Способ восстановления изношенных стальных зубчатых колес

 

СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ СТАЛЬНЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС включакнций нагрев восстанавливаемог колеса до температуры аустенизации материала и его пластическое деформирование , отличающийся тем, что, с целью повышения качества восстанавливаемых зубчатых колес путем устранения возможности обезуглероживания поверхности зубьев в процессе нагрева, изношенные зубья колеса последовательно перед нагревом погружают в охлаждающую жидкость на глубину, равную высоте зуба, при -. этом нагреву каждый раз подвергают основание зуба пропусканием электрического тока между противоположными поверхностями основания зуба по кратчайшему между ними расстоянию, а пластическое деформирование основания зуба осуществляют в направлении, перпендикулярном к направлению про- S текания электрического тока.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3ДН В 23 P 6/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPGHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3454153/25-27 (22) 11.06.82 (46) 30.12.83. Бюл. 9 48 (72) В.А. Павлов, П.Я. Павликов и Б.М. Политов (71) Брянский ордена "Знак Почета" институт транспортного машиностроения (53) 621.73(088.8) (56) 1. Цеков В.И. Ремонт деталей металлургических машин. Справочник.

М., "Металлургия", 1979, с. 247-249.

2. Там же, с. 169-170 (прототип). (54) (57) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

ИЗНОШЕННЫХ СТАЛЬНЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, включающий нагрев восстанавливаемого колеса до температуры аустенизации материала и его пластическое дефор„„SU„„1063571 A мирование, отличающийся тем, что, с целью повышения качества восстанавливаемых зубчатых колес путем устранения возможности обезуглероживания поверхности зубьев в процессе нагрева, изношенные зубья колеса последовательно перед. нагревом погружают в охлаждающую жидкость на глубину, равную высоте зуба, при этом нагреву каждый раз подвергают основание зуба пропусканием электрического тока между противоположными поверхностями основания зуба по кратчайшему между ними расстоянию, а пластическое деформирование основания зуба осуществляют в направлении, перпендикулярном к направлению про- 3 текания электрического тока.

1063571

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в ремонтных работах, в частности при восстановлении изношенных зубчатых колес пластическим деформированием. 5

Известен способ восстановления изношенных зубчатых колес, который включает наплавку электродом изношенного профиля зуба и колеса, частично погруженного в охлаждающую жидкость, обработку зуба и закалку (11.

Недостатками известного способа являются низкая производительность ри наплавке металла электродом и низкое качество наплавки в связи с большими трудностями по обеспечению равномерного слоя наплавленного металла.

Наиболее близким решением по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является способ восстановления изношенных стальных зубчатых колес, включающий нагрев восстанавливаемого колеса до температуры аустениэации материала 25 и его пластическое деформирование (2 3.

Недостатком данного способа является необходимость повторного нагрева закаленных зубьев и всего колеса 30 до температуры аустениэации под пластическую деформацию, что приводит к обезуглероживанию поверхностного слоя зубьев и снижению твердости и несущей способности колеса. 35

Цель изобретения — повышение качества восстанавливаемых зубчатых колес путем устранения воэможности обезуглероживания поверхности зубьев в процессе нагрева, 40

Указанная цель достигается тем, что согласно способу восстановления изношенных стальных зубчатых колес, включающему нагрев восстанавливаемого колеса до температуры аустенизации материала и его пластическое деформирование, изношенные зубья колеса последовательно перед нагревом погружают в охлаждающую жидкость на глубину, равную высоте зуба, при этом нагреву каждый раз подвергают основание зуба пропусканием электрического тока. между противоположными поверхностями основания зуба по кратчайшему между ними расстоянию, а пластическое деформирование основа-55 ния зуба осуществляют в направлении, перпендикулярном к направлению протекания электрического тока.

На фиг. 1 изображено устройство для восстановления зубчатого колеса, 60 имеющего ступицу и зубчатый венец; на фиг. 2 — разрез A-A на фиг. 1; на фиг. 3 - вариант устройства для восстановления зубчатого венца на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 3. 65

Устройство для восстановления зубчатого колеса содержит упоры 1 и

2 для установки изношенного колеса

Э, закрепленные на дне 4 ванны 5, or раничитель 6 радиального перемещения изношенного зуба, установленный на дне 4, электроды 7 контактной сварочной машины, которые контактируют с противоположными поверхностями корня изношенного зуба. Для деформации венца колеса установлены пуансоны 8 фрикционного пресса. При обработке колес, у которых ребро, соединяющее ступицу и венец, имеет толщину более 5 мм, для подогрева ребра смонтирована газовая горелка 9, соединенная с ацетиленовым генератором и кислородным баллоном. Контактная сварочная машина, фрикционный пресс и ацетиленовый генератор с кислородным баллоном на чертеже не показаны.

В устройство для восстановления зубчатого венца входит оправка 10 (фиг. 3 и 4), на который закреплен изношенный зубчатый венец 11, ограничитель 12 радиального перемещения изношенного зуба венца 11, установленныи на опорах 13, связанных с дном 14 ванны 15. Для нагрева корня изношенного зуба венца 11 установлены электроды 16 и 17 контактной сварочной машины, изолированные от оправки 10 втулкой 18 и от дна 14 гильзой 19, а для деформации корня зуба смонтированы пуансоны 20 горизонтально-ковочной машины (не показана).

