Тренажер швертботиста

 

1. ТРЕНАЖЕР ШВЕРТБОТИСТА, содержащий корпус -ивертбота, установленный с возможностью поворота относительно продольной оси и снабженный мачтой и трапецией, механизм образования кренящего момента и систему оценки работы швертботиста, о т л ич а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения эффективности тренировки, в него введен второй корпус швертбота с мачтой и трапецией, при этом трапеция каждого щвертбота соединена с другим швертботом через механизм образования кренящего момента. 2.Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что механизм образования кренящего момента выполнен Б виде маятника с укрепленным подвижно вдоль его ctepжня грузом, соединенным с обеими трапециями. 3.Тренажер по п. 2, отличающийся тем, что в калодый корпус швертбота выведен ходовой конец соответствующего шкота, а их коренные концы закреплены каждый на своем барабане, которые связаны между i собой через.механизм задания тяги упругими звеньями. (Л 4.Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что механизм задания тяги выполнен в виде стержня с грузом на одном конце, другой конец которого связан зубчатой передачей с упругими звеньями.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (212

З(522 С 09 В 9 06

i

1, (1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И ABT0PCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3511766/40-23 (22) 11. 11. 82 (46) 23.03.84. Бюл. К - 11 (72) О.А.Шептунов, И.И.Ульянов, А.А.Филиппов и С.И.Ковалев (71) Ленинградский ордена Трудового

Красного Знамени институт воцного транспорта. (53) 621.72:629.125.12(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Ф 703858, кл. G 09 В 9/06, 1977. (54) (57) 1. ТРЕНАЖЕР ШВЕРТБОТИСТА, содержащий корпус вертбота, установленный с возможностью поворота относительно продольной оси и снабженный мачтой и трапецией, механизм образования кренящего момента и систему оценки работы швертботиста, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности тренировки, в него введен второй корпус швертбота с мачтой и трапецией, при этом трапеция каждого швертбота соединена с другим швертботом через механизм образования кренящего момента.

2. Тренажер по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что механизм образования кренящего момента выполнен в виде маятника с укрепленным подвижно вдоль его стержня грузом, соединенным с обеими трапециями.

3. Тренажер по и. 2, о т л и ч аю шийся тем, что в каждый корпус швертбота выведен ходовой конец соответствующего шко а, а их коренные концы закреплены каждый на своем барабане, которые связаны между собой через механизм задания тяги упругими звеньями.

4. Тренажер по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что механизм задания тяги выполнен в виде стержня с грузом на одном конце, другой конец которого связан зубчатой передачей с упругими звеньями.

1081646

Изобретение атно ится к спортивным тренажерам, в частности к тренажерам для межсезонной подготовки на берегу спортсменов-парусников, для овладения навыками откренивания швертбота, а также для развития координации движения, силы и выносливости к преодолению для данного вида спорта нагрузок.

Известно устройство, которое со- 10 держит корпус швертбота с мачтой и трапецией, установленный с возможностью поворота относительно про,дольной оси,и механизм образования кренящего момента и систему оценки работы швертботиста (1) .

Известный тренажер позволяет создать переменную нагрузку спортсмену и объективно оценивать его работу, однако он не обладает достаточной эффективностью из-за отсутствия видимого соперника, который всегда присут ствует в реальной гонке, осуществляя не только физическую, но и психологическую нагРузку, повышая TeM caMbIM разносторонность воздействия на спортсмена. На реальном швертботе яхтсмен ведет не толька борьбу с естественными силами природы„ но и одновременна соревнуется с соперника30 ми, что вносит в борьбу яркий психологический настрой, эмоциональность, повышает работоспособность и резуль тативность спортсмена. !

Кренящий момент на тренажере изменяется только в течение одного обо-З5 рота кулачного диска, а затем программа повторяется, что также снижа-, ет эффективность тренировки швертботиста, так как исключает элемент не" ожиданности нагрузки. Спортсмен мо- 40 жет настроиться на период изменения нагрузки и подготовиться к ней.

Недостатками тренажера являются также сложность конструкции, потребность в электродвигателе с редуктором и в электроэнергии для питания тренажера.

Из-за малой производительности (на одном тренажере работает один швертботист), больших габаритов и высокой стоимости тренажер мало пригоден для работы с группой швертботистов, особенно начинающих.

Целью изобретения является повышение эффективности тренировки шверт-55 батистов.

Цель достигается тем, что в тре;нажер швертботиста, содержащий корпус швертбота, установленный с воз- 1 можностью поворота атносител но продольной оси и снабженный мачтой и трапецией, механизм образования кренящего момента и систему оценки работы швертботиста, введен второй корпус швертбота с мачтой и трапецией, при этом трапеция каждого швертбота соединена с другим швертботом через механизм образования кренящего момента.

Механизм образования кренящего момента выполнен в виде маятника с укрепленным подвижно вдоль его стержня грузом, соединенным с обеими трапециями.

Кроме того, в каждый корпус швертбота выведен ходовой конец соответствующего шкота, а их ксренные концы закреплены каждый на своем барабане, которые связаны между собой через механизм задания тяги упругими звеньями.

При этом механизм задания тяги выполнен в виде стержня с грузом на конце, другой конец которого связан зубчатой передачей с упругими звеньями.

На фиг. 1 изображена конструкция предлагаемого тренажера с механизмом образования кренящего момента, на фиг. 2 — работа тренажера при равной интенсивности откренивания обоими швертботистами; на фиг. 3— работа тренажера в случае, когда левый швертботист откренивает интенсивнее правого," на фиг. 4 — механизм задания тяги штокам с индикатором сравнения интенсивности выбирания штоков швертботистами, на, фиг. 5 — сечение А-А на фиг. 4.

Тренажер устроен следующим образом.

На опорах 1 установлены корпуса швертботов 2 и 3. Корпус может быть выполнен упрощенно в виде качающейся относительно оси 4 платформы. На .аждом корпусе закреплены мачты 5 и б соответственно, а к ним прикреплены коренные концы соответствующих трапеций 7 и 8. Каждая мачта тросом 9, пропущенным через отводные блоки, соединена с механизмом образования кренящего момента и тем самым мачты соединены одна с другой. Таким образом, обе трапеции 7 и 8 и оба корпуса 2 и 3 оказываются связа1081646 ны одни с цругими кинематической цепью.

Механизм образования кренящего момента выполнен, .например, в виде маятника 10, подвешенного на оси, закрепленной в опоре 11. На маятнике установлены переменные грузы 12.

Тросы 9 прикреплены к площадке 13, установленной на маятнике с возможностью скольжения вдоль его стерж- 10 ня 10. На площадке установлены переменные грузы 14. Тренажер включает систему индикаторов. На маятнике закреплена стрелка 15, а возле нее неподвижно установлена шкала 16. !5

Возле мачты неподвижно установлена шкала 17, а на стержне маятника нанесена шкала 18.

Ходовые концы штоков 19 и 20 выведены каждый в своей корпус швертба- 2р та, а их коренные концы закреплены каждый на своем барабане 21 и 22 соответственно. Барабаны соединены один с другим через упругие элементы, выполненные, например, в виде пру- 25 жин 23 кручения. Между пружинами установлена меньшая шестерня 24 зубчатой пары. С большей шестерней 25 жестко связан стержень 26 с переменным грузом 27 и стрелкой 28. Возле стрелки неповдижно установлена шкала 29.

Перед началом тренировки при отсутствии швертботистов корпуса швертботов имеют начальныи крен (фиг. 1).

Когда швертботисты начинают откренивать свои корпуса, например, с одинаковой интенсивностью (фиг. 2), то усилие левого швертботиста через

40 мачту 5, трапецию 7 и трос 9 воспринимается площадкой 13. На площадку 13 с такой же силой воздействует правый швертботист. При этом в зависимости от веса груза 14 площад45 ка 13 поднимается на ту или иную высоту вдоль стержня маятника 10.

