Устройство для гашения колебаний пролетных строений мостов

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВ, включаюгдее подвеску и закрепленные на ней упругие консоли с инерционными массами на концах, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности гашения колебаний при использовании устройства в разрезных пролетных строениях, подвеска выполнена составной из двух частей, каждая из которых закрепле-: VV на на концевом участке стенки смежных пролетных строений, акаждая упругая консоль шарнирно закреплена на соответствующей части подвески, причем устройство снабжено затяжкой, вертикально .размещенной в зазоре между смежными пролетншми строениями и имеющей подпружиненный анкер на нижнем конце, горизонтальной накладкой , фрикционной прокладкой и парой сходящихся в зазоре между смежными пролетными строениями и шарнирно соединенных с верхним концом затяжки тяг, каждая из которых вьшолнена за одно целое с соответст . вующей упругой консолью, при этом ш накладка жестко закреплена одним концом на нижнем поясе одного из (Л пролетных строений и свободно прилегает другим концом к нижнему поясу другого пролетного строения, смежноного с первым, через фрикционную прокладку, а подпружиненный анкер на нижнем конце затяжки размещен пол накладкой и прижат к ней. V . / /.

(19) (И) ;

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

3Д11 Е 01 D 902

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21 ) 3430943/29-33 (22) 28.04.82 (46) 15.12.83. Бюл. М 46 (72) A.Ó.Ãîðîõoâ и II.Ï.Eôèìîâ (71) Сибирский ордена Трудового

Красного Знамени автомобильно-дорожный институт им. В.В.Куйбьпаева (53) 624.21.094(088.8) (55) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 657110; кл. Е 01 D 9/02, 1977.

2. Петров II.Ï. и др. Надземная прокладка трубопроводов. М., "Недра", 1965, с. 90-93 (прототип) ° (54)(57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАИЕНИЯ

КОЛЕБАНИИ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВ, включающее подвеску и закрепленные на ней упругие консоли с инерционными массами на концах, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью. повышения эффективности гашения. колебаний при использовании устройства в раэрезных пролетных строениях, подвеска выполнена составной из двух частей, каждая из которых закрепле-. на на концевом участке стенки смежных пролетных строений, а каждая упругая консоль шарнирно закреплена на соответствующей части подвески, причем устройство снабжено затяжкой, вертикально .размещенной в зазоре между смежными пролетными строениями и имеющей подпружиненный анкер на нижнем конце, горизонтальной накладкой, фрикционной прокладкой и парой сходяцихся в зазоре между смежными пролетными строениями и шарнирно соединенных с верхним концом затяжки тяг, каждая из которых выполнена за одно целое с соответст. вуюцей упругой консолью, при этом накладка жестко закреплена одним З концом на нижнем поясе одного из пролетных строений и свободно прилегает другим концом к нижнему поясу другого пролетного строения., смежноного с первым, через фрикционную прокладку, а подпружиненный анкер на нижнем конце затяжки размещен под накладкой и прижат к ней.

10б0742 динений.

2. устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что., с целью повышения скорости гашения колебаI

Изобретение относится к мостостроению и предназначено для гашения колебаний раэрезных пролетных строений мостов.

Известно устройство для гашения колебаний раэрезных пролетных строений мостов, включающее затяжку с концевыми анкерами, укрепленную в верхней части смежных пролетных строений, накладки, жестко укрепленные в нижней части пролетных строений, и демпфнрующее приспособление, выпслненное составным из двух элементов, каждый из которых размещен на затяжке под соответствующим концевым анкером и выполнен, например,в виде пружины f1) .

Недостаток данного устройства— относительно малая эффективность колебаний, а также чувствительность пролетных строений к осадкам опор,,вследствие взаимного жесткого объединения смежных разрезных пролетных строений по низу посредством накладок.

Наиболее близким к прЕдлагаемому 25 по технической сущности и достигаемому эффекту является устройство для гашения колебаний пролетных строений мостов, включающее подвеску и закрепленные на ней упругие 39 консоли с инерционными массами на концах. Подвеска укреплена в четверти или середине пролета (2) .

Однако известное устройство ха- . рактеризуется низкой эффективностью гашений колебаний при использовании в разреэных пролетных строениях.

Цель изобретения вЂ,повышение эффективности гашения колебаний при использовании устройства в разрез- 4р

I ных пролетных строениях, повышение скорости гашения колебаний.

Укаэанная цель достигается тем, что в устройстве для гашения колебаний пролетных строений мостов, 45 включающем подвеску и закрепленные на ней упругие консоли с инерционными массами на концах, подвеска выполнена составной иэ двух частей, каждая иэ которых закреплена на концевом участке стенки смежных пролетных строений, а каждая упругая консоль шарнирно закреплена на соответствующей части подвески, причем устройство снабжено затяжкой, ний, устройство снабжено фрикционными вкладышами, укрепленными на осях шарнирных соединений. вертикально размещенной в зазоре между смежными пролетными строениями и имеющей подпружиненный анкер на нижнем конце, горизонтальной накладкой, фрикционной -прокладкой и парой сходящихся в зазоре между смежными пролетными строениями и шарнирно соединенных с верхним концом затяжки тяг, каждая из которых выполнена за одно целое с соответствующей упругой консолью, при этом накладка жестко закреплена одним концом на нижнем поясе одного из пролетных строений и свободно прилегает другим концом к нижнему поясу другого пролетного строения, смежного с первым, через фрикционную прокладку, а подпружиненный анкер на нижнем конце затяжки размещен под накладкой и прижат к ней.

При этом устройство может быть снабжено фрикционными вкладышами, укрепленными на осях шарнирных соеНа чертеже. изображено предлагаемое устройство, общий вид.

Устройство для гашения колебаний пролетных строений 1 и 2 моста включает подвеску, выполненную составной из двух частей 3 и 4, каждая из которых укреплена на концевом участке стенки смежных пролетных строений.

Устройство содержит также упругие консоли 5 и 6 с инерционными массами 7 и 8 на концах, причем каждая упругая консоль шарнирно укреплена на соответствующей части подвески.

Устройство снабжено вертикально размещенной в зазоре. между смежными пролетными строениями 1 и 2 и имеющей подпружиненный анкер 9 на нижнем конце затяжкой 10, горизонтальной накладкой 11, фрикционной прокладкой 12 и парой сходящихся в зазоре между смежными пролетными строениями и шарнирно соединенных с верхним концом затяжки 10 тяг 13,3, каждая иэ.которых выполнена за одно целое с соответствующей упругой консолью 5 или 6. При этом накладкз

11 жестко укреплена одним концом н нижнем поясе одного иэ пролетных строений и свободно прилегает дру1 концом к нижнему поясу другого, смежного с первым пролетного стро

1060742

ВНИИПИ Заказ 9987/31 Тираж 540 Подписное

М т филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ния через фрикционную прокладку 12, а подпружиненный анкер 9 на нижнем конце затяжки 10 размещен под накладкой 11 и прижат к ней.

С целью повышения скорости гашения колебаний устройство снабжено фрикционными вкладышами 14, укрепленными на осях шарнирных соединений 15.

Устройство работает следующим образом. 10

При воздействии подвижной нагрузки на пролетное строение тяги 13и демпфирующее приспособление подпружиненный анкер 9 служат упругой связью для каждого из смежных про= 15 летных строений, при этом в главных балках пролетных строений возникают изгибающие моменты, противоположные по знаку моментам от внеш-. ней нагрузки, в результате чего сни- 20 жаются динамические прогибы пролетного строения. Кроме того, объединение смежных пролетных строений посредством упругой связи вызывает увеличение колеблющейся приведенной 25 массы, что также снижает амплитуды колебаний пролетного строения. .Массы 7 и 8 на упругих консолях

5 и 6, обладая инерционностью и совершая колебания в противофазе к колебаниям пролетного строения, через тяги 13 создают в главных балках пролетных строений 1 и 2 динамический изгибающий момент, противоположный по знаку динамическому моменту, возникающему от подвижной нагрузки, что в значительной степени усиливает эффект гашения колебаний, и этот эффект тем больше, чем больше массы 7 и 8.

В предлагаемом устройстве упругие консоли 5 и 6 с массами 7 и 8 выполняет роль виброгасителей и настраиваются на частоту собственных колебаний пролетного строения.

Эта настройка осуществляется путем 45 изменения масс 7 и 8 и вылета консолей 5 и 6. Причем величина массы определяется расчетом из условия получения необходимого эффекта гашения колебаний и обеспечения прочнос- 50 ти устройства. Эта величина колеблется в пределах 0,5-0,7Ъ массы пролетного строения.

Для обеспечения возможности температурных перемещений пролетных строе-55 ний и повышения их диссипативных свойств установленная под главными балками пролетных строений накладка 11 через фрикционные прокладки

12 свободно оперта на конце одного из смежных пролетных строений и прижата к нему затяжкой 10 с подпружиненным анкером 9.

При внешнем динамическом воздействии на пролетное строение происходит рассеяние энергии его колебаний на сухое трение между накладкой 11 и прокладкой 12 и тем с мым увеличивается скорость затухания колебаний.

Установленные на осях шарнирных соединений 15 фрикционные вкладыши

14 способствуют ускорению рассеяния энергии колебаний пролетного строения на сухое трение в шарнирных соединениях и тем самым повышают эффективность устройства.

Кроме того, фрикционные вкладыши

14 служат элементом сухого трения доя виброгасителей в виде консолей

5 и 6 с массами 7 и 8„ что расширяет полосу частот эффективной реакции устройства на динамическое воздействие подвижной нагрузки.

В предлагаемом устройстве жесткость упругой связи между главными балками смежных пролетных строений регулируется жесткостью демпфирующего приспособления подпружиненного анкера 9, а постоянство силы трения между накладкой 11 и прокладкой 12, между вкладышами 14 и осями шарнирных соединений 15 за счет предвари- . тельного обжатия демпфирующего приспособления.

Предлагаемое устройство для гашения колебаний разрезных пролетных строений мостов одновременно выпол-. няет две функций, являясь широкополосным виброгасителем и упругим демпфером с сухим трением.

Такой широкий диапазон работы устройства позволяет эффективно гасить колебания пролетного строения при широком спектре частот динами-. ческого воздействия и значительно повысить скорость затухания его колебаний, что существенно повышает надежность и, выносливость пролетного строения.

Кроме того, предлагаемое устройство позволяет сохранить в пролетных строениях преимущества разрезной системы, а именно, независимость от температурных перемещений, независи-. мость от осадки опор,

Устройство для гашения колебаний пролетных строений мостов Устройство для гашения колебаний пролетных строений мостов Устройство для гашения колебаний пролетных строений мостов 

 

Похожие патенты:

Мост // 1060741

Вант // 1041618

Мост // 981496

Изобретение относится к строительным конструкциям, в особенности к сейсмостойким строительным системам для мостов и зданий
Наверх