Устройство для восстановления зубчатых колес 1 (фиг. 1 и 2) работает следующим образом.

Зубчатое колесо 3 устанавливают на упоры 1 и 2 так, чтобы между изношенным зубом колеса и ограничителем 6 образовался зазор д, при перемещении на который изношенного зуба компенсируется износ колеса, полученнын в процессе эксплуатации.

В ванну 5 заливают жидкость, охлаждающую изношенный зуб от вершины до основания зуба.

Вводят в контакт с противоположными поверхностями основания изношенного зуба электроды 7, через которые пропускают электрический ток большой силы. Ток проходит через венец зубчатого колеса по кратчайшему расстоянию по зонам аЬс и а„Ь с и нагревают корень изношенного зуба до температуры аустениэации. При толщине ребра, соединяющего ступицу и венец зубчатого колеса 3, более 5 мм газовой горелкой 9 подогревают до температуры аустенизации участок ребра, лежащий против корня изношенного зуба.

Пуансоны 8 фрикционного пресса перемещают с подачей 5 до контакта

106357.1

Фиг. Я с основанием изношенного зуба и погружают силой Р, направленной перпендикулярно направлению прохождения электрического тока между электродами 7. Под действием силы Р деформируется в радиальном направлении венец колеса, и изношенный зуб перемещается до ограничителя б, компенсируя величину износа профиля зуб а.

Таким же образом пластически деформируют основание следукщего изношенного зуба.

Устройство для восстановления зубчатых венцов 11 (фиг. 3 и 4) работает следующим образом. 15

Зубчатый венец 11 с оправкой 10 устанавливают на электрод 17 так, чтобы межцу изношенным зубом венца

11 и ограничителем 12 образовался зазор Ь, при перемещении на который 2() изношенного зуба компенсируется износ венца. В ванну 15 заливают жидкость, охлаждающую изношенный зуб от вершины до переходной кривой.

Через электроды 16 и 17 пропуска- 75 ют ток большой силы по кратчаишему расстоянию между противоположными поверхностями основания зуба, и разогревают корень изношенного зуба в зоне def до температуры аустенизации.30

Вводят в контакт с зоной def пуансоны 20 горизонтально-ковочной машины, которые нагружают силой Р, направленной перпендикулярно направлению прохождения электрического то- 35 ка между электродами 16 и 17. Под действием силы Р зубчатый венец пластически деформируется в осевом направлении. Сжимаемый пуансонами

20 металл перемещает изношенный зуб венца до ограничителя 12. Перемещению деформируемого металла из эоны

def в противоположном направлении препятствует оправка 10 и электрод 16.

После пластического деформирования всех изношенных зубьев зубчатые венцы подвергают шлифованию.

Пример восстановления зубьев изношенного зубчатого венца.

Параметры зубчатого венца: модуль зацепления 2,75 мм, число зубьев 10, диаметр внутреннего отверстия 12 мм, расстояние между окружностью впадин и внутренним отверстием (толщина обода) 5,1 мм, ширина колеса 10 мм, материал - сталь ЧОХНИА.

Между электродами, расположенными на внутреннем отверстии колеса и на окружности колеса, изношенный зуб которого погружен в охлаждающую жидкость, пропускают электрический ток силой 3000-4000 Лм, напряжением

4-5 В в течение 30 с.

Пуансоны диаметром 5-6 мм деформируют разогретое электрическим током основание изношенного зуба с силой 700-900 кгс. Величина перемещения в радиальном направлении изношенного зуба до ограничителя

1,5-2 мм.

Применение предлагаемого способа восстановления стальных зубчатых колес по сравнению с базовым объектом, принятым за прототип, позволяет повысит качество восстанавливаемых зубчатых колес за счет увеличения поверхности твердости профиля зубьев.

1063571

Составитель Н. Жильцов

Редактор М. Ткач Техред С.Мигунова Корректор И. Эрдейи

Заказ 10407/14 Тираж 1106 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ восстановления изношенных стальных зубчатых колес Способ восстановления изношенных стальных зубчатых колес Способ восстановления изношенных стальных зубчатых колес Способ восстановления изношенных стальных зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам и устройствам для ремонта корпусов шестеренных насосов и может быть использовано в различных отраслях промышленного производства

Изобретение относится к ремонтному производству, а именно к восстановлению изношенных деталей машин, в частности к устройствам для восстановления крестовых ножей промышленных мясорубок пластическим деформированием

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, предназначенным для восстановления и упрочнения методом индукционной наплавки крупногабаритных деталей и узлов, например, деталей и узлов железнодорожного транспорта

Изобретение относится к технике обновления ремонтопригодных деталей путевых машин методом плазменно-порошковой наплавки с последующей шлифовочной доводкой реконструированных образующих поверхностей
Изобретение относится к ремонту сваркой и может быть использовано при ремонте роликов машин непрерывного литья заготовок, рабочих валков станов горячей прокатки и других деталей, работающих в условиях циклического термического нагружения
Изобретение относится к обработке метала и может быть использовано при восстановлении и ремонте техники в сельскохозяйственном производстве, производимом централизовано
Наверх