Гайка ходового винта

 

ГАЙКА ХОДОВОГО ВИНТА, преи мущественно для прецизионного координатографа , содержащая корпус два ролика, взаимодействующие с про филем резьбы ходового винта, смещенные относительно друг друга на половину шага винта, установленные на цилиндрических оправках, смонтированных в корпусе и связанных друг с другом устройством дл,яприжатия роликов к винту, включающим упругую связь, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности и плавности передачи, устройство для прижатия роликов к винту выполнено в виде двух Г-обраэных качающихся . рычагов, каждый из КОТОЕЖЛХ имеет цилиндрический выступ в средней части, взаимодействующий с оправкой , а упругая связь - в виде винтовой пружины растяжения, соединяющей рычагов. f

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(5В F 16 Н 25 22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ .К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Я

В

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2416538125-28 (22) 01.11.76 (46) 07.06.84. Бюл. 9 21 (72) Ш.А»Лорман и E.Â.Ñèáèðöåâà (71) Киевский научно-исследовательский конструкторский и технологический институт периферийного оборудования (53) 621.833.35 (088,8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

М 318762, кл. F 16 Н 25/22, 1970. (54) (57) ГАЙКА ХОДОВОГО ВИНТА, преимущественно для прецизионного координатографа, содержащая корпус, два ролика, взаимодействующие с профилем резьбы ходового винта, смеÄÄSUÄÄ 1096418 А щенные относительно друг друга на половину шага вин та, ус тановленные на цилиндрических оправках, смонтированных в корпусе и связанных друг с другом устройством для прижатия роликов к винту, включающим упругую связь, о тл ич ающа яс я тем, что, с целью повышения точности и плавности передачи, устройство для прижатия роликов к винту выполнено в виде двух Г-образных качающихся рычагов, каждый из которых имеет цилиндрический выступ в средней части, взаимодействующий с оправкой, а упругая связь — в виде винтовой пружины растяжения, соединяющей концы рычагов.

1096418

Изобретение относится к точной механике и может найти применение в приборостроенчи и станкостроении в составе винтового механизма пре<изионных устройств (координатографы, станки с ЧПУ, микроскопы). 5

Известна гайка ходового винта, преимущественно для прецизионного координатографа, содержащая корпус, два ролика, взаимодействующие с профилем резьбы ходового винта, смещенные относительно друг друга на половину шага винта, установленные на цилиндрических оправках, смонтированных в корпусе и связанных друг с другом устройством для прижатия роликов к винту, выполненным в виде скобы с заведенным в нее кулачком, прижимаемым к пружине (упругая связь) регулировочным винтом, ввернутым в тело скобы. Упругая связь выполнена в виде П-образной пластины (1). 20

Недостатком извес тной гайки является погрешность передачи, равная разности между половиной шага ходового винта и расстоянием между плоскостями симметрии роликов, измеренным по оси винта. Это обусловлено тем, что прак тически один из роликов контактирует с профилем резьбы винта двумя точками, а другой — одной точкой, что при случайном из- 30 менении силовых факторов может вызвать дополнительное перемещение гайки и послужить причиной наруше. ния плавности в работе.

Цель изобретения — повышение точности и плавности передачи.

Указанная цель достигается тем, что в гайке ходового винта, преимущественно для прецизионного координатографа, содержащей корпус, два ролика, взаимодействующие с профилем резьбы ходового винтар смещенные относительно друг друга на половину шага винта, установленные на цилиндрических оправках, смонтированных в корпусе и связанных друг с другом устройством для прижатия роликов к винту, включающим упругую связь, устройство для прижатия роликов к ,винту выполнено в виде двух Г-образных качающихся рычагов, каждый иэ 50 которых имеет цилиндрический выступ в с<сидней части, взаимодействующий с оправкой, а упругая связь — в ви,це винтовой пружины растяжения, соединяющей концы рычагов. 55

На фиг. 1 иэобрах<ена гайка ходового винта, продольный разрезу на фиг. 2 — разрез A-A на фиг. 1.

Гайка ходового винта содержит корпус 1, имеющий два отверстия, оси которых пересекают ось ходового винта 2 и перпендикулярны ей. В каждом отверстии смонтирована с возможностью перемещения цилиндрическая оправка 3, на которой с помощью оси 4, шарикоподшипников 5 и распорных шайб б установлен ролик 7, рабочая поверхность которого является частью тороидаЛьной поверхности.

Подгонкой толщины шайб 6 при изготовлении добиваются устранения осевого зазора в роликах и расстояния между плоскостями симметрии роликов по оси винта, равного половине шага винта, На наружном торце оправки 3 выПолнен паз, на цилиндрической поверхности — канавки для смазки.

В пазах корпуса 1 с помощью осей

8 установлены два качающихся Г-образных рычага 9, содержащих в средней части (на уровне осей оправок 3) цилиндрический выступ, взаимодействующий с оправкой 3. Рычаги установлены таким образом, что расстояние между осями рычагов больше расстояния между осями цилиндров выступов

2) °

Койцы рычагов 9 связаны винтовой пружиной 10 растяжения. Регулирование натяжения пружины осуществляется гайкой 11. Гайка крепится к столу

12 (станка) винтами 13 и штифтами

14

Гайка ходового винта работает следующим образом.

При вращении ходового винта 2 ролики 7, контактируя с профилем резьбы под воздействием пружины 10, вращаются вокруг осей 4 и перемещают гайку вместе со столом 12 по направляющим. Благодаря возможности справок 3 перемещаться в осевом направлении конструкция гайки обеспечивает плавную передачу при некоторой непараллельности оси винта 2 направляющим стола 12 °

Количество точек контакта каждого ролика с профилем резьбы винта сохраняется в связи с тем, что при выбранном соотношении размеров (l. ) L ) механизм, состоящий из рычагов 9 и оправок 3, находится в состоянии устойчивого равновесия, соответствующего минимальному значению потенциальной энергии прух<ины 10, изменение положения оправок в осевом направлении в любую сторону от номинального положения увеличивает расстояние между койцами рычагов 9, а значит увеличивает потенциальную энергию пружины 10, которая возвращает систему в равновесное состояние, Гайка ходового винта, преимущественно для прецизионного координатографа, обладает повышенной точностью и плавностью в работе.

1096418

A-4

8 Ф

Риа Х

Сос тав и тель Р. Ожин а

Редактор С.Квятковская Техред H.Метелева, Корректор С.Шекмар

Заказ 3771/25 Тираж 9l3 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

ll3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r.Óæãoðîä, ул.Проектная, 4

Гайка ходового винта Гайка ходового винта Гайка ходового винта 

 

Похожие патенты:

Привод // 1054607

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в винтовых передачах для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для преобразования возвратно-поступательного движения в одностороннее вращательное

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам и устройствам для преобразования возвратно-поступательного движения в одностороннее вращательное, что особенно используется в транспортном и энергетическом машиностроении

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых приводах, эксплуатируемых в затрудненных условиях

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в механических приводах

Изобретение относится к механизмам для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот

Изобретение относится к электромеханическим приводам и предназначено для использования в устройствах, где рабочее звено, например поворотная радиолокационная антенна, совершает секторное качание
Наверх