Электродвигатель со встроенным тормозом
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ СО ВСТРОЕННЫМ ТОРМОЗОМ, содержащий I установленный на валу ротора якорь, поцЩружвненный т фмозной пружиной диск и связываюшее вх компенс1фуюшее взнос тормозных поверхностей устройство, ОТЛИЧАЮЩЕЙСЯ тем, что, с целью упрощенш конструкции, KOMneiiсаруюшее устройство выполнено в виде подпружиненных рычагов взаимодействующих каждый наружным концом с конической поверхностью дсШолнительво введенного кольца, аакрепленного на тормозном диске, а шхутренням концом взаимодействующих с тqpцoвoй поверхностью дополнительно введенной гайки, механически связанной с якорем, и в каждом рычаге выполнена криволинейная прорезь, в кoтqpoй свободно установлена ось, закреш1енн1ая иа валу рото-, ра.,
(19) ()1)
СОКИ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
Зсю 8 02 К 7/102
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
fl6 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИИ
f
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ""; :-,-. /
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ .(54)(57) ЭЛИСтРОДВИГАТЕЛЬ СО ВСТРОЕННЫМ ТОРМОЗОМ, содержащий
1, установленный на валу ротора якорь, под .аружиненный тормозной пружиной диск
3> (21). 347,3377/24-07 (22) 21.07.82 (46) 23.11.83. Бюл. М 43 (72) . В. В. Гладков (7 1) Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро электриче ских машин Завода Сибэлектромотор" ! (53) 621.313.333-592.35(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
° l4 389328, кл. F 16 D 53/38, 1970.
2.. Авторское свидетельство СССР М 501221, кл Р 16Х) 65/38, 1972, н свяэывщощее их компенсирующее износ тормозных новерхностей устройство, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью упрощения конструкции, «омпец= сируккцее устройство выполнено в виде пбдпружиненных рычагов, взаимодействующих каждый наружным концом с конической поверхностью дополнительно вве денного кольца, закрепленного на тормозном диске, а внутренним концом взаимодействующих с торцовой поверх» ностью дон<мнительно введенной гайки, механически связанной с якорем, и в каждом рычаге выполнена криволинейная прорезь, в которой свободно установлена ось, закрепленная на валу рото-, ! ра.
1056374
Изобретение относится к машиностроению.
Известен встроенный тормоз электродвигателя, содержащий установленный на валу ротора якорь, подпружиненный 5 тормозной пружиной диск и связывавшее ик компенсирующее устройство, выполненное в виде разжимной цанги и тяги, установленных в полости вала (1) .
Однако такое выполнение компенси», !О рующего устройства громоздко и сложно в изготовлении.
Известен также встроенный тормоз электродвигателя, содержащий установленный, на валу ротора якорь, подпру- 35 жиненный тормозной пружиной диск и связывающее нх компенсирующее устройство, выполненное в виде свободно установленного на валу стакана с крышкой и проходящих через их торцовые отвер- 2р стия подпружиненных тяг, каждая из которых имеет центральный выступ, взаимодействующий с внутренней кромкой отверстия крышки и оси на концах, свободно установленных соответственно 25 в криволинейной прорези, выполненной в якоре, и в отверстии, выполненном в диске (2j .
Однако применение известной конструк- ции в случае расположения тормоза снаружи (за подшипником) практически невозможно, так как требуется размещение тяг вдоль продольной оси двигателя, увеличение аксиальных размеров компенсирующего устройства и двигателя З5 в целом.
Целью изобретения является упрощение конструкции компенсирующего . устройства н уменьшение габаритов.
