины 14 поступают опорные напряжения с обмоток 2 и 13. Транзисторы 17 и

18 и резисторы 19 и 24 образуют каскады эмиттерных повторителей, Потенциалы на эмиттерах транзисторое 17 и 18 повторяют форму положительных полусинусоид опорных напряжений.

С эммитеров транзисторов 17 и 18 опорные напряжения относительно общей шины 14 поступают на первые входы (резисторы 27 и 36) двух схем формирования отпирающих импульсов 8 и 11. Форма опорных напряжений соотОпорные напряжения, поступающие на входы схем формирования отпирающих импульсов Я и 11 ограничиваются напряжениями Uy> и 041 стабилитронов 43 и 44 (фиг.3 и фиг.5) и осущест вляют синхронизацию от пирающих импульсов с напряжением сети. Тран. зисторы 41 и 42 р-и-р типа являются генераторами тока, через которые осуществляется заряд конденсаторов 37 и 38. Заряд конденсаторов 37 и 38 начинается с приходом соответствующих импульсов опорного напряжения и продолжается до напряжения отпирания однопереходных транзисторов 39 и 40, После отпирания однопереходных транзисторов 39 и 40 происходит разряд конденсаторов 37 и 38 через резисторы 28 и 29 и 33 и 35. При этом на управляющие электроды тиристоров 6 и

7 поступают отпирающие импульсы через резисторы 30 и 28 и 34 и 35.

Время появления отпирающих импульсов определяется величной зарядных токов конденсаторов 37 и 28, которые в свою очередь зависят от базовых токов транзисторов 41 и 42, Блок управления 12 управляет величиной базовых токов транзисторов

41 и 42, а следовательно, и углом отпирания тиристоров 6 и 7.

Нв фиг.2 и 4 изображены графики напряжений Ug и От, действующих на анодах тиристоров 6 и 7 относительно общей шины l4 в режиме торможения про

048558 Ь тивовключением. На фиг.3 и 5 изображены графики опорных напряжений U y и U2g, действующих на первых входах схем формирования отпирающих импуль5 сов 8 и II относительно общей шины 14 в режиме торможения противовключением.

Наличие B устройстве токоизмерительного шунта 35, напряжение с которого подается на один из входов блока управления 12, позволяет осуществлять токоограничение в режиме стабилизации скорости вращения вала электродвигателя 5, а также управление .током якоря электродвигателя в режиме стабилизации момента на валу электродвигателя. Для обеспечения режима стабилизации скорости вращения вала электродвигателя 5 используется сигнал тахогенератора 9, поступающий на второй вход блока управления f2, Таким образом, при постоянном управляющем сигнале в режиме торможения противовключением угол поджига ти" ристоров не остается постоянным, а иэ. меняется в зависимости от изменения величины ЭДС электродвигателя, компенсируя тем самым изменение тока якоря электродвигателя. Это позволяет увеличить диапазон регулирования

-З0 электропривода, 1048558 048558

Составитель Ю, Воробьев

Редактор T.Êîëá Техред Т,Маточка Корректор A.Повх

Заказ 79М/58 Тираж 687 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для регулирования вентильного электропривода Устройство для регулирования вентильного электропривода Устройство для регулирования вентильного электропривода Устройство для регулирования вентильного электропривода Устройство для регулирования вентильного электропривода Устройство для регулирования вентильного электропривода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх