Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора

 

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЛЩИНЫ КОМПЕНСАТОРА ПРИ СБОРКЕ РЕДУКТОРА по авт.св. № 819562, отличающийся тем, что, с целью повьппения точности, после определения толщины компенсатора путем расчета алгебраической суммы измеренных расстояний , подбирают набор компенсаторных шайб, устанавливают этот набор между распорной втулкой и одним из подшипников на вал-шестерню, прикладывают к внутреннему кольцу подшипника осевую нагрузку, равную ранее приложенной к распорной втулке, измеряют расстояние между подшипниками и сравнивают его с ранее измеренным расстоянием, полученным при приложении к подшипникам заданной осевой нагрузки натяга подшипникового узла, и при несовпадении этих расстояний в пределах установленного допуска подбирают другой набор компенсаторных шайб и повторяют операции установки, нагружения подшипников (О и сравнения двух расстояний между подшипниками.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОЮ (11) заец С 01 В 5/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1 -:-Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 819562 (21) 3520820/25-28 (22) 14. 12.82 (46) 23.07.84. Бюл. Ф 27 (72) А.В.Воронин, В.И.Харитонов и И.А.Булавин (71) Московский автомеханический ин ститут (53) 531.717 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 819562, кл. С 01 В 5/06, 1978. (54)(57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЛЩИНЫ

K0MIEHCAT0PA ПРИ СБОРКЕ РЕДУКТОРА по авт.св. М 819562, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения точности, после определения толщины компенсатора путем расчета алгебраической суммы измеренных расстояний, подбирают набор компенсаторных шайб, устанавливают этот набор между распоркой втулкой и одним из подшипников на вал-шестерню, прикладывают к внутреннему кольцу подшипника осевую нагрузку, равную ранее приложенной к распорной втулке, измеряют расстояние между подшипниками и сравнивают его с ранее измеренным расстоянием, полученным прй приложении к подшипникам заданной осевой нагрузки натяга подшипникового узла, и при несовпадении этих расстояний в пределах установленного допуска подбирают другой набор компенсаторных шайб и повторяют операции Е установки, нагружения подшипников и сравнения двух расстояний между подшипниками. С:

1104355

Изобретение относится к машиностроению, а именно к технологии сборки агрегатных узлов, и может быть использовано для определения толщины компенсатора, устанавливаемо- 5

ro в редуктор между внутренним кольцом подшипника и распорной втулкой.

По основному авт.св. 819562 известен способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора, заключающийся в том, что подшипники устанавливают на валу-шестерне и помещают в корпусе редуктора, задают вращение корпуса редуктора, прикладывают заданную осевую нагрузку и измеряют расстояние между подшипниками, извлекают вал-шестерню из корпуса редуктора, устанавливают на вал-шестерню между подшипниками распорную втулку, прикладывают к 20 внутренним кольцам подшипников осевую нагрузку, превышающую по величине первую нагрузку, и измеряют расстоя. ние между подшипниками, а толщину компенсатора определяют как алгеб- 2 раическую сумму этих двух расстояний (1) .

Однако известный способ имеет недостаточно высокую точность, поскольку не учитывает реальные пара- 30 метры шайб, из которых набирается компенсатор, т.е, разнотолщинность в пределах допуска, непараллельность торцов, коробление, наличие заусенцев . 35

Целью изобретения является повышение точности определения толщины компенсатора при сборке редуктора.

Эта цель достигается тем, что согласно способу определения толщины 40 компенсатора при сборке редуктора, заключающемуся в том, что подшипники устанавливают на валу-шестерне и помещают в корпусе редуктора, задают вращение корпуса редуктора, прикла- 4> дывают заданную осевую нагрузку и измеряют расстояние между подшипниками, устанавливают на вал-шестерню между подшипниками распорную втулку, прикладывают к внутренним кольцам 50 подшипников осевую нагрузку, превышающую по величине первую нагрузку, и измеряют расстояние между подшипниками, а толщину компенсатора определяют как алгебраическую сумму этих 55 двух расстояний, после определения толщины компенсатора путем расчета алгебраической суммы измеренных расстояний, подбирают набор компенсаторных шайб, устанавливают этот набор между распорной втулкой и одним из подшипников на вал-шестерню, прикладывают к внутреннему кольцу подшипника осевую нагрузку, равную ранее приложенной к распорной втулке, измеряют расстояние между подшипниками и сравнивают его с ранее измеренным расстоянием, полученным при приложении к подшипникам заданной осевой нагрузки натяга подшипникового узла, и при несовпадении этих расстояний в пределах установленного допуска подбирают другой набор компенсаторных шайб и повт ряют операции установки, нагружения подшипников и сравнения двух расстояний между подшипниками.

На фиг. 1 изображено устройство. реализующее схему измерения расстояния между кольцами подшипников на шестерне-вале в корпусе редуктора под осевой нагрузкой и при вращении корпуса, на фиг. 2 — то же, с установкой распорной втулки между кольцами; на фиг. 3 — с установкой распорной втулки и набора компенсаторных шайб между кольцами.

Устройство содержит подшипники

1 и 2, предназначенные для установки на данном узле, вал-шестерню

3, корпус 4 редуктора, щуп 5, индикатор 6, распорную втулку 7, набор

8 компенсационных подшипников.

Способ осуществляется следующим образом.

Подшипники 1 и 2, предназначенные для установки на данном узле, устанавливают на валу-шестерне 3 и помещают в корпусе 4 редуктора, задают вращение корпуса 4 редуктора, к внутреннему кольцу внешнего подшипн:яка 1 прикладывают заданную осевую нагрузку натяга подшипникового узла и измеряют расстояние между подшипниками 1 и 2, например, путем измерения положения щупа 5 индикатора 6, взаимодействующего с наружным торцоМ внутреннего кольца внешнего подшипника 1.

Затем вал-шестерню 3 извлекают из корпуса 4 редуктора, устанавливают на вал-шестерню 3 между подшипниками 1 и 2 распорную втулку 7 и прикладывают к внутренним кольцам подшипников 1 и 2 осевую нагрузку, превышающую по величине первую нагрузку

1104355

20 и имитирующую усилие затяжки гайки (не показана) на валу-шестерне 3.

Измеряют расстояние между подшипниками 1 и 2 тем же способом, что и в первом случае, и определяют ориентировочную толщину компенсатора путем расчета алгебраической суммы этих двух расстояний, одно из которых берется с положительным, а другое — с отрицательным знаком. t0

Определив расчетным путем ориентировочную толщину компенсатора, подбирают соответствующий набор 8 компенсаторных шайб, устанавливают этот набор 8 между распорной втулкой tS

7 и внутренним кольцом одного из подшипников, например, внешнего, на вал-шестерню 3, прикладывают к внутреннему кольцу внешнего подшипника

1 осевую нагрузку, равную ранее приложенной к распорной втулке 7, измеряют расстояние между подшипниками 1 и 2 тем же способом, что и в двух предыдущих случаях, и сравнивают его с ранее измеренным расстоя- 25 нием, полученным при приложении к подшипникам 1 и 2 заданной осевой нагрузки натяга подшипникового узла, и при несовпадении этих расстояний в пределах установленного допуска подбирают другой набор 8 компенсаторных шайб, отличающийся на одну, размерную градацию от ранее использованного набора.

Затем повторяют описанные операции установки набора компенсаторных шайб на вал-шестерню 3, нагружения подшипников 1 и 2 осевой нагрузкой и сравнения двух расстояний между подшипниками 1 и 2. 40

Если в результате установки нового набора 8 компенсаторных шайб алгебраическая сумма двух расстояний оказалась в пределах установленного допуска, то на этом определение толщины компенсатора заканчивается, и набор 8 компенсаторных шайб поступает на окончательную сборку подшипникового узла.

Если же алгебраическая сумма расстояний окажется больше установленного допуска, то производится следующая замена набора 8 компенсаторных шайб на другой набор, отличающийся от предыдущего на одну размерную градацию.

Таким образом, учитывается податливость всех стыков при сборке и затяжке деталей на валу-шестерне, а также влияние на толщину компенсатора разнотолщинности шайб, непараллельности их торцов, коробления шайб, наличия заусенцев и других дефектов формы шайб, допускаемых по техническим условиям на эти детали.

При применении описанного способа повышается точность определения фактической толщины компенсатора, при которой может быть гарантирован заданный натяг подшипникового узла, а следовательно, обеспечена расчетная долговечность его элементов. Последнее обстоятельство обуславливает значимость предложенного способа для таких отраслей промышленности, как автомобилестроение, станкостроение, авиастроение и ряд других машиностроительных отраслей.

1104355

Фиг.8

Составитель Н.Тимошенко

Редактор Н.Лазаренко Техред Т.Маточка Корректор А.Дзятко

Заказ 5201/28 Тираж 587 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора 

 

Похожие патенты:

Слоемер // 922493

Изобретение относится к способу измерения толщины слоя пастообразного или тестообразного помола на движущейся поверхности и к устройству для измерения толщины слоя для реализации этого способа

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля толщины стенок сосудов и труб при диагностике оборудования тепловых электростанций

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для непрерывного измерения толщины металлической полосы

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к области измерительной техники

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к способу изготовления меры толщины покрытия

Изобретение относится к области технологии в кожевенной и меховой промышленностях
Наверх