Электрическая машина с газовым охлаждением

 

1. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ, содержащая корпус с встроенными газоохладителями , вентиляторы с камерами разряжения и нагнетания, ротор с обмоткой с непосредственным охлаждением с чередующимися по длине ротора зонами забора холодного газа через заборники и зонами выброса иЦ1Ш горячего газа через дефлекторы, сердечник статора с радиальными вентиляционными каналами, подразделенный вместе с пространством между корпусом и сердечником по всей активной длине в тангенциальном направлении на четное число секторов, поочередно сообщ-ающихся с разноименными камерами вентиляторов и статорную обмотку, пазовая часть которой закреплена пазовыми клиньями, отличающаяся тем, что, с целью повыщения эффективности охлаждения, в зазоре между сердечником статора и ротором , в секторах, непосредственно соединенных с камерами нагнетания, обращенных к зонам ротора, расположенным между заборниками и дефлекторами, установлены перегородки. Ф 2. Мащина по п. 1, отличающаяся тем, что перегородки закреплены на пазовых (Л клиньях статора, в которых выполнены выступы с прямоугольными пазами в тангенциальном направлении. о Ol 05 со --) ел 2 11 Фмг.У иии1 Ц

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК з ц Н 02 К 9/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,"

К

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

g 2о 10 1

Я

125 7 сРиг,2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3480554/24-07 (22) 13.08.82. (46) 23.11.83. Бюл. № 43 (72) Г. М. Хуторецкий, И. А. Пригоровский, А. Д. Игнатьев, А. В. Андреев, Э. И. Гуревич и И. Ф. Филиппов (71) Ленинградское электромашиностроительное объединение «Электросила» им. С. М. Кирова (53) 621.313.713 (088.8) (56) 1. П ате нт Ан гл ии № 173245, кл. Н 2А, 1969.

2. Авторское свидетельство СССР № 568117, кл. Н 02 К 9/08, 1977. (54) (57) 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ, содержащая корпус с встроенными газоохладителями, вентиляторы с камерами разряжения и нагнетания, ротор с обмоткой с непосредственным охлаждением с чередующимися по длине ротора зонами забора холодного газа через заборники и зонами выброса

„„SU„„1056375 А горячего газа через дефлекторы, сердечник статора с радиальными вентиляционными каналами, подразделенный вместе с пространством между корпусом и сердечником по всей активной длине в тангенциальном направлении на четное число секторов, поочередно сообщающихся с разноименными камерами вентиляторов и статорную обмотку, пазовая часть которой закреплена пазовыми клиньями, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, в зазоре между сердечником статора и ротором, в секторах, непосредственно соединенных с камерами нагнетания, обращенных к зонам ротора, расположенным между заборниками и дефлекторами, устаноьлсны перегородки.

2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что перегородки закреплены на пазовых клиньях статора, в которых выполнены выступы с прямоугольными пазами в тангенциальном направлении.

1056375

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам с газовым охлаждением статора и ротора.

Известна электрическая машина с газовым охлаждением, с многоструйной радиальной вентиляцией с продольным секционированием и радиально-тангенциальной вентиляцией, с газоразделительными кольцевыми перегородками, которые монтируются на сердечнике (1).

Одна ко, кольцевые перегородки монтируются в торцовой зоне сердечника статора после заводки ротора, что усложняет монтаж генератора. Такая система не исключает некоторое перемешивание потоков горячего и холодного газа в зазоре, что не способствует эффективному охлаждению ротора.

Наиболее близкой к изобретению является электрическая машина с газовым охлаждением, содержащая корпус с встроенными газоохладителями, вентиляторы с камерами разряжения и нагнетания, ротор с обмоткой с непосредственным охлаждением с чередующимися по длине ротора зонами забора холодного газа через заборники и зонами выброса горячего газа через дефлекторы, сердечник статора с радиальными вен: тиляционными каналами, подразделенный вместе с пространством между корпусом и сердечником по всей активной длине в тангенциальном направлении на четное число секторов, поочередно сообщающихся с разноименными камерами вентиляторов, и статорную обмотку, пазовая часть которой закреплена пазовыми клиньями.

Зазор между сердечником статора и ротором перекрыт по торцам газоразделительными кольцевыми перегородками для разобщения по газовому потоку зазора и камер разряжения. Ротор выполнен с диагональной системой охлаждения с заборниками (2) .

Недостатком известного устройства является следующее. Холодный газ попадает из чередующихся секторов через вентиляционные каналы сердечника статора в зазор, где он захватывается заборниками ротора, которые чередуются по длине ротора с зонами выхода горячего газа из ротора. Если при работе генератора какая-то часть зон выхода горячего газа ротора оказывается против секторов статора, предназначенных по схеме вентиляции для прохода. подогретого газа, то подогретый ротором газ охлаждает группу секторов сердечника статора и поступает на вход вентилятора. Если же какая-то часть зон выхода горячего газа ротора оказывается против секторов, из которых в зазор поступает холодный газ, то на этих участках наблюдается перемешивание холодного и горячего газа. Так как зоны входа и выхода газа на роторе чередуются между собой, то на границах холодных участков наблюдается подогрев холодного газа. Подогретый газ в этих зонах захватывается заборниками ротора и, следовательно, снижается эффективность охлаждения обмотки ротора. В установившемся режиме наблюдается увеличение нагрева обмотки ротора в направлении к середине ротора, где температура достигает наибольшей величины.

Целью изобретения является повышение эффективности охлаждения.

Для достижения поставленной цели в электрической машине с газовым охлаждением, содержащей корпус с встроенными газоохладителями, вентиляторы с камерами разряжения и нагнетания, ротор с обмоткой с непосредственным охлаждением с чередующимися по длине ротора зонами забора холодного газа через заборники и зонами выброса горячего газа через дефлекторы, сердечник статора с радиальными вентиляционными каналами, подразделенный вместе с пространством между корпусом и сердечником по всей активной длине в тангенциальном направлении на четное число секторов, поочередно сообщающихся с разноименными камерами вентиляторов, и статорную обмотку, пазовая часть которой закреплена пазовыми клиньями, в зазоре между сердечником статора и ротором, в секторах, непосредственно соединенных с камерами

30 нагнетания, обращенных к зонам ротора, расположенным между заборниками и дефлекторами, установлены перегородки.

Причем перегородки закреплены на пазовых клиньях статора, в которых выполнены выступы, прямоугольными пазами в тангенциальном направлении.

На фиг. 1 представлена электрическая машина с газовым охлаждением по середине сектора холодного газа, сообщающегося с камерой нагнетания вентилятора, про40 дольный разрез; на фиг. 2 — поперечный разрез; на фиг..3 — крепление перегородок.

Электрическая машина содержит корпус

1 с встроенными газоохладителями 2, ротор

3, сердечник 4 статора с радиальными вентиляционными каналами 5. На роторе 3, 4 содержащем обмотку в пазовой части 6 и лобовых частях 7, установлены вентиляторы 8 с камерами нагнетания 9 и разряжения

1О. Зазор 11 между сердечником 4 статора и ротором 3 перекрыт по торцам кольцеобразеными перегородками 12 для разобщения по газовому потоку зазора и камер 10 разряжения (стрелками показано направление газового потока). Газоохладители 2 имеют выходные окна 13. В торцевых щитах 14 выполнены каналы 15 для подачи газа к лоss бовым частям 7 обмотки ротора 3 от газоохладителей 2. В торцовой зоне установлены перегородки 16. За счет установки специальных пазовых клиньев (не обозначены) 1056375 бочка ротора по длине подразделена на чередующиеся зоны входа холодного газа 17 через заборники и выхода горячего газа 18 через дефлекторы.. Пространство между сердечником 4 и корпусом 1 (фиг. 2) разделено на четное количество секторов вытяжных 19 (горячего газа) и нагнетательных 20 (холодного газа) при помощи перегородок 21, образующих вместе с вентиляционными распорками 22 в каналах 5 границы нагнетательных и вытяжных секторов статора, 40 чередующихся в тангенциальном направлении. При этом вытяжные сектора 19 сообщаются через торцовую зону машины с камерами 10 разряжения вентиляторов 8, а соседние с ними нагнетательные сектора

20 сообщаются с выходными окнами 13 " газоохладителей 2. Для разобщения разноименных секторов служат перегородки 16.

