Составное зубчатое колесо

 

1. СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО , содержащее зубчатый венец и ступицу, скрепленные посредством клеевого соединения, отличающее с я тем, что, с целью увеличения долговечности, поверхность сопряжения венца и ступицы имеет цилиндрические и конические участки, 2.Колесо по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено промежуточным элементом с цилиндрическими и коническими участками, соответствующими таким же участкам венца и ступицы. 3.Колесо по пп. 1 и 2, о т л и чающееся тем, что в теле венца и ступицы или в теле промежуточного элемента вьтолнены кольцевые и радиальные канавки. (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

3 F 16 Н 55/17

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ !

УС6@36ве

А ТЕНТНЕ.

Jq

МЩ 4,,c, +

Щ1Я ЦЩ "4 (21) 3565073/25-28

-(22) 14.03.83 (46) 30. 06.84, Бюл. У 24 (72) О.В.Берестнев, В.Л.Басинюк, A. С. Соболев, С. Г. Хилло, А. А. Сверчков, Е.A. Лисовский, А.В. Корзун и А.И.Гоман (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (53) 621.833 (088.8) (56) 1. Патент Франции У 2308842, кл. F 16 Н 55/04, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР

У 223532, кл. F 16 Н 55/04, 1967 (прототип) . (54)(57) 1. СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО, содержащее зубчатый венец и.Л0„1100452 А ступицу, скрепленные посредством клеевого соединения, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью увеличения долговечности, поверхность сопряжения венца и ступицы имеет цилиндрические и конические участки.

2. Колесо по п. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что оно снабжено промежуточным элементом с цилиндрическими и коническими участками, соответствующими таким же участкам венца и ступицы.

3. Колесо по пп. 1 и 2, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что в теле венца и ступицы или в теле промежуточного элемента выполнены кольцевые и радиальные канавки.

i 100452

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах.

Известно составное зубчатое колесо, содержащее зубчатый венец

5 и ступицу, скрепленные посредством сварного шва 1 7.

Недостатками данной конструкции являются низкая долговечность зубчатого венца вследствие термического влияния, вызванного процессом сварки, на зубья, а также низкие виброизолирующие свойства соединения.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является сос- 15 тавное зубчатое колесо, содержащее зубчатый венец и ступицу, скрепленные посредством клеевого соединения (27.

Недостатком известной конструкции является низкая долговечность клеевого соединения вследствие того, что для обеспечения высокого . качества и прочности склеивания необходимо сжатие склеиваемых поверхностей по нормали к поверхности с

25 заданным усилием, что невозможно обеспечить при сопряжении цилинд -— рических поверхностей. К оме того, цилиндрические поверхности изготавливаются с определенным допуском, в рамках которого происходит рассеивание их действительных размеров.

Это вызывает значительные колебания зазоров в соединении, что приводит к значительным колебаниям механичес- З5 ких свойств клеевого соединения и к снижению его качества. Наличие допусков на обработку цилиндрических поверхностей снижает точность центрирования зубчатого венца относи- 4О тельно ступицы и вала, что в свою очередь, снижает точность зубчатого колеса.

Цель изобретения — увеличение дол. говечности колеса. 45

Указанная цель достигается тем, что в составном зубчатом колесе, содержащем зубчатый венец.и ступицу, скрепленные посредством клеевого соединения, поверхность сопряжения 50 венца и ступицы имеет цилиндрические и конические участки.

Кроме того, составное зубчатое колесо может быть снабжено промежуточным элементом с цилиндрическими 55 и коническими участками, соответствующими таким же учаСткам венца и ступицы.

В теле венца и ступицы или в теле промежуточноге элемента выполнены кольцевые и радиальные канавки.

На фиг. 1 показана конструкция составного зубчатого колеса без промежуточных элементов; на фиг. 2—

4 — то же, с промежуточным элементом; на фиг. 5 — радиальная канавке на конических элементах колеса без промежуточных элементов, разрез; на фиг. 6 — разрез А-А на фиг. 5.

Зубчатое колесо (фиг. 1) состоит из ступицы 1 и зубчатого венца 2, склеенных по коническим поверхнос тям 3. Самоустановка склеиваемых поверхностей обеспечивается податливыми консолями 4 и 5, образованными кольцевыми канавками 6 и 7 и разделенными радиальными канавками на участки,(радиальные канавки видны на фиг. 5 и 6). Центрирование венца на ступице осуществляется по цилиндрическим пояскам 8 и 9.

В зубчатых колесах (фиг. 2-4) центрирование осуществляется по цилиндрическим пояскам 8-11, а между венцом и ступицей располагаются промежуточные элементы 12 и 13. ":la фиг. 2 показана конструкция зубчатого колеса с одним промежуточным элементом 12, а на фиг. 3 и 4 — с двумя промежуточными элементами 12 и 13, у которых выполнены кольцевые канавки 14. Канавки могут выполняться с внешней стороны элемента, обращенной к торцу колеса (фиг. 3), или с внутренней конусообразной стороны, обращенной внутрь колеса (фиг. 4) .

Кроме того, промежуточные элементы

12 и 13, показанные на фиг, 2 — 4, имеют радиальные канавки, разделяющие элемент на несколько частей.

На фиг. 5 и 6 показаны продольный и поперечный разрезы зубчатого колеса без промежуточного элемента, где видны радиальные канавки.

Колесо работает следующим образом.

Усилие от венца к ступице при

I работе передачи воспринимается клее- . вым соединением по коническим поверхностям 3. Центровка венца относительно ступицы обеспечивается поясками

8-11

Благодаря кольцевым и радиальным канавкам, выполненным на составляющих частях зубчатого колеса, а такж применению клея для их соединения собранное зубчатое колесо обладает

1 004 52 и

Диг. 3

Э 1 достаточной податливостью, что повышает его долговечность при одновременном снижении уровня вибрации н шума, а при заполнении проточек и прорезей демпфирующим материалом вибрация и шум снижаются еще больше.

Кроме того., указанные прорези и проточки обеспечивают высокое качество .сопряжения деталей колеса и необходимые зазоры между ними, что в совокупности с возможностью создания определенного давления на склеивае4 . мые части, вытекающей из конструкции зубчатого колеса, обеспечивает высокое качество и прочность клеевого .соединения .

Предлагаемая конструкция колеса обладает также повышенной ремонтопригодностью, так как при износе зубчатого венца колесо может быть нагрето до температуры разрушения клея, 10 зубчатый венец снят и на его место установлен восстановленный или заново изготовленный зубчатый венец.

I 1 00+ 5g

Составитель В.Сергеев

Редактор Ю. Ковач Техред JI. Коцррбннк Корректор А.. Зимокосов

Заказ 4565/30 Тираж 913 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открьггий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ПП11 "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составное зубчатое колесо Составное зубчатое колесо Составное зубчатое колесо Составное зубчатое колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть использовано для зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в мобильной и бытовой технике

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в планетарных передачах с большими передаточными отношениями и передачах с паразитными шестернями, работающих в вакууме при отсутствии смазки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах для регулирования взаимного расположения сопрягаемых зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в передачах, редукторах и трансмиссиях для привода различных машин и механизмов

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к составам сталей, применяемых для изготовления ведущего и ведомого зубчатых колес, работающих в паре

Изобретение относится к ремонту деталей машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения уровня шума различных трансмиссий
Наверх