Зубчатая передача

 

ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА с осевым перекрытием зубьев, содержащая пару колес , на боковой поверхности зубьев которых выполнена продольная модификация, по крайней мере, у одного из торцов, отличающаяся тем, что, с целью пoвыцJeния нагрузочной способности, технологичности и улучшения виброакустических характеристик, продольная модификация выполнена также на активной поверхности зуба глубиной, возрастающей вдоль линии зуба в сторону модифицированного торца.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

g(gg F 16 Н 1/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ фиг,1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3293258/25-28 (22) 27.05.81 (46) 23.02.84. Бюл. № 7 (72) Г. А. Журавлев (71) Ростовский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет (53) 621.831 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 578519, кл. F 16 Н 55/08, 1977.

2. Краснощеков Н. Н., Федякин P. В., Чесноков В. А. Теория зацепления Новикова. M., «Наука», 1976 (прототип).

ÄÄSUÄÄ 1075035 А (54) (57) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА с осевым перекрытием зубьев, содержащая пару колес, на боковой поверхности зубьев которых выполнена продольная модификация, по крайней мере, у одного из торцов, отличаюи1аяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, технологичности и улучшения виброакустических характеристик, продольная модификация выполнена также на активной поверхности зуба глубиной, возрастающей вдоль линии зуба в сторону модифицированного торца.

CO 3

Сд

Ю (;А.)

Сп

1075035

Изобретение отн<к нтс>» к мац пностроеник> и может быпгь пс|>оль»()133110 при проскп ровании зубчаты. передач.

Известны зубчатыс передачи Новико|53 с улучшенными динамическими свойствами, содержащие колеса с пролольной модификациейй зубьев путем срезы участка телы на зубьях Bp,ту|пего колеса со стороны входы в зацепление и возрастающей по глубине к вершине зуба (! ).

Недостатком зубчатых передач является ограниченная длина модифицированного участка и малая технологичность колес передач.

Наиболе близкой к изобретению является:»убчатая передача с осевым перскрьгп;ем зубьев, содержащая пару колес на боковой поверхности зубьев которых выполнена продольная модификация, IIO крайней мере, у одно|.о пз торцов. Акти(»ная поверхность зуба не содержит модифицированных участков (2).

Недостатком известной зубчатой передачи является недостаточно высокая нагрузочныя способность, низкая технологичность и ухудшенные виброакустические характерисI ИКИ.

Целью изобретения является повыц!ение

:»агру »очной способности, технологичности .. улучшсние виброакустических характерис1 И К.

Указанная цель достигается тем, что в зуб;атой передаче с осевым перекрытием зубьсB, со<(сржащей пару колес, на боковой

101«рх(»ост!» зубьев которых выполнена про.К>пылая модификация, по крайней мере, у одног »!з торцов, продольная модификация выполнена также на активной поверхности зубы глубиной, возрастаю(пей вдол ь ли»(ип зубы в сторону модифицированного торцы

На фиГ. изображсна пара номинальных JfcõoäHûõ зуочятых p(>ек; ll3 фиГ. 2 узел 1 на фиг. 1; на фиг. 3 -- узел !1

H«фиг. 1; на фиг. 4 -- схема зацепления зубьев па развертке на (ального цилиндра одного из колес.

Изобретение иллюстрируется высокоскоростной LI,HëHíäðè÷åñêîé косозубой передачей с большой относительной шириной венцы колеса, выполненной на базе жесткой

1»екопгруэнтпой пары исходных зубчатых

"СЕK.

Нсконгруэнтная пара номинальных исходных зубчатых реек 1 и 2 (фиг. 1) с разIIBfìH у дами наклона линии зубьев,В(kg). выполнена с прямолинейным профилем зуоьев высотой головки h"„= 0,6m и профильш>(м углом о(= 32 . Квазиэвольвентная передача на базе данной пары реек имеет кинематически несопряженные поверхности дубьеb. Торцовые углы профилей ((. (, — 3cctp 1-= - " - — f и с(5 = 3rctg (— - — -) (C<)5 )f> 5) <.(>53g такжс различи! 1, поэтом fip()<)>H,,(и колес при модулях Гп, — -(н несопря;:(снь: и приобретают своеобразную модификаци!о.