Для достижения этой цели в электро- 4О двигателе со встроенным тормозом, содержащем установленный на валу ротора якорь, подпружиненный тормозной пружиной диск и связывающее их компенсирующее износ тормозных поверхнос-» 45 тей устройство, компенсирующее устройство выполнено в виде подпружиненных рычагов, взаимодействующих каждый наружным концом с конической поверх- . ностью дополнительного введенного коль- 50 ца, закрепленного на тормозном диске, а внутренним концом взаимодействующих с торцовой поверхностью дополнительно введенной гайки, механически связанной с якорем, и в каждом рычаге выполнена 55 криволинейная прорезь, в которой свободно установлена ось, закрепленная на валу ротора.
На фиг. l показан предлагаемый тор- моз, продольный разрез; на фиг: 2— схема работы компенсирующего устройства.
На валу 1 электродвигателя (фиг.1) находится якорь 2, тормозной диск 3, имеющие возможность аксиального перемещения по. валу. Якорь 2 через палец 4, тягу 5, нажимную гайку 6, рычаг 7 механически связан с кольцом 8, закреп-. ленным шпильками 8 на тормозном диске 3. Тормозные пружины 10 одним концом упираются в шайбу 11, закреп-, ленную на валу 1 посредством пружинно го кольца 1Ы, а другим концом - в тормозной диск 3 и прижимают его вместе с наклеенной на него тормозной накладкой 13 к тормозному конусу 14, являющемуся одновременно шитом электродвигателя. Рычаг 7 имеет криволинейную прорезь 15, в которую входит, кольцевая ось 16, закрепленная на валу
1. 8 специальные углубления рычагов вставлено распорное кольцо 17.
Встроенный тормоз работает следую щим образоме
При включении электродвигателя якорь 2 под действием магнитных сил притягивается к торцовой поверхности ротора и смещается влева на величину зазора A.. При этом одновременно с яко- рем через палец 4, тягу 5 и рычаг 7 тормозной диск 3 смешается Вправо., отходя от тормозного конуса 14. Ротор двигателя растормаживается. При атом очевидно, что по мэре износа тормозных накладок 13 и тормозног о конуса 14 диск 3 смешается все далыце влево (фы; 2). Одновременно с износом торl мозных накиадок и со смещением тормозного диска 3 влево происходит разворот рычага 7 на угол 4 (на фиг. 2 показан максимальный угол К ) и смещение выступа Ь вдоль кромки кольца 8, а выступа 8 — вдоль торца нажимной гайки 6. Такое движение рычага 7 позволяет при смещении кольца 8 на величйну 3 (величина износа тормозных поверхностей) сохранить исходное аксиальное положение нажимной гайки 6, т.е. компенсировать износ тормозных поверхностей с сохранением начального зазора 0 между якорем и торцом ротора.
При включении двигателя за счет притяжения якоря гайка 6 нажимает на выступ b рычага 7 и поворачивает его вокруг оси 16, отодвигает выступом о
3 108 кольцо 8 и связанный с ним шпильками .
9 тормозной диск 3. На выступе b " из-за большого тягового усиляя возни«ает сила трения, которая препятствует проскальзыванию sbtcT A ВдОль торца гайки 6, и поэтому практически весь ход якоря преобрчзуется в аксиальный. ход тормозного диска 3. Когда же рычаг 7 поворачивается вследствие износа тормозных накладок (при отключении 10 двигателя), то сипы трения на выступе Ъ незначительны, твк KKK ЯКОрь Не
6374 4 притянут и рычаг 7 легко поворачивается вокруг оси 16 и частично проскаль зывает прорезью 15 по оси 16, в выступом 5 по торцу гайки 6.
Таким образом, предлагаемая конст-. рукция встроенного тормоза позволяет сократить аксивльные размеры компенсирую|пего устройства и все:о тормоза в целом и упростить ere конструкцию> особенно при наружном расположении тормоза.
Составитель A Фецутнева
Редактор А. Шишкина Техред М.Тепер Корректор| В.Вутяга
Заказ 9329/51 Тираж 687 nagascaoe
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113038, Москва, Ж-35, Рву|нская иаб., д. 4/5 .
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная 4