Тренажер транспортного средства

 

ТРЕНАЖЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА , содержащий макет рабочего .места водителя с органами управления, вычислительное устройство, входы которого свяэаны с органами управления , кинопроектор, вход которого электрически через регулятор скорости связан с одним из выходов вычислительного устройства, экран, блок считывания информации, связанный электрически с одним из входов вычислительного устройства, переключатель режимов, блоки индикации и регистрации и механизм поворота кинопроектора , связанный с вычислительным устобучения путем воспроизведения режимов работы системы охлаждения двигателя после его остановки, он снабжен имитатором автоматического включения системы охлаждения двигателя после его остановки, вход которого соединен с другим выходом вычислительного устройства, а один из выходов - с одним из входов переключателя режимов, имитатором ручного включения системы охлаждения двигателя после его остановки , подключенным к другому .входу переключателя режимов, и блоком упI равления, один вход которого соединен с выходом переключателя режи л мов, другой - с другим выходом имитатора автоматического включения системы охлаждения двигателя после его остановки, а выход - с блоком регистрации, при этом выход переключателя режимов соединен с блоком индикации.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

09) (И) 5

g g G 09 В 9/04

ГОСУДАРСТВЕННЬ1Й КОМИТЕТ СССР

hO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВтоеекоММ с ятяЛьСтВМ э, — 1 Ю1Х ф ., I I l ! (° %

1 Н@1аО 4 ЩА (21) 3564338/27-11 (22) 18.01.83 (46) 30.06.84. Бюл. У 24 (72) Н,M.Áåëÿêîâ и В.В.Никольский (53) 629. 1.014.9(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 936013, кл. G 09 В 9/04, 1980 (прототип). (54) (57) ТРЕНАЖЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий макет рабочего места водителя с органами управления, вычислительное устройство, входы которого связаны с органами управления, кинопроектор, вход которого электрически через регулятор скорос1 ти связан с одним из выходов вычислительного устройства, экран, блок считывания информации, связанный электрически с одним из входов вычислительного устройства, переключатель режимов, блоки индикации и регистрации и механизм поворота кинопроектора, связанный с вычислительным устройством, отличающийся. тем, что, с целью повьпиения качества обучения путем воспроизведения режимов работы системы охлаждения двигателя после его остановки, он снабжен

) имитатором автоматического включения системы охлаждения двигателя после его остановки, вход которого соединен с другим выходом вычислительного устройства, а один из выходов — с од1 ним из входов переключателя режимов, имитатором ручного включения системы охлаждения двигателя после его остановки, подключенным к другому входу переключателя режимов, и блоком управления, один вход которого соединен с выходом переключателя режимов, другой — с другим выходом имитатора автоматического включения системы охлаждения двигателя после

его остановки, а выход — с блоком регистрации, при этом выход переключателя режимов соединен с блоком индикации.

50

4 »0

Изобретение относится к техническим средствам обученИя вождению транспортных средств и может быть использовано для обучения управлению при подготовке водителей.

Известен тренажер транспортного средства, содержащий макет рабочего места водителя с органами управле ния, вычислительное устройство, входы которого связаны с органами управления, кинопроектор, вход которого электрически через регулятор скорости связан с одним из выходов вычислитель ного устройства, экран, блок считывания информации, связанный электрически с одним из входов вычислительного устройства, переключатель режимов,блоки. индикации и регистрации и механизм поворота кинопроектора, связанный с вычислительным устройством 111.

Недостатком известного тренажера является невозможность воспроизведения режимов работы системы охлаждения двигателя после его остановки, что снижает качество обучения водителей управлению транспортными средствами, оборудованными системой охлаждения двигателя после его остановки и органами управления его.

Цель изобретения — повышение ка чества обучения путем воспроизведения режимов работы системы охлаждения двигателя после его остановки.

Указанная цель достигается тем, что тренажер транспортного средства, содержащий макет рабочего места водителя с органами управления, вычислительное, устройство, входы которого связаны с органами управления, кинопроектор, вход которого электрически через регулятор скорости связан с одним из выходов вычислительного устройства, экран, блок считывания информации, связанный электрически с одним из входов вычислительного устройства, переключатель режимов, блоки индикации и регистрации и механизм поворота кинопроектора, связанный с вычислительным устройством, снабжен имитатором автоматического включения системы охлаждения двигателя после его остановки, вход которого соединен с другим выходом вычислительного устройства, а один нз выходов — с одним из входов переключателя режимов, имитатором руч ного включения системы охлаждения двигателя после его остановки, под0635 2 ключенным к другому входу переключателя режимов, и блоком управления, один вход которого соединен с выходом переключателя режимов, другой—

5 с другим выходом имитатора автоматического включения системы охлаждения двигателя после его остановки, а выход — с блоком регистрации, при этом выход переключателя режимов соединен с блоком индикации.

На фиг. t изображена блок-схема тренажера; на фиг. 2 — принципиальная схема имитаторов автоматического и ручного включения системы охлаждения двигателя после его остановки и блоков управления, индикации и регистрации.

Тренажер содержит макет 1 рабочего места водителя с органами управления, вычислительное устройство 2, входы которого связаны с органами управления, регулятор 3 скорости проекции, вход которого связан с одним из выходов вычислительного устройства 2, кинопроектор 4, один вход которого электрически соединен с регулятором 3 скорости проекции, а другой вход кинематически соединен с механизмом 5 поворота, экран 6, оптически соединенный с кинопроектором 4, 30 блок 7 считывания информации, вход которого оптически соединен с кинопроектором, а выход электрически связан с одним из входов вычислительного устройства, имитатор 8 автоматического включения системы охлаждения двигателя после его остановки, вход которого соединен с другим выходом вычислительного устройства, переключатель 9 режимов, один вход которого соединен с одним из выходов имитатора 8 автоматического включения системы охлаждения двигателя после

его остановки, имитатор 10 ручного включения системы охлаждения двигателя после его остановки, подключенный к друпому входу переключателя 9 режимов, блок 11 управления, один вход которого соединен с выходом переключателя 9 режимов, другой — с другим выходом имитатора 8 автоматического включения системы охлаждения двигателя после его остановки, блок 12 индикации, соединенный с выходом переключателя 9 режимов, и блок 13 регистрации, подключенный к выходу блока 11 управления.

Имитатор 8 автоматического включения системы охлаждения двигателя! 100635 после его остановки содержит логический элемент 14 типа 2И-НЕ, вход которого является входом имитатора 8, триггер 15, вход S которого соединен с выходом логического элемента 14, логический элемент 16, один вход которого соединен с выходом логического элемента 14, другой — с выходом триггера 15, — а выход — с

10 входом 17 переключателя 9 режимов, резистор 18, подключенный к плюсу источника питания, резистор 19, подключенный через кнопку 20 к плюсу источника питания, логический элемент 21, входы которого соединены с резисторами 18 и 19, конденсатор 22, подключенный к минусу источника питания, к одному из входов логического элемента 21, соединенному с резистором 18, логический элемент 23, вход 20 которого соединен с выходом логического элемента 21, а выход — с входом К триггера 15. Выходы логического элемента 16 и триггера 15 являются выходами имитатора 8 автоматичес25 кого включения системы охлаждения двигателя после его остановки.

Имитатор 10 ручного включения системы охлаждения двигателя после его остановки содержит выключа- 30 тель 24, цодключенный к плюсу источника питания, резистор 25, подключенный к выключателю 24, логический элемент 26, вход которого соединен с резистором 25, а выход — с входом 27 3S переключателя 9 режимов. Выход логического элемента 26 является выходом имитатора 10 ручного включения системы охлаждения двигателя после его остановки. 40

Блок 12 индикации содержит транзистор 28, база которого соединена с выходом 29 переключателя 9 режимов, диод 30, тиристор 31, посредством которых коллектор транзистора 28 45 соединен с индикатором 32. База транзистора 28 является входом блока 12 индикации.

Блок 13 регистрации содержит транзистор 33, реле 34, разомкнутый g0 контакт 35 которого соединен с базой транзистора .33, последовательно соединенные резистор 36 и конденсатор 37, подключенные посредством замкнутого контакта 38.реле 34 к 55 источнику питания. Коллектор транзистора 33 соединен с регистрирующими приборами 39.и через резистор 40 — с плюсом источника питания.

В цепь базы транзистора 33 включены контакты 41 реле 34. База транзистора 33 является входом блока 13 регистрации.

Блок .11 управления содержит триг- гер 42, вход К которого подключен к выходу 29 переключателя 9 режимов, вход S через конденсатор 43 — к минусу источника питания, а через резистор 44 — к плюсу источника питания, логический элемент 45, один вход которого соединен с выходом триггера 42, а другой — с выходом триггера 15, логический элемент 46, вход которого соединен с выходом логического элемента 45, а выход— с контактами 41.

