Образец для определения прочности сцепления элементов соединения при отрыве

 

ОБРАЗЕЦДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ . ПРОЧНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СОЕДИНЕНИЯ ПРИ ОТРЫВЕ, вьтпо.).не 1ньтй в виде штифта, охватываю -ей штифт обой№ 1 и двухслойного покрытия, нижний слой которого нанесен на торец штифта, а верхний - на торец обоймы и нижний слой, отличающий с я тем, что. с целью повышения точности при испытании путем обеспечения чисто адгезионного отрьша мехзду слоями двухслойного покрытия, торец 1-1ТИфта выполнен полусферическим, у основания полусферы на штифте выполнена кольцевая канавка, полусфера выступает над торцом обоймы на 0,3 - 0,5 ее высоты, а периферийная часть нижнего слоя покрытия размерена в кольцевой канавке. ) %Ж1;5Я

СВОЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(5D

I, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,.; н авторском свидетельств

3 7

j ц

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3501191/25-28 (22) 18.10.. 82 (46) 15. 02. 84. Бюл. Р 6 (72) Е.П.Гении, В;В. Бродко, В.С.Ивашко и В.В.Голубев (71) Белорусское республиканское научно-производственное объединение порошковой металлургии (53) 620. 1?9. 4 (088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 65912, кл. Q 01 N 19/04, 1936.

2. Суденков Е.Г., Румянцев С.Н.

Восстановление деталей плазменной металлизацией. М., Высшая школа

1980, с. 20, рис. 9 (прототип) . (54 ) (57) ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПРОЧНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ ЭЛЕИЕНТОВ СО—

il9) @ (ll) gg P Д

ЕДИНЕНИЯ ПРИ ОТРЫВЕ, выполненный в виде tITHATcl, охватывадгей штифт обоймы и двухслойного покрытия, них:ний слой которого ":ëíåñ"-s на торец штифта, а верхний — на торец обоймы и ни><ний слой, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности при испытании путем обеспечения чисто адгезионного отрыва ме>сцу слоями двухслойного покрытия, торец штифта выполнен полусферическим, у основания полусферы на штифте выполнена кольцевая канавка, полусфера выступает над торцом обоймы на О, 3 - О, 5 ее высоты, а периферийная часть нихнего слоя покрытия размещена в кольцевой канавке.

1073637

10

Изобретение относится к испытаниям материалов, а именно к образцам для определения прочности сцепления элементов соединений при отрыве.

Известен образец для определения прочности сцепления элементов соединения при отрыве, выполненный в виде штифта, охватнвакщий штифт обоймы и покрытия, нанесенного на установленные заподлицо торць штиф— та и. обоймы (1) .

Недостатком этого образца является ограниченность его применения из-за невозможности определения прочности сцепления слоев двухслой- 15 ных покрытий.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является образец для определения прочности сцепления элементов соединения при отрыве, выполненный в виде штифта, охватывакщей штифт обоймы и двухслойного покрытия, нижний слой которого нанесен на торец штифта, а верхний на торец обоймы и нижний слой.

При этом торец штифта, с нанесеннья иа него Нижним слоем покрытия установлен заподлицо с торцом обоймы (2) .

Недостатком этого образца является низкая точность определения

30 прочности сцепления между слоями покрытия при испытании из-за возникновения когеэионного разрушения покрытия в центральной части торца штифта, появления срезакщей нагрузки при прогибе верхнего слоя покрыл. ия и отрыва штифта от нижнего

СЛОЯ ПОКРЫТИЯ

Целью изобретения является повышение точности определения прочнос- 40 ти сцепления элементов соединения при испытании-на отрыв. путем обеспечения чисто адгезионного отрыва между слоями двухслойного покрытия.

Для достижения этой цели в образ- 45 це для определения прочности сцепления элементов соединения при отрыве, выполненном в виде штифта, охватывающей штифт обоймы и двухслойного пОкрытия нижний слой KGTopoI o нанесен на торец штифта, а верхнийна торец обоймы и нижний слой, торец штифта выполнен полусферичес,ким, у основания полусферы на штифте выполнена кольцевая канавка, полусфера выступает над торцом обой-. мы на 0,3 — 0,5 ее высоты, а периферийная часть нижнего слоя покpEI тия размещена в кольцевой канавке.

На чертеже изображена схема пред- 60 лагаемого образца.

Сбразец выполнен в виде штифта 1, охватывающей штифт 1 обоймы 2 и двухслойного покрытия 3. Торец штифта 1 выполнен полусферическим, 65 у основания полусферы 4 на штифте 1 выполнена кольцевая канавка 5, а полусфера 4 выступает над торцом 6 обоймы 2 на О, 3 — О, 5 ее внсотн.

Нижний слой 7 покрытия 3 нанесен на полусферу 4, а верхний слой 8 покрытия 3 нанесен на торец 6 обоймы 2 и нижний слой 7, при этом периферийная часть 9 нижнего слоя 7 покрытия 3 размещена B кольцевой канавке 5.

Сбразец испытывают следукщим образом.

На поверхность полусферы 4 наносят слой 7 испытуемого покрытия.

При этом периферийную часть 9 слоя

7 покрытия размещают в кольцевой канавке 5. Устанавливают штифт 1 в обойме 2 таким образом, чтобы полусфера 4 выступала над торцом 5 обоймн 2 на 0,3 — 0,5 ее высоты.

На торец 6 обоймн 2 и слой 7 пок1ытия наносят верхний слой 8 испытуемого покрытия. обойму 2 устанавливают на опору 10 и к штифту 1 прикладывают отрывающую силу P. 11ежслойный отрыв покрытия 3 обеспечивается большей площадью контакта между нижним слоем 7 и полусферой 4 по сравнению с площадью контакта между слоями 7, 8 покрьтия 3. Выполнение торца штифта 1 полусферическим придает жесткость испытуемым слоям 7, 8 покрытия 3 и обеспечивает чисто адгезионное разрушение между ними по всей площади их сцеп .ления путем перераспределения напряжений, возникакщих при отрыве, от центра к периферии. Установка штифта 1 в обойме 2 с внступанием полусферы 4 более, чем на 0,5 ее внсотн, нецелесообразно, поскольку увеличивается площадь контакта слоев 7,8 покрытия 3, что приводит к срезу менее прочногo слоя испытуемого покрытия 3, в то же время внступание полусферы менее, чем HB 0,3 ее высоты, не обеспечивает достаточной жесткости верхнего слоя 8 .покрытия 3 и приводит к его прогибу в процессе нагру>кения. Выполнение на штифте 1 у основания полусферн 4 кольцевойканавки 5 и размещение в ней периферийной части 9 нижнего слоя 7 покрытия 3 обеспечивает повышение прочности сцепления нижнего слоя 7 покрытия 3 со штифтом 1 и гарантирует ад гезионный отрыв по плоскости сцепления слоев 7, 8 покрытия 3 при пги" ложении отрнвакщей нагрузки к штифту

1. При отрыве штифта 1 со слоем 7 покрытия от слоя 8 измеряют величину отрывакщей нагрузки и по известной формуле определяют адгезионную проч- ность сцепления слоев 7, 8 испытуемого покрытия 3.

1073637

Составитель В.Свиридов

Редактор С.Тимохина Техред М.Гергель

Корректор Г.Решетняк

Заказ 319/41 . Тираж 823

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35; Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Образец позволяет повысить точность определения прочности сцепления элементов соединения при отрыве за счет исключения когеэионного отрыва в слоях двухслойного покрытия.

Образец для определения прочности сцепления элементов соединения при отрыве Образец для определения прочности сцепления элементов соединения при отрыве Образец для определения прочности сцепления элементов соединения при отрыве 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству и способу для измерения сопротивления отслаиванию в бумажном соединении, сцепление в котором обеспечивается посредством адгезии

Изобретение относится к акустическим методам контроля прочности свойств материалов, в том числе инструментальных материалов с износостойким покрытием

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано в биологии и медицине

Изобретение относится к механическим испытаниям материалов и может быть использовано для оценки свойств инструментальных материалов

Изобретение относится к области определения адгезионной прочности покрытий, нанесенных фрикционно-механическим способом, и может быть использовано при исследовании антифрикционных покрытий нанесенных на чугунные поверхности пар трения, работающих в условия граничной смазки

Изобретение относится к области исследования прочностных свойств материалов, в частности к исследованиям поврежденности образцов в процессе распространения в них ударных волн

Изобретение относится к неразрушающим акустическим методам исследования физико-механических свойств изделий
Изобретение относится к испытательной технике, предназначено для определения адгезионной прочности гальванических покрытий с металлической основой и может быть использовано в машиностроении, приборостроении преимущественно для деталей из алюминиевых сплавов
Наверх