Способ диагностики состояния подшипников многовального нагнетателя газа

 

СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВ MHOrOu ВАЛЬНОГО НАГНЕТАТЕЛЯ ГАЗА путем опрецепения среаней температуры опорных и упорных поцигашгаков, отклонения температуры каждого подшипника -от средней и сравнения этого отклонения с заданным значением, отличающ и и с я тем, что, с целью повыш&ния точности диагностики, дополнительно измеряют частоту вращения каждого вала и давление на выходе нагнетателя , определяют отклонение допопннтель но измеренных параметров от номинальных значений и перец определением средней температуры подшипников температуру каждого из них корректируют на величину, определяемую из выраж ния , , где 4 п - отклонение измеренной частоты . вращения от номинального значения; О - постоянный коэффициент, равный 0,005-0,02, а температуру упорных подшипников дополнительно корректируют на величину, (П определяемую из выражения Kt BliP2H, где лР( - отклонение измеренного давления на выходе нагнетателя от номинального значения; В - постоянный коэффициент, равный 0,28-0,32.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (И) ЗШ Я 01 М 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

sans: -и цавпение на выхоце нагнетатепя, опрецепяют откпонение цопопнитепьно измеренных параметров от номинапьных значений и перец опрецепением срецней температуры поцшипников температуру кажцого из них корректируют на вепичину, опрецепяемую из выражьЙ=а hn, гце ц - откпонение измеренной частоты вращения от номинапьного значения; (.(- постоянный коэффициент, равный

0,005-0,02, а температуру упорных поцшипников цопопнитепьно корректируют на вепичину, опрецепяемую из выражения

ht=S hP „, гцедР н - откпонение измеренного цавпения на выхоце нагнетатепя

oT номинапьного значения:

Ь - постоянный коэффициент, равный 0,28-0,32. (21) 3468302/18«06 (22) 21.06.82 (46) 28.02.84. Бюп. Мя 8 (72) В. Г. Дубинский, С. П. Зарицкий, М. С. Капинин, Ю. С. Чарный и А. Н. Штро (71) Прецприятие Оргтехциагностика (53) 621.438.001.42 (088.8) (56) 1. Кеба И. В. Диагностика авиационных газотурбинных цвигатепей.

М., "Транспорт, 1980, с. 237. (54) (57) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ

СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВ МНОГО

ВАЛЬНОГО НАГНЕТАТЕЛЯ ГАЗА путем опрецепения срецней температуры опорных и упорных поцшипников, откпонения температуры кажцого поцшипника - от срецней и сравнения этого откпоненияс зацанным значением, о т п и ч а юшийся тем, что, с цепью повышения точности циагностики, цопоцнитепьно измеряют частоту вращения кажцого

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ:

Н ABTOPCKOMVСВИДЕТЕЛЬСТВУ ...,,:- л Ц

076800 т

15 тами 18 и 19 упорного поцшипника.

На опорных эпементах (вкпацышак) опорных подшипников 2,3,8,9, 15, 16 установпены цатчики измерения температуры соответственно 11,, 1, 1 4, 15,1 (усповно не показаны). Анапогичные цатчики установпены HB опорнык эпементах 5,12,19 упорных поцшипников, измеряюшие соответственно температуры, 1, 141 и на эпементах. 6,11, 0

18, измеряюших температуры tg, 1 0, ggQ °

На вапах 1 и 7 турбокомпрессора и свобоцной турбины размещены цатчики частоты вращения, измеряющие обороты турбокомпрессора и свобоцной турбины, а на вхоце и выхоце нагнетатепя цатчики, измеряюшие цавпение нв вхоце нвгнетатепя Р < и его выхоце Р н.

Способ осушествпяют следующим образом.

Первоначапьно измеряют температуру опорных эпементов кажцого поцшипника агрегата, частоты вращения вапов 1 и 7, турбокомпрессора и свобоцной турбины (ц „, h<1. ), давпение за нагнетв45 телем Р, измеренные температуры корректируют пропорционапьно откпонению измеренной частоты вращения соответ» ствуюшего вада от номинапьного знач ния, а цпя опорных эпементов цопопнитепьно измеренные температуры корректируют пропорционапьно откпонению измеренного цавпения на выходе нагнетатепя от номинвпьного значения, исходя из выражений

55 ь1=д ю и Ы=Ь ьРд„.

Поспе произвеценной корректировки температур опрецепяют срецнюю привеценную температуру опорнык эпементов

Поставпенная цепь цостигвется тем, что согласно способу циагностики состояния поцшипников многовапьного нагнетатепя газа путем опрецепения 3 срецней температуры опорных и упорных поцшипников, откпонения температуры кажцого поцшипника от срецней и сравнения этого откпонения с зацанным значением, допопнитепьно измеряют частоту вращения кажцого вада и цавпение нв выхоце нагнетатепя, опрецепяют откпонение цопопнитепьно измеренных параметров от номинапьных значений и перец опрецепением средней температуры поц- 4 шипников температуру кажцого из ник корректируют на величину, опрецепяемую из выражения й=a п, 1 1

Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к способам циагностики состояния lIogllIHIIHHKGB валов газоперекачиваюших агрегатов, транспортирующих прироцный газ по магистрапьным газопровоцам.