Тренажер работает следующим образом.

Обучаемый, находясь в макете 1 рабочего места, воздействует на органы управления. В зависимости от положения органов управления вычислительное устройство 2 формирует сигнал, соответствующий уровню логического "0" при остановленном двигателе, сигнал, соответствующий уровню логической "1" после запуска двигателя, и сигнал, пропорциональный скорости движения транспортного средства, который через регулятор 3 скорости проекции обеспечивает необходимую скорость протяжки киноленты в кинопроекторе. Изображение местности, заснятое на киноленте с помощью кинопроектора 4 проецируется на экран 6. Сигналы с выхода вычис лительного устройства 2 поступают на вход логического элемента 14.

Тренажер работает в двух режимах, устанавливаемых инструктором с помощью переключателя 9 режимов: в режиме автоматического включения системы охлаждения двигателя после его остановки (Х-е положение переключателя 9 режимов) и в режиме ручного включения системы охлаждения двигателя после его остановки- (П-е положение переключателя 9 режимов).

При работе тренажера в режиме автоматического включения системы охлаждения двигателя после его остановки при включении источника питания на выходе триггера 15 Формируется сигнал, соответствующий уровню логического "0", так как на входе S его есть сигнал, соответствующий уровню логической "1", сформированный логическим элементом 14, а на

S 1100635 6 входе Н кратковременно появляется элемента !4 "0" на выходе триггеi

У сигнал, соответствующйй уровню логи" ра 15 сигнал ".1", .на выходе логичесческого "0" (только в момент включе- кого элемента 16 остается сигнал"1". ния источника питания), после вклю- На выходе триггера 42 остается сигчения источника питания на входе R 5 на "1", который подается на один будет сигнал "!", сформированный из входов логического элемента 45, а логическими элементами 21 и 23, кон- на другой вход логического элеменденсатором 22 и резисторами 18 и 19. та 45 поступает сигнал "1" с выхода

С выхода триггера 15 сигнал, соот- триггера 15. В результате на выходе ветствующий уровню логического "0", 10 логического элемента 45 формируется подается на вход логических элемен- сигнал, соответствующий уровню лотов 16 и 45, на другой вход логичес- гического "0", на выходе логическо,кого элемента 16 подается сигнал, го элемента 46 — сигнал "1", котосоответствующий уровню логической рый через замкнутые контакты 41 по"1" с выхода логического элемен- 1s ступает на базу транзистора 33 и от та 14. В результате на выходе логи- крывает его. Регистрирующие прибоческого элемента 16 формируется сиг- ры 39 показывают температуру охлажданал, соответствующий уровню логичес- ющей жидкости и масла. кой "1"., который через контакты пере- После остановки двигателя с вычисключателя 9 режимов подается на 20 лительного устройства 2 на вход ловход триггера 42 и на вход транзисто- гического элемента 14 подается сигра 28. Транзистор 28 открывается, в нал, соответствующий уровню логичесрезультате чего тиристор 31 закрыт, кого "0". На выходе логического элеиндикаторы 32 не светятся, реле 34 мента 14 формируется сигнал "1", кообесточено. 25 торый подается на вход S триггера 15

На выходе триггера 42 формируется и на вход логического элемента 16. сигнал, соответствующий уровню логи- На выходе триггера 15 останется сигческой "1", так как на входе R его нал "0", который подается на другой есть сигнал, соответствующий уровню вход логического элемента 16. На вылогической "1", поданный с выхода З0 ходе последнего формируется сигнал переключателя 9 режимов, а на вхо- "0", который с выхода переключатеде S кратковременно появляется сиг- ля 9 режимов поступает на вход R нал, соответствующий уровню логичес- триггера 42 и на базу транзистора 28. кого "0" (только в моменты включения Транзистор 28 закрывается, и на вход источника питания),сформированный 35 тиристора3 1 через диод 30будетпо конденсатором 43 и резистором 44. дан отпирающий потенциал, который

С выхода триггера 42 сигнал, соответ- откроет тиристор 31, в результате ствующий уровню логической "1", чего засветятся индикаторы 32, сигподается «на вход логического элемен- нализируя обучаемому и инструктору та 45. На второй вход логического 40 о включении системы охлаждения двиэлемента 45 подается сигнал, соот- гателя. При этом сработает также реветствующий уровню логического "0" ле 34, подключая заряженный конденс выхода триггера 15. В результате сатор 37 через резистор 36 и конна выходе логического элемента 45 такт 35 к базе транзистора 33. Конформируется сигнал, соответствующий 4 такты 41 реле 34 размыкаются, отклюуровню логической "1", который по- чая выход логического элемента 46 от ступает на вход логического элемен- базы транзйстора 33 Изменение потента 46, на выходе которого формирует- циала конденсатора 37 обеспечивает ся сигнал, соответствующий уровню плавное уменьшение показаний регистлогического "0", который через замк- рирующих приборов 39, что указывает нутые контакты 41.подается на базу обучаемому и инструктору о снижении транзистора 33. В результате транзис- температуры охлаждающей жидкости и тор 33 закрыт, показания регистри- масла в процессе охлаждения двигатерующих приборов 39 отсутствуют. ля.

После запуска "двигателя" на вход По окончании процесса охлаждения

55 логического элемента 14 с выхода вы- двигателя, контролируемого по измечислительного устройства 2 поступает нениям показаний регистрирующих присигнал, соответствующий уровню логи- боров 39, обучаемый нажимает кнопческой "1". На выходе логического ку 20 и на вход R триггера 15 подает1 100635 ся сигнал, соответствующий уровню логического "0", сформированный логическими элементами 21 и 23, конденса-. тором 22 и резисторами 18 и 19. На выходе триггера 15 формируется сигнап "0", под действием которого на выходе логического элемента 16 формируется сигнал "1", который через контакт переключателя 9 режимов подается на вход R триггера 42 и на базу тран- зистора 28. Транзистор 28 открывается, закрывая тиристор 31. При этом инди,каторы 32 отключаются от источника питания, сигнализируя обучаемому и инструктору о завершении процесса 15 охлаждения двигателя. Реле 34 обесточивается, контакты 38 замыкаются, подключая резистор 36 и конденса тор 37 к источнику питания, контакты 41 замыкаются, подключая выход 20 логического элемента 46 к базе транзистора 33. На выходе триггера 42 остается сигнал "0", который подает-ся на один из входов логического элемента 45, на другой вход которого 25 подается сигнал "0" с выхода триггера IS. На выходе логического элемента 45 формируется сигнал "1", а на выходе логического элемента 46 — сигнал "О". При этом оказания регист; зв рирующих приборов 39 отсутствуют.

В режиме ручного включения системы охлаждения двигателя после его остановки(П-е положение переключателя 9 режимов) блок l1 управления ра- З ботает аналогично описанному. Отличие работы тренажера в режиме ручного включения системы охлаждения состоит в том, что после остановки двигателя на выходе логического элемен- 4О та 26 будет сигнал "1", который держит транзистор 28 открытым. В результате тиристор 31 остается закрытым и индикаторы 32 не засвечиваются до тех пор, пока обучаемый не включит выключатель 24. После остановки двигателя обучаемый вручную включает выключатель 24. При этом на выходе логического элемента 26 появляет. ся сигнал "1", а на выходе его фор, мируется сигнал "0", который через контакты переключателя 9 режимов подается на базу транзистора 28, закрывая его. В результате на вход тиристора 31 через диод 30 подается напряжение, которое открывает тиристор 31. При этом засветятся индикаторы 32, сигнализирУя обучаемому инструктору о включении системы охлаждения двигателя. Одновременно плавно уменьшаются показания регистрирующих приборов 39, указывая на постепенное снижение температуры охлаждающей жидкости и масла.

По завершении процесса охлаждения двигателя, устанавливаемому по стабилизации показаний регистрирующих приборов 39, обучаемый отключает выключатель 24. На выходе логического элемента 26 появляется сигнал,"1", транзистор 28 открывается, тиристор 31 закрывается, индикаторы 32 отключаются от источника питания, сигнализируя обучаемому и инструкто-. ру о завершении процесса охлаждения двигателя.

Таким образом, в предлагаемом тренажере имитируется работа системы охлаждения двигателя после его остановки, что повышает качество обуче ния водителей управлению транспортным средством.

1 300635

Составитель Н.Маэепов

Редактор К.Волощук ТехрадТ. Дубинчак КоРРектоР М.Демчик

Закаэ 4584/38 Тираж 447 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Тренажер транспортного средства Тренажер транспортного средства Тренажер транспортного средства Тренажер транспортного средства Тренажер транспортного средства Тренажер транспортного средства Тренажер транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх