Многофазный регулятор напряжения

 

МНОГОФАЗНЫЙ РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ по авт. св. № 568134, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, в него введены ключевые элементы , логические элементы ПАМЯТЬ с входами «Ввод и «Сброс, логические элементы И, элементы индикации работы фаз по числу тиристоров и датчики тока тиристоров фаз с релейной характеристикой, соединенные последовательно с каждым тиристором , управляющие переходы тиристоров зашунтированы ключевыми элементами, а выход каждого датчика тока подключен к входу «Сброс соответствующего и входу «Ввод последующего логических элементов ПАМЯТЬ, выход каждого из которых вместе с соответствующим выходом блока импульсно-фазового управления ти-ристорами соединен с входами соответствующих логических элементов И, выходы которых связаны с управляющими входами соответствующих ключевых элементов, при этом каждый элемент индикации работы фазы подключен к выходу соответствующего логического элемента ПАМЯТЬ.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

puD Н 02 P 7 28

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

) с

1 13

К АВТОРСКОМУ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 568134 (21) 3527623/24-07 (22) 27.12,82 (46) 07.03.84. Бюл. № 9 (72) О. И. Гилевич и В. М. Оливсон (53) 621.316.722.1 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 568134, кл. Н 02 P 7/28, 1975. (54) (57) МНОГОФАЗНЫЙ РЕГУЛЯТОР

НАПРЯЖЕНИЯ по авт. св. № 568134, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, в него введены ключевые элементы, логические элементы ПАМЯТЬ с входами «Ввод» и «Сброс», логические элементы И, элементы индикации работы фаз по числу тиристоров и датчики тока тирис„„SU„„1078566 А торов фаз с релейной характеристикой, соединенные последовательно с каждым тиристором; управляющие переходы тиристоров зашунтированы ключевыми элементами, а выход каждого датчика тока подключен к входу «Сброс» соответствующего и входу

«Ввод» последующего логических элементов

ПАМЯТЬ, выход каждого из которых вместе с соответствующим выходом блока импульсно-фазового управления тнристорами соединен с входами соответствующих логических элементов И, выходы которых связаны с управляющими входами соответствующих ключевых элементов, при этом каждый элемент индикации работы фазы подключен к выходу соответствующего логического элемента ПАМЯТЬ.

1078566

Изобретение относится к электротехнике, а именно к регуляторам напряжения на коллекторах тяговых двигателей электроподвижного состава постоянного тока.

По основному авт. св. № 568134 известен многофазовый регулятор напряжения, содержащий ряд параллельных цепочек, каждая из которых состоит из последовательно соединенных коммутируюшего дросселя, силового тиристора, разделительного диода и сглаживающего дросселя, связанного с цепью нагрузки, а также коммутирующего конденсатора и обратного диода, причем обмотка сглаживающего дросселя состоит из двух последовательно-встречно включенных секций, общая точка которых соединена с цепью нагрузки, концы — с катодами разделительных диодов двух смежных цепочек, а параллельно каждому силовому тиристору включен. дополнительный тиристор.

Многофазный регулятор напряжения набирается из одинаковых .четырехфазных блоков, причем тиристоры фаз включаются с равномерным сдвигом, соответствующим количеству фаз всего регулятора напряжения (1) .

Однако при нарушении очередности их включения возможен срыв работы регулятора напряжения из-за нарушения процесса перезаряда коммутирующих конденсаторов, что может иметь место, например, при внеочередном включении тиристора фазы из-за прохождения по его цепям управления импульса помехи, либо при сбоях в работе системы управления тиристорами.

При пропуске включения очередного тиристора фазы, который может быть вызван, например, выходом из строя элементов его канала управления или нарушением контакта между последовательно включенными элементами этой фазы, сердечник нагрузочного дросселя не перемагничивается и, вследствие его насыщения, к полупроводниковым элементам регулятора напряжения и к на-. грузке прикладывается повышенное и несимметричное напряжение, вызывающее выход из строя и ухудшающее процесс сглаживания пульсаций тока. При этом снижается также коммутационная устойчивость регулятора напряжения, так как изменение величины распределения реактивного сопротивления последовательно включенных элементов регулятора напряжения может привести к срыву процесса преобразования.

Кроме того, при возникновении пропуска включения одной из фаз отсутствует возможность контроля неработающей фазы, что затрудняет своевременное обнаружение, поиск и устранение неисправности, возникшей в процессе эксплуатации.