Наибопее бпизким к прецпагаемому по технической сущности и достигаемо»му эффекту явпяется способ циагностики состояния поцшипников многовапьного нагнетатепя газа путем опрецепения срецней температуры опорных и упор.. ных поцшипников, откпонения температуры кажцого поцшипника от срецней и сравнения этого откпонения с заданным значением fl)

Оцнако известный способ не учитывает изменение режимов работы нагнетатепя таких, как частота врашения валов и цавпения на выхоце нагнетатепя при опрецепении температуры опорных элементов, что значительно снижает точность и цостоверность способа.

Цепь изобретения - повышение точности диагностики. гце д д — отклонение измеренной частоты врашения от номинапьного значения; с — постоянный коэффициент, равный 0,005-. 0,02, а температуру упорных поцшипников цопопнитепьно корректируют на вепичину, опрецеляемую из выражения: и ВаР где Р „- откпонение измеренного цавпения на выхоце нагнетате»as от номинапьного значения;

 — постоянный коэффициент, равный 0,28-0,38.

На чертеже прецставпена схема и мерений роторной части газоперекачиванъ шего агрегата, н еобхоцимы к цпя ци агностирования.

Роторная часть газоперекачивающего агрегата соцержит вап 1 турбокомпрессора, установпенный в опорнык поцшипниках 2 и 3 с упорным гребнем 4, размешенным между опорными эпементами 5 и 6 упорного поцшипника, вал 7 свобоцной турбины, установпенный в опорнык поцшипникак 8 и 9 с упорным гребнем 10, размещенным межцу опорными эпементами 11 и 12 упорного подшипника, промежуточный безопорный вап 13, вап 14 нагнетатепя прироцного газа, установленный в опорах поцшипника 15 и 16 с упорным гребнем 17, размещенным межцу опорными эпемен3

1 юр гце К вЂ” чиспо измерений температуры; — откорректированная температура лоцшипника.

Вычисляется разница откорректированной температуры кажцого опорного эпемента и срецней откорректированной температуры

5t -1

При этом параметр 8t >> явпяется циагностическим признаком расцентровки кажцого поцшипника, т.е. параметром, оцнозначно связанным с ней и не зависяшим от усповий работы агрегата (частоты вращения вапов, цавпения в нагнетатепе, температуры маспа на вхоце в агрегат и т.ц.) Ha начапьной стации эксппуатации агрегата, когца агрегат имеет номинальное техническое состояние, в указанной поспецоватепьности опрецепяется значение циагностического признака цпя кажцого опорно го эпемента, которое и принимается за этапонное; При необхоцимости оценки расцентровки вапов в процессе эксппуатации агрегата в указанной поспецоватепьности опрецепяются значения циагностического признака опорных эпементов, соответствующие фактическому тех1076800 ническому состоянию агрегата (по цанной неисправности). Фактические значения циагностического признака сравниваются с соответствующими этапонными

5 и в спучае их рассогпасования выцается. сигнал о вепичине откпонения по кажцому опорному эпементу.

Таким образом, прецпагаемый способ характеризуется уцовпетворитепьной точностью>цостаточной цпя выявпения незначитепьных расцентровок цаже в усповиях штатных измерений, и не требует испопьзования высокочастотных цатчиков и специапьных измеритепьных срецств. При этом он относитепьно прост в реапизации, так как не требует провецения спожных вычиспений, бопьшого числа измерений и цопопнитепьного анапиза попученных цанных с цепью искпючения впияния на циагностическую информацию сторонних факторов, носяших чисто эксппуатационный характер и не связанных с циагностируемой неисправ25 постыл. Повышение точности обеспечивается прямым выявпением неисправности. Это связано с тем, что экспериментапьно попучен циагностический признак, оцнозначно связанный с цанной

Зо неисправностью и не зависяший от усповий и режима работы агрегата.

Составитепь Г. Романов

Рецактор Н. Стащишина Техрец М.Тепер Корректор Э. Эрцейи

Заказ 737/40 Тираж 823 Поцписное

ВНИИПИ Госуцарственного комитета СССР ло цепам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., ц. 4/5

Фипиап ППП "Патент, г. Ужгороц, уп. Проектная, 4

Способ диагностики состояния подшипников многовального нагнетателя газа Способ диагностики состояния подшипников многовального нагнетателя газа Способ диагностики состояния подшипников многовального нагнетателя газа 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх