Диск сцепления,преимущественно для автомобилей

 

1. ЛИСК СЦЕПЛЕНИЯ ЩЕСТВЕННО ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ, щий втулку с жестко закрепленными на ней несущими дисками и фрикционный диск с накладксми, расположенный между несущими дисками с возможностью углового поворота и связанный с ними и нерез упругие элементы , отличаю и ийся тем, что, с целью повышения надежности работы путем обеспечения нарастания передаваемого момента, он снабжен фрикционным нагрузочным устройством, расположенным в осевом зазоре между несущими дисками и выполненным в виде фрикционного элемента, демпфирующих накладок и упругих элементов, контактирующих с фрикционным элементом .

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

РЕСПУБЛИН

3(51) F 16 D 13 64

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К llATEHTY

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2617556/25-27 (62) 2145756/25-27 (22) 18. 05. 78 (23) 19. 06. 75 (31) Р 24362887 (32) 27. 07. 74 (33) ФРГ (46) 07.04.84. Еюл. Р 13 (72) Пауль Иаухер (ФРГ) (71) Люк Ламеллен унд Купплюнгсбау

Гмб Х (ФРГ) (53) 621.825. 54 (088.8) (56) 1. Патент CLIA 9 3809198, кл. F 16 D 13/64, 1974 (прототип) . (54) (57) 1 . J|HCK СЦЕПЛЕНИЯ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ АВТОИОБИЛЕЙ, содержа„.SU„„А щий втулку с жестко закрепленными на ней несущими дисками и фрикционный диск с накладками, расположенный между несущими дисками с возможностью углового поворота и связанный с ними и через упругие элементы, отличающийся тем, что, с целью повыаення надежности работы путем обеспечения нарастания передаваемого момента, он снабжен фрикционным нагрузочных устройством, расположенным в осевом зазоре между несущими дисками н выполненным в виде фрикционного элемента, демпфирующих накладок и упругих элементов, контактирующих с фрикционным элементом.

1085514

2, Диск сцепления по и. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что несущие диски втулки выполнены с окнами одинаковой конфигурации, расположенными друг против друга, а упругие элементы размещены в них.

3. Диск сцепления по пп.1 и 2, отличающийся тем,.что фрикционный диск снабжен дополнительным диском, фрикционный элемент нагрузочного устройства расположен между ними и взаимодействует с ними через накладки, при этом фрикционный элемент и фрикционный диск выполнены с окнами, а упругие элементы расположены в них и контактируют с несущими дисками Втулки и фрикционнь24 диском.

4. Диск сцепления по пп.1-3, отличающийся тем, что он снабжен упором, неподвижно закрепленным на втулке и ограничивающим поворот фрикционного элемента нагру" зочного устройства относительно втулки.

5. Диск сцепления по пп.1-4, отличающийся тем, что фрикционный диск и фрикционный элемент нагрузочного устройства выполнены.с дуговыми пазами, а упор— в виде расположенного в них стержня, жестко закрепленного концами на несущих дисках втулки, при этом .длина дугового паза фрикционного диска равна величине его перемещения в окружном направлении, а длина дугового паза фрикционногo элемента нагрузочного устройства меньше длины дугового паза фрикционно- го диска.

6. Диск сцепления по пп.1-5, отличающийся тем, что он снабжен дополнительным диском, жестко закрепленным íà фрикционном диске с осевым зазором, а нагрузочное устройство размещено в этом зазоре. 7 . Диск сцепления по пп.1-6, отличающийся тем, что одна часть упругих элементов контактирует с нагрузочным устройст ,вом и несущими дисками втулки, а

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Наиболее близким к изобретению является диск сцепления, содержащий втулку с жестко закрепленными на ней несущими дисками и фрикционный другая — с нагрузочным устройством и фрикционным диском.

8. Диск сцепления по пп.1-6, отличающийся тем, что упругие элементы установлены в окнах фрикционного элемента нагрузочного устройства с предварительным .поджатием.

9. Диск сцепления по п.8, о т— л и ч а ю шийся тем, что длина окон фрикционного диска и несущих дисков втулки равна длине окон фрикционного элемента нагрузочного устройства.

10. Диск сцепления по пп.1 -7, отличающий с я тем, что длина окон фрикционного диска больше свободной длины упругих элементов .

11. Диск сцепления по пп.1-7, о т л и.ч а ю шийся тем, что длина окон несущих дисков втулки больше свободной длины упругих элементов.

12. Диск сцепления по пп.1-7, .отл ичающий ся тем, что длина окон фрикционного элемента нагрузочного устройства больше свободной длины упругих элементов.

13. Диск сцепления по пп.1-3, отличающийся тем,что упор жестко закреплен на нагрузочном устройстве.

14. Диск сцепления по п.13, отличающийся тем, что нагрузочное устройство выполнено в виде двух фрикционных элементов, жестко связанных между собой и расположенных по обе стороны от фрикционного диска.

15. Диск сцепления по п.14, о тл и ч а ю шийся тем, что фрикционный диск выполнен с отверстиями, а упор — в виде расположенного в них стержня, жестко закрепленного концами на фрикционных элементах нагрузочного устройства.

16. Диск сцепления по п.14, о тл и ч а ю шийся тем, что дуговой размер окон фрикционного диска больше дугового размера окон фрикционного элемента нагрузочного устройства. диск с накладками, расположенный между указанными несущими дисками с возможностью углового поворота и связанный с ними через упругие эле. менты (lj .

Недостатком известного диска сцепления является низкая надежность.

1085514

Целью изобретения является повышение надежности работы путем нарастания передаваемого момента при включении.

Поставленная цель достигается тем, что диск сцепления, преимущественно для автомобилей, снабжен нагрузочным фрикционным устройством, расположенным в осевом зазоре между несущими дисками и выполненным в виде фрикционного элемента, демпфирукщих накладок и упругих элементов, контактирующих с фрикционным элементом. I

Несущие диски втулки выполнены с окнами одинаковой конфигурации, 15 расположенными друг против друга, а упругие элементы размещены в них.

Фрикционный диск снабжен дополнительным диском, фрикционный элемент нагрузочного устройства распо- 7П ложен между ними и взаимодействует с ними через накладки, при этом фрикционный элемент нагрузочного устройства и фрикционный диск выполнены с окнами, а упругие элементы расположены в них и контактируют с несущими дисками втулки и фрикционным диском»

Диск сцепления снабжен упором, неподвижно закрепленным на втулке и ограничивающим поворот фрикционного элемента нагрузочного устройства относительно втулки.

Фрикционный диск и фрикционный элемент нагрузочного устройства выполнены с дуговыми пазами, а упор в виде расположенного в них стержня, жестко закрепленного концами на несущих дисках втулки, при этом длина дугового паза фрикционного диска равна величине его перемещения в 40 окружном направлении, а длина дугового паза фрикционного элемента нагрузочного устройства меньше длины дугового паза фрикционного диска.

Диск сцепления снабжен дополни- 45 тельным диском, жестко закрепленным на фрикционном диске с осевым зазором, а нагрузочное устройство размещено в этом зазоре.

Ь

Одна часть упругих элементов кон- 5g тактирует с нагруэочным устройством и несущими дисками втулки, а другая — с нагрузочным устройством и фрикционным диском.

Упругие элементы установлены в окнах фрикционного элемента нагрузочного устройства с предварительным поджатием.

Длина окон фрикционного диска и несущих дисков втулки равна длине окон фрикционного эЛемента нагрузочного устройства.

Длина окон фрикционного диска больше, чем свободная длина упругих элементов.

Длина окон несущих дисков втулки больше, чем свободная длина упругих элементов.

Длина окон фрикционного элемента нагрузочного устройства больше, чем свободная длина упругих элементов .

Упор жестко закреплен на нагруэочном устройстве.

Нагрузочное устройство выполнено в виде двух фрикционных элементов, жестко связанных между собой и расположенных по обе стороны от фрикционного диска °

Фрикционный диск выполнен с отверстиями, а упор — в виде расположенного в них стержня, жестко закрепленного концами на фрикционных элементах нагрузочного устройства.

Дуговой размер окон фрикционного диска больше дугового размера окон фрикционного элемента нагрузочного устройства.

На фиг,1 показан диск сцепления, разрез; на фиг.2. — вариант исполнения диска сцеплениями на фиг.3 — график изменения величины передаваемого момента.

Диск сцепления содержит втулку 1 и жестко закрепленные на ней два несущих дйска 2, а также фрикционный диск 3 с накладками 4, который может вращаться относительно втулки 1 и помещается в пространстве, расположенном в осевом направлении между дисками 2. При этом в осевом промежуточном пространстве между дисками 2 совместно с фрикционным диском 3 предусмотрено фрикционнонагрузочное устройство 5, состоящее из двух фрикционных элементов в виде колец б, которые по окружности охватывают втулку 1, связаны одно с другим через упор 7 и имеют фрикционные накладки 8 и накладки 9 скольжения, нагруженные в осевом направлении тарельчатой пружиной 10. Перемещаемые по окружности упругие элементы 11 выполнены в виде пружин и расположены в окнах 12 несущих дисков 2, окнах 13 колец б и в окнах 14 фрикционного диска 3. Кроме того, имеются и фрикционные демпфирующие накладки 15 и 16, поджатые по оси волнистой пружиной 17 к фрикционному диску 3.

Упор 7 проходит через дуговой паз 18 фрикционного диска 3, а его длина по направлению окружности допускает поворот фрикционного диска 3 при этом вначале поворота фрикционно-нагрузочное устройство 5 не действует, поскольку кольца б не пе-. реворачиваются относительно втулки.

Пружины 31 расположены в окнах 12, которые могут иметь в тангенциалЬном направлении одну и ту же длину.

1085514

Фрик цион ный диск 3 имеет ок на, танг åíöèàëüная длина которых может быть больше длины пружины 11.

B конце поворота на фрикционный диск действуют фрикционные демпфирующие накладки 15 и 16, момент трения которых больше, чем момент трения накладки 9.