На границах зон 17 и 18 в секторах 20 холодного газа установлены перегородки 23, выполненные из эластичного изоляционного материала, например резины (точкой обозначено направление газового потока к нам, крестом — от нас). Статорный пазовый клин

24 (фиг. 3) с выступом 25 выполнен с прямоугольным пазом 26 в тангенциальном направлении относительно расточки сердечника статора для установки и крепления сегментной перегородки 23 с помощью штифта

27 и шнурового бандажа 28, что позволяет в случае необходимости заменять сегментные перегородки 23 без переклиновки пазовых клиньев статора.

Количество перегородок 23 может соответствовать количеству пазовых клиньев 24, которые устанавливаются только на границах зон забора ротором холодного газа, или может устанавливаться одна сегментная перегородка на группу клиньев 24, расположенных в одном секторе холодного газа.

Работа машины идет следующим образом.

Газ, подогретый потерями электрической машины, под действием вентиляторов 8 удаляется из торцовых зон статора и нагнетается .в газоохладители 2, откуда охлажденный газ следует в сектора 20 пространства между сердечником 4 и корпусом 1 статора. Далее, проходя через радиальные каналы 5 в нагнетательных секторах 20, газ охлаждает сердечник 4 в пределах этих секторов и поступает в зазор 11, где забирается заборниками ротора в зонах 17 заборах холодного газа и охлаждает обмотку 6 ротора, затем выбрасывается в зазор l l, где перемешивается в тангенциальном направлении в чередующихся зонах 18 горячего газа, отделенных перегородками 23, затем входит в радиальные каналы 5 в вытяжных секторах 10, проходит по ним, охлаждая сердечник в этих секторах, и поступает в пространство между корпусом и сердечником сектора 19, откуда следует аксиально к торцовым зонам машины и далее на вход вентиляторов 8. Затем газ вновь нагнетается в газоохладители 2 для повторения цикла. Часть газового потока после газоохладителей 2 ответвляется через каналы 15 и поступает под бандажные кольца для охлаждения лобовых частей 7 обмотки ротора.

Технико-экономический эффект состоит в том, что установленные перегородки 23 в секторах 20 холодного газа на границах зон забора холодного газа заборниками ротора уменьшают рециркуляцию горячего газа вдоль зазора, что обеспечит более равномерное распределение температуры ио длине ротора, увеличит эффективность охлаждения обмотки ротора и позволит снизить нагрев обмотки по сравнению с известными конструкциями.

1056375

Редактор А. Шишкина

Заказ 933!!52

Составитель А. Воинов

Техред И. Верес Корректор О. Билак

Тираж 687 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Электрическая машина с газовым охлаждением Электрическая машина с газовым охлаждением Электрическая машина с газовым охлаждением Электрическая машина с газовым охлаждением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет упростить конструкцию и обеспечить высокий уровень коэффициента полезного действия

Изобретение относится к области электротехники, а именно к роторам турбогенераторов с непосредственным газовым охлаждением обмотки возбуждения 1, проводники которой 1а, 1b, 1с, 1d расположены в пазах 2 поковки 3 ротора, закрытых пазовыми клиньями 4

Изобретение относится к генерации электрического тока системой магнитов и, в частности, касается генерации с помощью вращения непрерывного ряда магнитов через группу кольцеобразно размещенных катушек

Изобретение относится к способу и устройству для быстрого сброса давления в установке с, по меньшей мере, первой и второй частью корпуса, причем первая часть корпуса в нормальном состоянии содержит атмосферу водорода при повышенном давлении, которая отделена от внутреннего пространства второй части корпуса, причем при отказе водородного уплотнения избыточное давление водорода сбрасывают через линию быстрого спуска

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве и эксплуатации турбогенераторов и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве турбогенераторов и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к устройствам охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, касается охлаждения статора электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к крупным электрическим машинам, например, к турбогенераторам

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве генераторов электрического тока и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин
Наверх