По шкале 18 и с учетом веса груза 14 можно оценить работу швертботистов, то же можно оценить и по шкале 17. Так как тяга троса 9, 50 закренивающая левый швертбот за мачту о, определяется Как

2 а ем (где Р— вес груза 14), то нагрузки швертботистов возрастают по мере: 55 уменьшения крена (и уменьшения угла оС ), что соответствует реальным условиям гонки.

Если один из швертботистов, например левый, откренивает более интенсивно, чем другой, то трос 19 будет не только поднимать площадку 13, но и отклонять стержень 10 маятника (фиг. 3) . При этом маятник своим весом и грузом 12 увеличивает кренящий момент швертботу, имеющему меньший крен (в данном случае левому), и уменьшает кренящий момент швертботу, имеющему больший крен.

В этом проявляется дифференциальный характер механизма образования кренящего момента.

По положению стрелки 15 относительно шкалы 16 можно производить сравнительную оценку работы спортсменов по открениванию швертбота.

Кинематическая связь швертботов, с помощью тросов 9 и механизма образования кренящего момента позволяет внести в тренировку элемент неожиданности и нерегулярности при возникновении и изменении кренящего момента.

Одновременно с открениванием швертботист на тренажере должен выбирать свой шток 19 или 20 соответственно (фиг.1). При выбирании каж,дый шкот сматывается со своего барабана (21 или 22), а так как барабаны вращаются в разные стороны, то пружины 23 закручиваются и увеличивают тягу каждого шкота и нагрузку швертботиста. Если оба швертботиста выбирают свои шкоты с одинаковой интенсивностью, то шестерни 24 и 25 остаются неповдижными. Тогда о работе спортсменов можно судить по скорости выбирания шкотов. Если же один швертботист быстрее другого выбирает свой шкот, то начинает вращаться щестерня 24, поворачиваться шестерня 25 и связанный с ней стержень 26 с грузом 27 и стрелкой 28. При этом груз 27 (аналогично грузу 12) выполняет функцию дифференциала, помогая слабому швертботисту, уменьшая тягу шкота и нагружая более сильного (увеличивая тягу на его шкоте) °

Стрелка 28 и шкала 29 дают сравнительную оценку интенсивности работы спортсменов. Связь обоих барабанов 21 и 22 между собой позволяет каждому спортсмену влиять на нагрузку другого, чем вводится в тренировку соревновательный характер и повы-, шается ее эффективность.

1081646

Эффективность изобретения состоит в придании тренировке швертботистов на берегу соревновательного характера, в поддержании в процессе тренировки состояния постоянной готовности к неожиданным и нерегулярным измерениям нагрузки, в комплексности тренировки, т.е. в одновременном откренивании швертбота, поддержании равновесия и выбирании шкотов, что повышает эффективность тренировки швертботистов и позволяет в короткие сроки достичь высокого спортив— ного мастерства.

1081646

Составитель В.Зеленский

Техред А.Кикемезей Корректор Г.Решетник

Редактор A.Êoçîðèç

Филиал ППП "Патент", r.Óærîðîä, ул.Проектная, 4

Заказ 1553/44 Тираж 447 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тренажер швертботиста Тренажер швертботиста Тренажер швертботиста Тренажер швертботиста Тренажер швертботиста 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к тренажерной технике и предназначено для обучения, тренировки и повышения квалификации судоводителей

Изобретение относится к судостроению и касается создания транспортно-тренинговых судов для морского профессионального образования

Изобретение относится к области тренажных средств для подготовки космонавтов к действиям после посадки космического аппарата на водную поверхность, к средствам для имитации волнения моря при проведении исследований и испытаний в моделируемых условиях

Изобретение относится к тренажерным средствам и направлено на обеспечение возможности тренировки лоцмана на борту судна, снабженного средствами для динамического позиционирования

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для выработки навыков обслуживания корабельных систем

Изобретение относится к тренажеростроению, в частности корабельным тренажерам, и может быть использовано для подготовки экипажей кораблей

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для подготовки операторов гидроакустических комплексов (ГАК)
Наверх