После выбора зазора в дуговом пазу 18 фрикционный диск 3 контактирует с упором 7 и поворачивает кольца 6. При этом они вместе с фрикционньми накладками 9 передают усилия на втулку 1. Пружины 11 могут быть установлены в окнах 13 колец 6. Тангенциальная длина окон 12, диска 2 15 и фрикционного диска 3 может быть больше свободной длины пружин.

В конце поворота фрикционного диска действуют все пружины. Одна или несколько пружин 11 могут быть 2( установлены в окнах 12 и 14 с натягом.

Пружйны предлагаемого диска сцепления не проворачиваются по отношению к телу втулки. Однако, можно себе представить и такой вариант исполнения, согласно которому, например, пружина 11 вначале не дейстВует и поворачивается по отношению к втулке 1, поскольку она установлена в соответствующем окне 14 с предварительным напряжением. При этом окна диска 2 и колец 6 допускают некоторый проворот фрикционного дис1 35 ка и в соответствии с желаемыми ха-, рактеристиками демпфирования, можна в ыбра ть ок на 1 4 ме н ьше го ра з мера, чем окна в кольцах 6.

Согласно иному варианту диска сцепления фрикционный диск 3, несу- 40 щий накладки, расположен в промежуточном пространстве по оси между .двумя несущими дисками 2 и содержит дополнительный диск 19, который имеет накладки 20 и жестко связан с 45 диском 3 через заклепку 21. B пространстве, расположенном по оси между боковыми дисками 2, также пре,дусмотрено фрикционно-нагрузочное устройство 22, которое состоит из 5щ фрикционного диска 23, охватывающего втулку по окружности, и фрикционных накладок 24. В отличие от первого варианта фрикционно-нагруэочное устройство в тех пределах по- 55 ворота, в которых оно не действует, поворачивается вместе с диском 3 и приходит в действие в конце его поворота относительно втулки 1.

Фрикционные демпфируюшие накладки 24 затянуты в осевом направлении диском 25, а фрикционная накладка 26 нагружена в осевом направлении тарельчатой пружиной 27.

Группа пружин 11, помещенных в направлении окружности, расположена в окнах 28 и в дисках 2 в соответствующей группе окон 12 и 29.

Распорная заклепка — упор 30, .соединяющая оба диска один с другим, служит, в первую очередь, в качестве упора, приходящего в действие после преодоления начального угла поворота.

Для получения плоской характеризующей линии при относительном провороте фрикционного диска 3 по отношению к втулке 1 концевые витки пружины 11 в исходной позиции упираются в торцы окон 28 и 12. Для йо" нечной области проворота также предусмотрена пружина 11, удерживаемая в такого же размера окнах 28.Окна 12 . выполнены длиннее в направлении окружности на допустимую углом проворота величину окна 28. В конце проворота действуют фрикционные накладки 26 и накладки 20. Для пружин 11 в фрикционном диске 23 предусмотрены окна, которые имеют такую же величину, что и окна 12 в дисках 2, или же больше этой величины.

В конце поворота стенка отверстия 31 диска 23 толкает упор 30, благодаря чему при углах поворота, превышающих норму, диск 23 останавливается и дополнительно к действию фрикционных накладок 26 добавляется действие фрикционных накладок 20.

Кроме того, могут бить установлены пружины 11, которые монтируются в окнах 12 и 28, имеющих тангенциа.льную длину. В конце поворота эти пружины в обоих направлениях поворота контактируют со стенками этих отверстий и сжимаются.

Обратный поворот фрикционного диска 3 производится одной или несколькими пружинами 11, при этом если работает одна пружина, следует либо выполнить окно 12 соответственно ее длине или сделать его больше.

Возврат деталей 19 и 23 в исходную позицию производится пружинами 11, причем предварительное напряжение в исходной позиции должно быть выбрано как минимум такой же величины, как и момент трения фрикционных накладок.

1085514 краи(аюи ий гюивеи фиг. 2

Составитель И. Яцунов

Техред М. Гергель КоРРектоР O. Билак

Редактор В.Данко

2052/56 Тираж„913 Подп и си ое

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по деЯьм изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Диск сцепления,преимущественно для автомобилей Диск сцепления,преимущественно для автомобилей Диск сцепления,преимущественно для автомобилей Диск сцепления,преимущественно для автомобилей Диск сцепления,преимущественно для автомобилей 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных и тормозных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, содержащим полимерный композиционный фрикционный элемент и эксплуатирующимся в различных фрикционных узлах

Изобретение относится к фрикционным изделиям, имеющим кольцевую форму и эксплуатирующимся под воздействием значительных крутящих моментов
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах автомототехники, железнодорожного транспорта, машин и оборудования, муфтах сцеплений
Изобретение относится к фрикционным изделиям, преимущественно безасбестовым, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах

Изобретение относится к высокотемпературным композиционным материалам, полученным инфильтрацией газовой фазы химического вещества и осаждением матрицы связующего материала в пористой структуре
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах автомототехники

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам
Наверх