Цель изобретения — повышение надеж- ности.

Поставленная цель достигается тем, что в многофазный регулятор напряжения вве5

2(!

55 дены ключевые элементы, логические элементы ПАМЯТЬ с входами «Ввод» и «Сброса логические элементы И, элементы индикации работы фаз по числу тиристоров и датчики тока тиристоров фаз с релейной характеристикой, соединенные последовательно с каждым тиристором, управляющие переходы тиристоров зашунтированы ключевыми элементами, а выход каждого датчика тока подключен к входу «Сброс» соответствующего и входу «Ввод» последуюшего логических элементов ПАМЯТЬ, выход каждого из которых вместе с соответствующим выходом блока импульсно-фазового управления тиристорами соединен с входами соответствующих логических элементов И, выходы которых связаны с управляющими входами соответствующих ключевых элементов, при этом каждый элемент индикации работы фазы подключен к выходу соответствуюшего логического элемента ПАМЯТЬ.

На чертеже представлена структурная схема устройства.

Многофазный регулятор 1 напряжения содержит ряд (в общем случае n) параллельных цепочек, каждая из которых, например, первая, состоит из последовательно соединенных коммутирующего дросселя 2.1, силового тиристора 3.1, параллельно которому включен дополнительный тиристор 4.1, и разделительного диода 5.1, а также коммутируюшего конденсатора 6.1 и обратного диода 7.1. Между каждыми двумя цепочками включен сглаживающий дроссель 8, обмотки которого выполнены из двух последовательно-встречно включенных секций 9 и 10, общая точка которых соединена с цепью 11 нагрузки (электродвигателем постоянного тока), а концы — с катодами разделительных диодов 5.1 и 5.2 смежных цепочек.

Устройство также содержит (по числу тиристоров, общее количество которых равно

m =2п, где п — число параллельных цепочек

m — число фаз многофазного регулятора напряжения) ключевые элементы 12.1 — 12m, логические элементы ПАМЯТЬ 13.1 — 13.гп с входами «Ввод» и «Сброс», логические элементы И 14.1 — 14 m, элементы индикации

15.1 — 15 m работы m фаз, датчики 16.1—

16.m тока тиристоров m фаз с релейной характеристикой, соединенные последовательно с соответствующими тиристорами

3.1=3.п и тиристорами 4.1 — 4.n n цепочек

m-фазного регулятора напряжения. Управляюшие переходы всех m тиристоров 3.1 —

З.п и 4.1 — 4.п подключены к m выходам

17.1 — 17.m блока 17 импульсно-фазового управления тиристорами и зашунтированы ключевыми элементами 12.1 — 12.m. Выход каждого датчика тока тиристора соответствующей фазы, например первого, подключен к входу «Сброс» соответствующего логического элемента ПАМЯТЬ 13.1 и входу «Ввод» последуюшего логического элемента ПА1078566

МЯТЬ 13.2. При этом выход датчика 16лп тока подключен к входу «Сброс» логического элемента ПАМЯТЬ 13 m и входу «Ввод» логического элемента ПАМЯТЬ 13.1. Выходы указанных логических элементов подключены к,входам соответствующих элементов 5 индикации 15.1 — 15лп работы тиристоров, а также вместе с m выходами 17.1 — 17лп блока 17 импульсно-фазового управления тиристорами подключены к входам соответствующих логических элементов И 14.1 — 14лп, выходы которых связаны с управляющими входами ключевых элементов 12.1 — 12лп соответствующих фаз.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состояйии на выходе логического элемента ПАМЯТЬ 13.1 первой фа- 1 зы — логическая единица, на выходах остальных элементов ПАМЯТЬ 13.2 — 13лп и логических элементов И 14.1 — 14лп — логические нули. До подачи управляющих импульсов.на тиристоры 3.1 — З.п и 4.1 — 4.п

m фаз регулятора напряжения блоком 17 импульсно-фазового управления тиристорами все ключевые элементы 12.1 — 12лп находятся в проводящем состоянии и блокируют, управляющие переходы тиристоров

3.1 — З.п и 4.1 — 4.п соответствующих m фаз 25 регулятора 1 напряжения. При поступлении управляющего импульса с выхода 17.1 блока

17 импульсно-фазового управления тиристорами на тиристор 3.1 первой фазы и на первый вход логического элемента И 14.1 на его выходе появляется логическая единица, которая переводит ключевой элемент

12.1 в состояние отсечки и тиристор 3.1 первой фазы m-фазного регулятора 1 напряжения включается. При этом датчик 16.1 тока подает сигнал на вход «Сброс» логического элемента ПАМЯТЬ 13.!, на выходе ç5 которого появляется логический нуль. Ключевой элемент 12.1, переходя в состояние проводимости, блокирует управляющий переход тиристора 3.1 первой фазы, тем самым исключая возможность последующего внеоч6редного его включения. Одновременно

40 сигнал с выхода датчика 16.1 тока тиристора 3.1 первой фазы поступает на вход

«Ввод» логического элемента ПАМЯТЬ 13.2, на выходе которого появляется логическая единица.

При поступлении с выхода 17.2 блока 17 импульсно-фазового управления сигнала на включение тиристора второй фазы 4.1 ключевой элемент 12.2 переходит в состояние отсечки, и тиристор 4;1 второй фазы включается.

При поочередном включении тиристоров

3.1 — З.п и 4.1 — 4.п m фаз регулятора 1 напряжения процессы аналогичны. После включения тиристора 4.п m-ой фазы блокируется его управляющий переход и подготавливается цепь управления тиристоров 3.1 первой фазы, т. е. цикл повторяется. В результате вероятность внеочередного включения тиристоров фаз многофазного регулятора напряжения исключается за счет блокирования их управляющих переходов ключевыми элементами, а подготовка тиристора очередной фазы к включению происходит только при протекании тока через тиристор предыдущей фазы. Элементы индикации 15.1 — 15лп работы тиристоров фаз, поочередно включаясь, информируют о работе фаз.

При включении тиристора 3.1 первой фазы датчик 16.! тока переводит логический элемент ПАМЯТЬ 13.1 в состояние, при котором на его выходе логический «О», одновременно переводя логический элемент ПАМЯТЬ 13.2 в состояние, при котором на элемент индикации 15.2 поступает логическая «1», фиксируется готовность тиристора

4.1 второй фазы к работе.

В случае пропуска включения тиристора любой из фаз с выхода датчика тока этой фазы не поступает сигнал, подготавливающий цепь управления тиристором очередной фазы, и процесс регулирования напряжения прекращается. Логический элемент ПАМЯТЬ невключившейся фазы сохраняет свое состояние, и соответствующий элемент индикации работы фазы регистрирует номер неисправной фазы.

Такое построение многофазного регулятора напряжения обеспечивает предотвращение его срыва, выхода из строя элементов, а также своевременное обнаружение неисправности, что важно для предотвращения аварийной ситуации, при этом повышается надежность и устойчивость работы, улучшаются эксплуатационные характеристики.

1078566

Редактор Л. филь

Заказ 980/49

Составитель Н. Корева

Техред И. Верес Корректор М. Демчик

Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

rro делам изобретений и открытий

1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Многофазный регулятор напряжения Многофазный регулятор напряжения Многофазный регулятор напряжения Многофазный регулятор напряжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортных средств, в частности, к электроприводам электромобилей

Изобретение относится к электротехнике, в частности к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к системам управления двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления тяговыми электродвигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в высокочастотных зарядных устройствах и источниках питания с гальванической развязкой выходного напряжения для тягового электропривода аккумуляторных автомобилей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в прецизионных системах регулирования угловой скорости, построенных на базе контура фазовой синхронизации

Изобретение относится к способу управления гасительным устройством для рекуперирующей мостовой схемы вентильного преобразователя, причем мостовая схема вентильного преобразователя, управляемая пусковыми импульсами схемы управления, синхронизированной с сетью, своими тремя входами подключена к фазам трехфазной сети, а оба выхода мостовой схемы связаны с электродвигателем постоянного тока, который в генераторном режиме через мостовую схему возвращает энергию в трехфазную сеть, и гасительное устройство управляется блоком управления, от которого выдаются управляющие импульсы в зависимости от контроля электрических и временных параметров

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в промышленных установках для отработки позиционными электроприводами с упругими валопроводами заданных диаграмм перемещения

Изобретение относится к области электротехники, в частности к полупроводниковой технике, и может быть использовано на электроподвижном составе для управления тяговыми электрическими машинами постоянного тока, электротермическими установками и другими потребителями электроэнергии
Наверх