Рейка 1 ведун;его колеc3 пары Г)ыпо,.непа с углом наклона линии 3 зубьев 8(25 5 55, а рейка 2 ведомого колесы с углом наклона линии -= зубьев, равным

pg =- 25 8 30". Прп этом,в,. <)Iz, ы I .13BF»bic

10 I10BPpxHocòH 5 и 6 (при дв|>женин ведущей рейки в направлении стрелки Л) взаимно

Отвсд(. и ы дру Г От дру(d и и ер(секя lОтся . :! ежду собой в точке а. Максимальное значение модификации Д„ принято 1 Гиыпазоне д„

15 — (0,5-- 1,5(10- и! с учегом ув(личенной жесткости принятого варианты зацепления.

Рейка 1 имеет нагружен> ь:с зубья 7 и 8 и

IIcнагружепный зуб 9. Рейка 2 щ,ш<х!непа с зубьями О, !! и 12.

Разность у| (oв наклоны iJ»IIHJ» зубьев колес

» .(д = — - — -- — — — = 2 35, гле t),, — — |пип;»на

Ам c05 8, >, >>

t)w зуба с учетом модифика!.;Ии.

11ри взаимодействии рсск |агруiKpfl iiblc зубья 7 и 8 рейки 1 (фиi 4), если оны движется Ilo стрелке В, дсформир,|отся в llpo тивоположном »ыправленни на IIPKOторук> величину >) Р> и, в результатс, Н>; линии занимяк) г новые положения, условно !|оказанные пу (ктирными прямым; . Окружной шаг

53 ПСП.!PI» H>» (ежЛ>> BV60:>» i II I!OCÄC. ((К)|ЦН >i пспа! ру)ксHtl(>lм 3 бом .) ст.(п:>НH I cH и(пы!!с его ис: о;1110го значе.lèÿ Р и i: èпимыp! >Иlà >

IPliHc Р< = Р др .

Ве,(омые зубья 103 и 1, наоборот. Нс,рормирук>тся в направлении (пы величин) DP

35 и занимают новые положен:IH. уелоll! I<) .Iоказанные штрих-пунктирными линиями, ы <>к ружной шаг зацепления .;!Сж.(у зубо;1 10 и последую:цим ненагружеш-,f fbi! з.бох! 2 принимает значение Р) = Р --, f) Рр. (У(>1 13PH d 5» IIOCPE>ll I HÎC FI, i P зультате дсформирования зубьев 1- —

==д Р) 1- дР2 компенсируе i ся отк,!<>Неппсм ведущих зубьев 113 глубин; моли(< пк;lil|(и

6;„и 113р3 зубьев 9 и !2 Вс.l,IJBåò в зацепление без ударного взаимодействия. В 10 сс

45 время из-за переменной по;пирпне вс;цы жесткости (для прямых эвольвснтных зубьев жесткость в середине Вр IHà, IfpHìpj>fl« в 1,5 раза выше жесткости их торш>вых участков) средняя часть вен 13 оказывается полностью нагруженной. По мере приближения к выходу из зацепления Голытливос.гь зубьев растет, а глубина продольной модификации у м(. н(л(!ается — — эти факторы компенсируют друг .руга, а и: совместное действие обеспечивы.: сохране !Не сопряженноГО ЗЯЦЕПЛЕНИЯ.

Разгруженны; . Нстся .:::сток в;Ол3 в зацепление, я(5.,:.. > ic5 t. <; .|чп(,(х условиях очагом ра.»»у(;(снля. (: !>;.;о, чвплу

1075035

Составитель А. Верховский

Техред И. Верес Корректор A. Тяско

Тираж 913 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор A. Шандор

Заказ 229/3! одновременного уменьшения податливости зубьев и глубины их продольной модификации по мере удаления от торца нагруженность достаточно быстро возрастает.

Повышение изгибной прочности зубьев в зоне выхода из зацепления можно достичь обычным снятием кромок на заготовках колес, что практически не влияет на условия пересопряжения зубьев, но разгружает второй их опасный участок.

Колеса имеют идентичные исходные контуры зубьев.

При значительных деформациях венца колеса сопряженность пары достигается выполнением углов наклона линий зубьев, 5 разность которых равна алгебраическои сумме поправок, вносимых в углы наклона линий зубьев для их продольной модификации и для компенсации деформаций ободов колес и других деталей передачи.

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах и механизмах, содержащих силовые и кинематические червячные передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх