Способ пропитки обмотки статора электрической машины

 

СПОСОБ ПРОПИТКИ ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНБ1, при котором обмотанный статор помещают в камеру, закрывают внутреннюю поверхность статора, подводят пропиточный состав ко всей поверхности одной из лобовых частей обмотки и осуществляют вращение камеры вокруг оси, проходящей вне статора, со стороны подвода пропиточного состава, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени пропитки и снижения энергетических затрат, статор размещают так, что его продольная ось и ось вращения расположены под углом одна к другой, при этом пропиточный состав подводят к той лобовой части обмотки, которая расположена выше другой ее части. (Л оо со ю со

„„Я0„„1О83297

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

g g Н 02 К 15/12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ASTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ!

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3491642/24-07 (22) 22.09.82 (46) 30.03.84. Бюл. № 12 (72) В. А. Бернштам, А. И. Никонов и Б. Н. Газалов (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт технологии электромашиностроения

«ВНИИТэлектромаш» (53) 621.315 (088.8) (56) 1. Проспект фирмы ФРГ Ilasurit GmbH

und Geschaftsbereich, Dr Beck Ю С . ВК 0;

Beck 1nformationen, Juni, 1973 «Tranklacke, Eigenschaften und Anwendung».

2. Авторское свидетельство СССР № 775829, кл. Н 02 К 15/12, 1978. (54) (57) СПОСОБ ПРОПИТКИ ОБМОТКИ

СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, при котором обмотанный статор помещают в камеру, закрывают внутреннюю поверхность статора, подводят пропиточный состав ко всей поверхности одной из лобовых частей обмотки и осуществляют вращение камеры вокруг оси, проходящей вне статора, со стороны подвода пропиточного состава, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени пропитки и снижения энергетических затрат, статор размещают так, что его продольная ось и ось вращения расположены под углом одна к другой, при этом пропиточный состав подводят к той лобовой части обмотки, которая расположена выше другой ее части.

1083297

25

Зо

Изобретение относится к технологии электромашиностроения, в частности к способам пропитки обмоток электрических машин, и может быть использовано, например, при изготовлении обмотанных статоров, роторов и т.п.

Известен способ пропитки обмотки статора электрической машины, включающий подвод пропиточного,состава к поверхности одной из лобовых частей обмотки и воздействие на него механических сил для проникновения состава в обмотку (1).

Однако с проникновением пропиточного состава в обмотку давление на него уменьшается, что вызывает необходимость повышать общее давление в камере, а для пропитки статоров с отношением длины статора к его наружному диаметру больше 1,5 применяют давление больше 4 атм. С проникновением пропиточного состава в обмотку давление в нем падает. Вследствие этого в обмотке могут образоваться зоны, не заполненные пропиточным составом. Все это усложняет пропитку и. не позволяет качественно пропитать обмотанные, статоры большой длины или с высокой плотностью укладки обмотки.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ пропитки обмотки статора электрической машины, при котором обмотанный статор помещают в камеру, закрывают внутреннюю поверхность статора, подводят пропиточный состав ко всей поверхности одной из лобовых частей обмотки и осуществляют вращение камеры вокруг оси, проходящей вне статора со стороны подвода пропиточного состава, а пропиточный состав подводят в направлении оси статора. Вращение вокруг указанной оси приводит к возникновению центробежных сил, действующих на каждый элемент объема пропиточного состава в направлении, параллельном оси статора, ускоряя вовлечение пропиточного состава в обмотку и способствуя заполнению воздушного пространства между витками, так как движение пропиточного состава происходит под действием не только капиллярных, но и центробежных сил (2} .

Однако пропитка обмотки статора указанным способом происходит недостаточно быстро, а увеличение скорости пропитки за счет повышения скорости вращения статора требует увеличения затрат энергии.

Цель изобретения — сокращение времени пропитки и снижение энергетических затрат.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу пропитки обмотки статора электрической машины, при котором обмотанный статор помещают в камеру, закрывают внутреннюю поверхность статора, подводят пропиточный состав ко всей поверхности одной из лобовых частей обмотки и осуществляют..вращение камеры вокруг оси, проходящей вне статора, со стороны подвода пропиточного состава, статор размещают так, что его продольная ось и ось вращения расположены под углом одна к другой, при этом пропиточный состав подводят к той лобовой части обмотки, которая расположена выше другой ее части.

При этом пропиточный состав вовлекается в обмотку под действием силы F =

Q превышающей центробежную силу в раз. При установившемся режиме она уравновешивается силой вязкого

-трения, которая пропорциональна скорости движения пропиточного состава по обмотке статора. Учитывая, что скорость движения V и время пропитки Т находятся в обратно пропорциональной зависимости, получим следующее отношение времени пропитки в способе — прототипе ко времени пропитки в предлагаемом способе: где Я=рйн* — центробежная сила, действующая на единицу объема пропиточного состава при пропитке по способу — прототипу;

P=pq — удельный вес пропиточного состава;

p — плотность пропиточного состава;

Я -расстояние от оси вращения до статора;

-ускорение свободного падения.

На чертеже схематически показана пропитка обмотки статора по предлагаемому способу.

Обмотанный статор 1 помещается в камеру 2 с расположением его продольной оси 3 наклонно к оси вращения 4. Внутреннюю поверхность статора под ротор закрывают заглушкой 5. Камеру заполняют пропиточным составом 6 и подводят его ко всей поверхности одной из лобовых частей обмотки 7 так, чтобы покрыть ее полностью пропиточным составом. Пропиточный состав подают в обмотку вдоль оси 3 статора под действием механических сил: силы тяжести P и центробежной силы Q, возникающей во время его совместного вращения со статором. При этом ось статора наклонена к оси вращения под углом )3= агч tg -ф —.

