Электрическая машина с воздушным охлаждением

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ, содержащая статор с многослойной обмоткой, подшипниковый щит с торцовой частью, имеющей вентиляционные отверстия, и цилиндрической частью, имеющей вентиляционные отверстия над лобовыми частями обмотки, и вентилятор, расположенный снаружи подщипникового щита, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения , лобовые части каждого последующего слоя обмотки имеют большую длину, чем предьщущего слоя. (Л о: 00 55

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

З(51> Н 02 К 9/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСЙОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

С0

1 Ь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2 1) 3573578/24-07 (22) 07.04.83 (46) 23.07.84. Бюл. И - 27 (72) П.В.Усов, Б.И.Евграфов, И.A.Íèêèòèíà, В.К.Игнатов, Б.П.Орлов, A.Ì.Çèáðoâ и Е.Ф.Михайлов (71) Научно-исследовательский и экспериментальный институт автотракторного электрооборудования и автоприборов и Московский завод автотракторного электрооборудования (53) 621. 313. 713 (088. 8) (56) 1. Василевский В.И. и др. Автомобильные генераторы. N.,"Òðàíñïîðò", 1978, с. 53.

2. Патент Чехословакии Ы - 153348. кл. 21 d 55оз г

„„SU„„1104618 А (54) (57) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ВОЗДУШНЬМ ОХЛАНДЕНИЕМ, содержащая статор с многослойной обмоткой, подшипниковый щит с торцовой частью, имеющей вентиляционные отверстия, и цилиндрической частью, имеющей вентиляционные отверстия над лобовыми частями обмотки, и вентилятор, расположенный снаружи подшипникового щита, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, лобовые части каждого последующего слоя обмотки имеют большую длину, чем предыдущего слоя. вентиляционные отверстия, и цилиндрической частью, имеющей вентиляционные отверстия над лобовыми частями обмотки, и вентилятор, расположенный снаружи подшипникового щита, лобовые части каждого последующего слоя обматки имеют большую длину, чем предыдущего слоя.

На фиг. 1 показана электрическая машина с воздушным охлаждением, продольный разрез; на фиг. 2 — статор с обмоткой в сборе; на фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 2.

Электрическая машина содержит статор 1 с многослойной обмоткой 2, подшипниковый щит 3 со стороны при— вода. В подшипниковом щите выполнены вентиляционные отверстия 4. На цилиндрической части 5 подшипникового щита 3 выполнены вентиляционные отверстия 6. На валу 7 закреплены вентилятор 8, шкив 9 и ротор 10. Между статором 1 и ротором 10 имеется воздушный зазор 11.

Обмотка 2 статора 1 в данном примере состоит из трех слоев 12-14.

Верхний слой 12 обмотки 2 прилегает к ярму 15 статора 1.

Длина вылета лобовой части последующего за 12-м слоя 13 больше в данноМ примере на величину ширичь слоя Ь, т.е. P<> = P +Ь; длина вылета лобовой части слоя 14 больше, чем слоя 12 на 2Ь, В общем случае разница длин лобовых частей следующих друг за другом слоев может быть меньше, чем величина о.

При вращении вала 7 под действием вентилятора 8 охлаждающий воздух поступает внутрь машины через вентиляционные отверстия в подшипниковом щите со стороны, противоположной приводу, проходит через воздушный зазор 1! и, охлаждая детали машины, выбрасывается через вентиляционные отверстия 4.

Вторая часть потока охлаждающего воздуха поступает через вентиляционные отверстия 6 и омывает слои 12-14 обмотки статора 2.

Вследствие того,что длина лобовой,части слоя 12 меньше, чем слоя 13, а слоя 13 меньше, чем слоя 14, поверхности обмоток обдуваются эффективно и в равной степени.

Технико-экономический эффект изобретения образуется за счет снижения нагрева обмотки статора, что позволяет увеличить ресурс обмотки и получить экономию обмоточного провода.

1 11046)8 1

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к электрическим машинам с воздушным охлаждением и гротяжной вентиляцией, например, к автомобильным генераторам

5 переменного тока.

Известен автомобильный генератор, содержащий статор с многослойной обмоткой, подшипниковые щиты с вентиляционными отверстиями, размещенными 1п напротив лобовых частей обмотки, и вентилятор.

В таком генераторе охлаждающий воздух поступает в вентиляционные отверстия подшипникового щита со сто- 15 роны, противоположной приводу, частично омывает лобовые части обмотки, проходит через воздушный зазор и уже нагретый попадает на лобовую часть обмотки статора со стороны при- 20 вода, далее через вентиляционные отверстия подшипникового щита со стороны привода выбрасывается наружу 1).

К недостаткам таких генераторов относится то, что охлаждающий воздух поступает на лобовые части обмоток со стороны привода уже нагретым и недостаточно эффективно охлаждает их.

Наиболее близкой к изобретению по техническОй сущности является электрическая машина с воздушным охлаждением, содержащая статор с многослойной обмоткой, подшипниковый щит с торцовой частью, имеющей вентиляционные отверстия, и цилиндрической частью, имеющей вентиляционные отвер- З5 стия над лобовыми частями обмотки, и снабженная вентилятором, расположенным снаружи подшипникового щита.

В такой машине охлаждающий воздух поступает не только через вентиля» 4О ционные отверстия напротив лобовых частей обмотки, но и через расположенные на цилиндрической части подшипникового щита со строны привода вентиляционные отверстия над лобовой 45 частью обмотки и охлаждает их холодным воздухом j2 j.

Недостатком известной машины явля-ется то,что охлаждение слоев обмотки происходит неравномерно,что снижает 50 эффект охлаждения электрической машины.

Целью изобретения является повышение эффективности охлаждения.

Указанная цель достигается тем, что в электрической машине с воздуш- 55 ным оклаждением „ содержащей статор с многослойной обмоткой, подшипниковый щит с торцовой частью, имеющей

1104618

19

13

12

Составитель А. Воинов

Редактор Т.Кугрышева Техред Т.Дубинчак Корректор В.Бутяга

Заказ 5318/41 Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r.Ужгород, ул.Проектная, 4

Электрическая машина с воздушным охлаждением Электрическая машина с воздушным охлаждением Электрическая машина с воздушным охлаждением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а именно к многофазному генератору электрической энергии (1), содержащему ротор (2) и статор (3), центрированные на оси вращения (4) ротора (2) и охлаждаемые при помощи по крайней мере одной цепи циркуляции (5) охлаждающей среды, генератор подает электрическое питание в сеть (6) через по крайней мере одно устройство согласования (7) рабочей частоты генератора (1) с частотой сети (6), в состав статора (3) входит, по крайней мере, часть 9 элементов устройства (7) согласования частоты

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к турбогенераторам с газовым охлаждением

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается систем охлаждения статоров посредством жидкого хладагента (охлаждающего агента), например воды или масла

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании вращающихся электрических машин с магнитными подшипниками, например турбогенераторов с воздушным охлаждением, имеющих замкнутый цикл вентиляции

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения электрических машин, а именно индукторных генераторов

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в приводе транспортного средства

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к особенностям конструктивного выполнения роторов электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении одно- и трехфазных двигателей, в том числе для бытовых многопрофильных систем

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей выполнения жидкостнозаполненных электрических машин

Изобретение относится к энергомашиностроению и может применяться как средство автономного энергоснабжения навигационных систем судов, самолетов, космических аппаратов, где имеются жесткие требования к качеству тока по частоте и напряжению
Наверх