Шпоночное соединение

 

ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ, содержащее шпонку в виде четырехугольной усеченной пирамиды с криволинейными в поперечном сечении боковыми гранями и коническим хвостовиком, вал с кольцевым пазом трапециевидного поперечного сечения и полый винт с гайкой, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности путем разгрузки резьбового соединения от восприятия силового замыкания, оно снабжено разрезной втулкой с внутренней конической поверхностью, охватываюш.ей коническую поверхность хвостовика, при этом на внутренней поверхности втулки выполнена кольцевая канавка,на наружной поверхности винта со стороны шпонки - кольцевой бурт, входяший в кольцевую канавку, а хвостовик шпонки выполнен с головкой, расположенной в полости винта.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

F 16 В 3/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ

К АВТОРСКОМУ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ 1.. и

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3418311/25-27 (22) 05.04.82 (46) 07.12.83. Бюл. № 45 (72) В. В. Сергеев и Н.В. Шкребтий (71) Волжское объединение по производству легковых автомобилей (53) 621.882.53 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 479896, кл. F 16 В 3/00, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР № 596750, кл. F 16 В 3/00, 1978 (прототип). (54) (57) ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ, содержащее шпонку в виде четырехугольной усеченной пирамиды с криволинейными в по„„Я0„„1059292 А перечном сечении боковыми гранями и коническим хвостовиком, вал с кольцевым пазом трапециевидного поперечного сечения и полый винт с гайкой, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности путем разгрузки резьбового соединения от восприятия силового замыкания, оно снабжено разрезной втулкой с внутренней конической поверхностью, охватывающей коническую поверхность хвостовика, при этом на внутренней поверхности втулки выполнена кольцевая канавка,на наружной поверхности винта со стороны шпонки — кольцевой бурт, входящий в кольцевую канавку, а хвостовик шпонки выполнен с головкой, расположенной в полости винта.

1059292

Составитель А. Колпаков

Редактор О. Юрковецкая Техред И. Верес Корректор И.Муска

Заказ 9798/39 Тираж 776 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 И035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к машиностроению.

Известно шпоночное соединение, содержащее шпонку в виде четырехугольной .пирамиды с прямыми в поперечном сечении боковыми гранями и коническим хвостовиком, вал с четырехгранным пазом и полый винт с гайкой (1).

Недостатком соединения является то,что зазоры в соединении полностью не выбираются, и вал по отношению к втулке имеет столько фиксированных положений, сколько углублений выполнено в кольцевом пазу.

Наиболее близким к изобретению по достигаемому результату является шпоночное соединение, содержащее шпонку в виде четырехугольной усеченной пирамиды с криволинейными в поперечном сечении боковыми гранями и коническим хвостовиком, вал с кольцевым пазом трапециевидного поперечного сечения и полый винт с гайкой (2).

Однако соединение не обеспечивает на- 20 дежной и долговечной фиксации вала относительно втулки от осевого перемещения и проворота. Силовое замыкание шпоночного соединения вала с втулкой производится через резьбовое соединение, что требует значительных усилий при фиксации соединения, а расфиксация соединения требует дополнительных приспособлений.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности путем разгрузки резьбового соединения от восприятия силового замыкания.

Поставленная цель достигается тем, что шпоночное соединение, содержащее шпонку в виде четырехугольной усеченной пирамиды с криволинейными в поперечном сечении гранями и коническим хвостовиком, вал с кольцевым пазом трапециевидного поперечного сечения и полый винт с гайкой, снабжено разрезной втулкой с внутренней конической поверхностью, охватывающей коническую поверхность хвостовика, при этом на внутренней поверхности втулки выполнена кольцевая канавка, на наружной поверхности винта со стороны шпонки — кольцевой бурт, входящий в кольцевую канавку, а хвостовик шпонки выполяея с головкой на конце, расположенной в полости винта.

На чертеже представлено шпоночное соединение, разрез.

Шпоночное соединение содержит шпонку 1 в виде четырехугольной усеченной пирамиды с криволинейными в поперечном сечении боковыми гранями и коническим хвостовиком 2 с головкой 3, вал 4 с кольцевым пазом 5 трапециевидного поперечного сечения, полый винт 6 с кольцевым буртом 7 и гайкой 8 и разрезную втулку 9 с внутренней конической поверхностью, охватывающей коническую поверхность хвостовика, при этом на внутренней поверхности втулки выполнена кольцевая канавка 10, охватывающая бурт 7 винта 6, а шпонка выполнена из более твердого материала, чем материал остальных деталей. Винт 6 завинчивается в резьбовое отверстие 11 корпуса 12.

Сборка шпоночного соединения осуществляется в следующей последовательности.

На конический хвостовик 2 шпонки 1 одевается разрезанная на части вдоль оси втулка 9, затем в кольцевую канавку 10, ослабленную разрезами, вставляется кольцевой бурт 7 винта 6, при этом головка 3 хвостовика 2 входит в полость винта 6.

После сборки все соединение вставляется в резьбовое отверстие 11 корпуса 12. Фиксация шпоночного соединения производится завинчиванием винта 6 в резьбовое отверстие 11 корпуса 12.

Расфиксация шпоночного соединения про. изводится вывинчиванием винта 6 из корпуса 12. При этом кольцевой бурт 7 винта

6, соединенный с внутренней кольцевой канавкой 10 втулки 9, перемещает последнюю вверх и тем самым расфиксирует соединение конический хвостовик 2 — корпус 12, и при дальнейшем отвинчивании винта 6 головка 3 после выбора зазора упирается в торец втулки 9, перемещает шпонку вверх, производя полную расфиксацию шпоночного соединения.

Изобретение позволяет повысить надежность и долговечность шпоночного соединения, без дополнительных приспособлений производить фиксацию и расфиксацию.

Шпоночное соединение Шпоночное соединение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкции подшипников качения, монтажу и креплению их в корпусе

Изобретение относится к деталям машин и может быть реализовано в машиностроении

Изобретение относится к операции, с помощью которой на изделии, имеющем зону горловины и сделанном из металла, можно сформировать сужающуюся часть в указанной зоне

Изобретение относится к изготовлению и эксплуатации резьбовых соединений в машиностроении, в частности, в машиностроении для тепловых и атомных электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к нарезным крепежным деталям машины

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам соединения деталей, таким как гайки

Изобретение относится к элементу для контроля предварительного натяжения резьбовых анкеров

Изобретение относится к электроконтактным гайкам, предназначенным для припаивания на листовой металлический компонент, преимущественно на компоненты автомобильного двигателя из листовой стали

Болт // 2115035
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для резьбовых элементов, работающих в условиях знакопеременных нагружений и значительных вибраций
Наверх