Пример. Проводится пропитка обмотанного статора асинхронного электродвигателя серии 4А с высотой оси вращения 90 мм (тип 4А9014 со всыпной обмоткой).

Параметры статора: наружный диаметр (Д ) 149,0 мм, внутренний диаметр (Д я)

95,0 мм, длина пакета (3„) 100,0 мм, количество пазов (Z) 24, обмоточный провод

ПЭТВ МРТУ 2 — 43 — 12 — 61, ф 0,9 мм.

Перед пройиткой внутреннюю поверхность статора под ротор закрывают заглушкой 95,0 мм. Статор обмотанный (с заглуш1083297 2

30

= t+ 00968 = 1,05

ВНИИПИ Заказ 1770 48 Тираж 667 Подписное

Филиал ППП «Патент», т. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 кой помещают в камеру, представляющую собой трубу с внутренним диаметром (Д „)

149,0 мм и фиксируют с помощью винтов.

Трубу с двух сторон закрывают фланцами с отверстиями для подвода и слива пропиточного состава.

Трубу с фланцами, образующую пропиточную камеру, заполняют пропиточным лаком КП 34 ТУ ЭАБ.504 037 при 18 С.

Статор в камере закрепляется на столе карусельного станка модели М1508 так, что ось входного отверстия фланца совпадает с осью вращения стола, а ось статора наклонена к оси вращения под углом P = 84 .

Статор вращают со скоростью 90 об/мин в течение 26 с.. Вращение с такой скоростью при диаметре планшайбы 710 мм соответст- 15 вует трем g, где g — ускорение свободного падения. После термообработки обмотку статора препарируют. Непропитанных участков в обмотке не.обнаружено. Остатки лака, находившегося в камере, используются для го пропитки других статоров.

Пропитка статора по способу-прототипу, проводившаяся при тех же условиях, длилась 30 с. Таким образом, предлагаемый способ, не требуя увеличения материальных и энергетических затрат по сравнению со способом-прототипом, позволяет уменьшить вре- . мя пропитки (в рассматриваемом примере) в 1,05 — 1,15 раза. Полученные результаты совпадают с расчетом:

Это равносильно увеличению производительности пропиточной установки на р =5%, что при часовой производительности h =

120 шч, годовом фонде времени оборудования при двухсменной работе ф = 4015 ч и коэффициенте использования К„= 0,8 позволит дополнительно пропитать

П= Ифли 10po/ = 120 4015 ОЯ.0,05=19272 статора в год.

При сохранении времени пропитки таким же, как в способе-прототипе, предлагаемый способ позволяет снизить энергетические зат- 45 раты на пропитку. Если время пропитки по предлагаемому способу и способу-прототипу одинаково, то выполняется равенство сил, действующих на пропиточный состав при обоих способах где Я=рйи — центробежная сила, действующая на единицу объема пропиточного состава при пропитке по способу-прототипу;

Р =ь

=фЯсв -центробежная сила, действующая на единицу объема пропиточного состава при пропитке по предлагаемому способу;

Р2=P $ — удельный вес пропиточного состава; †плотнос пропиточного состава; и -угловая скорость вращения статора в способе-прототипе; ю2 -угловая скорость вращения статора в предлагаемом способе;

Я вЂ” расстояние от оси вращения до статора.

Отношение кинетических энергий вращения статора, а, следовательно, и энергетических затрат на пропитку в способе-прототипе и в предлагаемом способе равно отношению квадратов угловых скоростей вращения статоров в обоих случаях, которое получим, воспользовавшись равенством сил, приведенных выше:

9fi

Я

Таким образом, энергетические затраты т по предлагаемому способу в; р р раза меньше, чем по способу-прототипу.

Кроме того, предлагаемый способ позволяет по сравнению со способом-прототипом при сохранении временных параметров снизить мощность приводного двигателя N, а при сохранении временных и энергетических параметров — уменьшить габариты пропиточной установки, которые линейно зависят от радиуса R.

Первое видно из формулы з

W3

2 х (1 к цг ) ц 2 второе — из формулы

В этих формулах параметры с индексом 1 относятся к способу прототипу, а с индексом 2 — к предлагаемому способу.

Параметры без индексов одинаковы в обоих способах.

Предлагаемый способ пропитки обмотки статора, не требуя увеличения материальных и энергетических затрат, позволяет уменьшить на 5о/о время пропитки, т.е. увеличить производительность пропиточной установки.

Кроме того, предлагаемый способ при сохранении продолжительности пропитки позволяет снизить мощность приводного двигателя.

Способ пропитки обмотки статора электрической машины Способ пропитки обмотки статора электрической машины Способ пропитки обмотки статора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении обмоток статоров электрических машин, трансформаторов, дросселей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения уплотнений валов электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и касается способов пропитки и сушки таких электротехнических изделий, как обмотки статоров, роторов электродвигателей, трансформаторов, магнитопроводов и т.п

Изобретение относится к области электротехники и касается способов электроосмотической сушки изоляции обмоток электрических машин при их эксплуатации, а также для предупреждения увлажнения изоляции обмоток электрических машин во время технологической паузы

Изобретение относится к области электротехники, а именно к ремонту электрических машин преимущественно с термореактивной изоляцией

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для капельной пропитки и сушки обмоток электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологии изготовления катушек сильных магнитных потоков, которые могут быть использованы в электротехнической промышленности

Изобретение относится к области токовой сушки трансформаторов, электрических кабелей, электрических машин, конкретно к токовой сушке обмоток электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх